15-я подводная экспедиция Тольятти - Тамань

Нептун-про, ЭПРОН, Керченский пролив, экспедиция, лагерь, порт КротковПланы экспедиции: обследование рифа Трутаева и подъем 20-ти мм зенитного автомата "Эрликон".

 

Экспедиция была хоть и малочисленна (9 аквалангистов и 20 "туристов"), но по-настоящему рабочей и "боевой". Как всегда экспедиция началась с нахождения уже известных объектов и постановки на них буев. Пока новички осматривали затопленные корабли судоподъемная группа Нептун-про, ЭПРОН, Керченский пролив, экспедиция, Эрликон под водойготовила понтон к доставке на "Эрликон". Прежде чем завести понтон на объект пришлось долго повозиться, распутывая от строп зенитное орудие и устанавливая новые крепления для понтона.

Неудачная весенняя попытка подъема "Эрликона" дала нам возможность узнать и предположительный вес объекта и его центровку. В течение первых двух дней основные работы по заводке понтона на объект и его крепежу были закончены.

И вот на третий день, предусмотрев все возможные нюансы начался подъем. Погода стояла великолепная, видимость отличная, настроение участников экспедиции боевое! Но, как всегда вмешался Владыка Морской - при накачке воздуха в понтон до половины, орудие повернулось (как мы и планировали стволом вверх) и... пробило, острыми краями ржавого ствола, ткань Нептун-про, ЭПРОН, Керченский пролив, экспедиция,понтон, Эрликонпонтона.

 

Пришлось вновь отвязывать понтон и в полуспущенном состоянии транспортировать его к ближайшему берегу. Там, на берегу, сворачивать, грузить на лодку и идти неспеша на базу. Весь остаток дня ушел на эту транспортировку и подготовку к ремонту. И вот на пятый день, заведенный на объект понтон, снова готов к подъему. Подстраховались мы от сюрпризов со стороны ствола основательно - к нему были привязаны пластиковые канистры наполненные воздухом, на конец Нептун-про, ЭПРОН, Керченский пролив, экспедиция, лагерь, лодки ПВХ, в морествола насажен пенопластовый буй и сверху на все это надет мешок из плотной баннерной ткани. Несмотря на стойкий NORD-OST и штормовую волну в 2 - 3 балла решили провести пробный подъем. Ведь время до окончания экпедиции шло к концу и перевалило за свой экватор. Все лодки стояли в районе подъема, все аквалангисты были начеку. И в этот раз наши труды были не напрасны - на поверхность всплыл понтон, а с ним и "Эрликон".

 

Нептун-про, ЭПРОН, Керченский пролив, экспедиция, лагерь, порт Кротков, понтон с ЭрликономНачали пробную транспортировку и... уже не желая останавливаться, поливаемые морскими волнами, тормозимые северо-восточным (встречным) ветром двинулись по направлению к базе. Скорость в 3,5 км/ч, хоть и небольшая, но приближала нас к заветной цели - берегу. Постоянно приходилось накачивать воздух в понтон. И вот уже через полтора часа мы были на траверзе нашего лагеря, точнее в километре от него.

 

Нептун-про, ЭПРОН, Керченский пролив, экспедиция, лагерь, порт Кротков, брифинг, совещание в лагере, военный советИ тут неугомонный "Эрликон" все-таки перетер одну из строп и повис в вертикальном положении. Еще какое-то время продолжали движение, но станина коснулась дна и стала для лодок "мертвым" якорем.

 

От берега нас отделяло 906 метров. Так как и силы, и горючее, и даже воздух в баллонах были полностью израсходованы подъемную операцию на этот день пришлось свернуть.

Оценивая вес орудия со станиной и его глубокую осадку было решено на следующий день, с утра, перевязать понтон и тащить наш груз на базу рыболовецких сейнеров (что была от нас на расстоянии 15 км по морю), и уже там с помощью автокрана погрузить на грузовик и вывезти к месту хранения. Никогда бы не думал, что организация работ в море окажется легче, чем поиск грузовика и крана.

 

Нептун-про, ЭПРОН, Керченский пролив, экспедиция, лагерь, порт Кротков, Эрликон, в водеНептун-про, ЭПРОН, Керченский пролив, экспедиция, лагерь, порт Кротков, в море, лодка ПВХПришлось пройти путь от главы Тамани до Вице-президента корпорации Тольятти АЗОТ (в проливе ТоАЗом ведется широкомасштабная стройка терминала). Хочется поблагодарить всех за участие в наших проблемах, но планы пришлось изменить. И вот почему... Судоподъемная команда перевязав "Эрликон" повыше получила осадку в 1,5 метра. Промерив фарватер к берегу поняли, что можно подтащить зенитку прямо к лагерю. Операция рискованная (как потом выносить почти тонну железа на берег?), но тратить целый день на транспортировку по штормовой волне тоже риск немалый. Решили идти по кратчайшему пути - а дальше "как карты лягут". Открепив понтон от пушки поставили ее на станину в вертикальное положение. И вот впервые за 62 года 20-мм зенитный автомат"Эрликон" увидел солнечный свет!

 

Нептун-про, ЭПРОН, Керченский пролив, экспедиция, лагерь, порт Кротков, Эрликон, 70 лет на днеНо сила земного притяжения работала против нас. Еще на метр неимоверными усилиями "Эрликон" был продвинут ближе к берегу и встал окончательно. Были высказаны ряд, как бредовых, так и заслуживающих внимание предложений по дальнейшему транспортированию орудия на берег. Но все решили не человеческие, но лошадиные силы (правда под капотом джипа Алексея Шлёнкина). На утро порвав три раза тросы и спалив (немного) сцепление "японского коня" "Эрликон" предстал пред нами во всей своей красе. Совершив обряд фотографирования "с добычей", стали думать, как быть дальше. Автокран на берег не съедет,грузовик тоже. И тут нашла свою "дорогу" идея с "волокушей". Это такой большой лист железа буксируемый за трактором. По опыту предыдущих экспедиций и контактам с местным населением решили ехать к рыбакам.

Нептун-про, ЭПРОН, Керченский пролив, экспедиция, лагерь, порт Кротков, команда поднявшая ЭрликонНа удивление, ребята из рыбсовхоза им. Хвалюна, быстро решили нашу проблему взвалив ее на плечи стального коня. От начала наших переговоров и до окончания транспортировки "Эрликона" к месту временной стоянки у пограничников, прошло менее часа.

 

Вот так трехлетняя эпопея с "ЭРЛИКОНОМ" подошла к своему логическому концу. Кстати успев очистить от морских наслоений станину и само орудие - нашли не только его заводской номер, но и две таблички на станине, где были указаны данные станины (STAND) и орудия (MOUNT). Но видно история не хочет до конца раскрывать свои тайны. По данным наших изысканий модель "Эрликона" должна была быть - Mark-2 на табличках же стояло - Mark-4. Найдя номер на самом орудии убедились, что зенитный автомат все же Mark-2-й, но номер выбитый на нем не тот что на табличке. Что ж эту новую загадку предстоит раскрыть нам позже. Будет чем заняться зимними холодными вечерами сидя в КЛУБЕ.

Нептун-про, ЭПРОН, Керченский пролив, экспедиция, таблички Эрликона

Нептун-про, ЭПРОН, Керченский пролив, экспедиция, бочки, каменные, панагия, риф ТрутаеваКак уже говорилось в наши планы входило обследование рифа Трутаева. Метр за метром прочесывалась каменная гряда... Как то в 2001-м году мы обнаружили на рифе навал из бетонных бочек. Поначалу думали это развалины древнегреческих колонн.

Потом, распознав, что бочки все же бетонные поняли - происхождение их более позднее. На бочках сверху, как на таблетках, была прорезь шириной 10 и глубиной до 4 см.

 

По бокам вертикальные миллиметровые бороздки. Наверное Вы уже догадались, что какое-то судно перевозившее деревянные бочки с цементом было застигнуто штормом и затонуло на рифах. За вековой период от дерева не осталось и следа, а вот цемент превратился в бетон и так и лежит в месте кораблекрушения. В этот раз были обнаружены металлические конструкции судна. Рымовые кольца, кованые гвозди и другая мелочь. Вот только корпус не сохранился, скорее всего это было небольшое, несамоходное или парусное деревянное судно. А вот стоит ли дальше пытаться найти что-нибудь в этом месте решит время.

 

Нептун-про, ЭПРОН, Керченский пролив, экспедиция, эхолотИ еще одно немаловажное событие! Во время промера фарватера, для транспортировки понтона с "Эрликоном" к рыболовецкому причалу, наши разведчики зафиксировали на эхолоте характерный всплеск. Края на рисунке - вертикальные, внутренняя часть полая с неровными всплесками. Нептун-про, ЭПРОН, Керченский пролив, экспедиция, Эрликон у музея казачества в ТаманиВозвышение над грунтом 2 - 3 м. В этом районе ни рифов ни других препятствий на лоции не отмечено. Рисунок же говорит о явно рукотворной природе объекта. Дисциплинированность разведчиков не позволила им отклониться от выполнения задания, но все-таки марку на GPS они поставили, хотя и с небольшим опозданием. Повторная попытка найти объект с эхолотом, в условиях 3-х бального шторма, не привела бы ни к каким результатам. Так что и этот объект записан в копилку перспективных разработок клуба.

 

P.S. в настоящее время, найденный и поднятый нами "Эрликон", стоит у "Музея казачества" в станице Тамань.

Д.С.А.©

Экспедиции

comments powered by HyperComments

«ВПК ЭПРОН» © 2015