9-я экспедиция "Мемориал - 2002"

нептун-про, ЭПРОН, Мемориал 2002, экспедиция, открытое письмо, Подводный охотник, катамаран, Идея создания подводной экспедиции родилась в ноябре 2001 года. Девятую экспедицию хотелось провести не так как всегда а с размахом. И когда Тольяттинское предприятие http://www.memorial2002.narod.ru"Тольяттинская судоверфь" предложило нам провести испытание только что построенного головного катера-катамарана "Подводный охотник".

Нами был предложен маршрут экспедиции от Ростова-на-Дону до Туапсе. Цель экспедиции обследование кораблей погибших во время войны, возложение венков на местах гибели людей. Было опубликовано открытое письмо в СМИ России с просьбой к родственникам сообщить о погибших на Азовском и Черном море отцов, братьев и т.п, для того чтобы поименно отдать почести их подвигу.

Перед началом экспедиции мы связались с начальником штаба территориального отдела погранвойск Краснодарского края полковником Кипоровым Юрием Николаевичем с просьбой помочь в проведение данной акции. От него мы получили заверение ,что по всему маршруту следования нам будут помогать пограничники. Начало экспедиции обозначено 16.07.02.г С транспортировкой катера совершенно безвозмездно помогли ребята "Донречфлота" погрузив его на крышку сухогруза "Бологое", на причале Тольяттинского судоремонтного завода. По плану экспедиции основная группа аквалангистов с оборудованием прибывает в станицу Тамань 20.07.02.г.

нептун-про, ЭПРОН, Мемориал 2002, экспедиция, открытое письмо, Подводный охотник, катамаран, волнынептун-про, ЭПРОН, Мемориал 2002, экспедиция, открытое письмо, Подводный охотник, катамаран, шторм,берегКатер с небольшой командой идет своим ходом от Ростова-на-Дону до Тамани и там присоединяется к основной группе, проблема была в том что опыта плавания по морю на катере ни у кого не было. Набралась небольшая команда из четырех человек :Алексей Федотов - капитан, Александр Елкин -штурман, Листопадов Вячеслав - механик, Егор Федотов (12 лет) - юнга. На катере стояла вся навигационная аппаратура , только электронные карты у нас начинались с устья реки Дон. В принципе перегон катера обошелся без приключений , не считая того что на реке Дон мы чуть ночью не протаранили яхту, идущую без габаритных огней, а в Ясенском заливе попали в шквал.

нептун-про, ЭПРОН, Мемориал 2002, экспедиция, открытое письмо, Подводный охотник, катамаран, лента ДШК с катера типа Г-5Итак вечером 20 июля 2002.г вся экспедиция была в полном составе. Обсуждались первые объекты наших исследований. Центральный Военно-морской музей России г. Санкт-Пертербург, прислал нам на помощь эксперта по судам Второй мировой войны Сергея Курносова и поэтому первое погружение мы решили произвести на бронекатер БКА-421, проекта 1124. Его обследование мы начали в прошлом году в 7-й экспедиции Клуба. Работа на нём заняла у нас два дня. Пока аквалангисты работали на дне, в лагере шла подготовка к церемонии возложения венков. Второй объект обнаруженный нашей поисковой группой во главе с Андреем Ершовым, представлял большое судно лежащее на глубине 28 метров разрушенное в центральной части, как будто бы перекушенное Нептун-про, ЭПРОН, Мемориал 2002, экспедиция, под водойгигантскими клещами. Груз на судне отсутствует , что свидетельствует, шло в балласте. Один винт диаметром 3,5 метра, абсолютно выгоревшая рубка , из находок только фрагмент унитаза с корабельного гальюна. В носу висят два якоря Холла. Судя по повреждениям подрыв на якорной мине.

После осмотра экспертом установили, что это транспорт "Кола".

Построен в 1906.г бывшее название "Амантея" 2564 брутто регистровых тонн. Транспорт "Кола" в ночь с 18.07 на 19.07 .41.г двигалось в балласте из Новороссийска в Феодосию в составе конвоя. Опасаясь вражеских подводных лодок сильно прижалась к берегу и вышло на наше минное поле. В 07.47, 19.07.41г. судно подорвалось на мине . Погибло 3 человека спасено 33. Это первое гражданское судно погибшее на Черном море во время войны 23.07.02г. под ритуальный залп пограничников, возложили венки на месте гибели судов.

Лагерь, как и катамаран перемещаются к следующей точке экспедиции. Мыс Малый Утриш это недалеко от знаменитой Малой земли.

Нептун-про, ЭПРОН, Мемориал 2002, экспедиция, открытое письмо, Подводный охотник, катамаран, находкиОпять рабочее совещание, планирование мест погружений. Лагерь установили на территории местной погранзаставы. Воду, душ все любезно предоставили нам пограничники. Проблем с бытом практически не было. Наш заместитель по хоз.части экспедиции Нептун-про, ЭПРОН, Мемориал 2002, экспедиция, День НептунаСергей Аленичев обеспечивал все необходимым. По старой традиции новичков принимали в водолазы. Каждый вновь прибывший обязан был выпить из водолазной маски морской воды и зачитать клятву верности богу морей Нептуну.

Первым объектом в этом районе, на поиски которого мы потратили 2 дня транспорт "Фабрициус". Судно основательно разрушено, обломки лежат в радиусе 300 метров, глубина 4-25 метров. Трудно понять где нос, где корма, огромное количество разных медных труб, лежит якорь . В одном месте сохранился кнехт. Плавает много морской живности, бычок, горбыль, пеленгас. Останки судна густо усеяны мидиями и рапанами. Человеку впервые увидевшему, не повериться что это был большой и красивый корабль. "Фабрициус" (год постройки 1906), бывший "Сайда",2434 брутто-регистровых тонн погиб 2 марта 1942г. 2.03.42г. вышел без охранения из г. Новороссийска в г. Камыш-Бурун. Груз 700 человек, 6 минометов, 20 лошадей, 12 повозок. В 01ч 45м ночи был атакован самолетом - торпедоносцем Не-111, получил попадание в правый борт. Погибли 5 человек л.с и несколько пассажиров.

Нептун-про, ЭПРОН, Мемориал 2002, экспедиция, на объекте, аквалангист, дайверСмотреть на затопленный корабль всегда трудно и вдвойне если на нем погибли люди. Пока шел осмотр "Фабрициуса", наши поисковики обнаружили на траверзе Мысхако (Малая земля) судно средних размеров. На следующий день, команда из шести аквалангистов в месте с экспертом прибыли на место трагедии. Согласно архивным данным в этом районе погибла канонерская лодка "Красная Грузия".

Нам надо было определить похож ли это корабль на "Красную Грузию".Останки судна покоятся на сравнительно небольшой глубине 6 метров, корпус плоскодонный, сохранился достаточно хорошо . Орудия отсутствуют вероятнее всего после войны их сняли. Боезапаса нет. Судя по очертаниям и форме корабля это "Красная Грузия". Погибла 28.02.43г. бывший "Эльпидифор №417", 1400тонн. Вооружение 3х130мм орудия, 2х76мм ,2х45мм, 2х37мм, 5 шт пулеметов. Экипаж 169 человек.

28.02.42г. канонерка стояла под разгрузкой с прибывшим пополнением для обороны Малой земли. В 23.23.в кормовой части левого борта взорвалась торпеда выпущенная с немецкого торпедного катера. Попытки спасти судно не увенчались успехом. В 01.20. канонерская лодка села на грунт. Погибло около 20 человек.

Поиски следующего объекта тральщика "Груз" погибшего тоже в 1942.г, по координатам данным архивом не увенчались успехом. На месте гибели судов клубом спущен на воду венок.

Нептун-про, ЭПРОН, Мемориал 2002, экспедиция, открытое письмо, Подводный охотник, катамаран, Малый УтришПосле 4-х дней проведенных на Малом Утрише экспедиция переместилась в район Голубой бухты недалеко от г. Геленджик.

Море штормило, высота волны 2 метра. Катамаран " Подводный охотник" был рассчитан для эксплуатации в море при волнении не более 1,2 метра, и мы боялись что потеряем судно. Было принято решение укрыться в Геленджикской бухте, но для этого надо было пройти 45 км. Катер выдержал переход, хотя страху натерпелись. Море утихло, и утром 2 августа группа из 12 аквалангистов под руководством инструктора Виктора Иванова вышла в район гибели теплохода "Адмирал Нахимов" для проведения проверки снаряжения. Глубина 47 метров. Конечно "Нахимов", не является объектом погибшим во время войны, но всем хотелось на него посмотреть. Мы не стали идти под воду мелкими группами а, плюхнулись сразу всем скопом. Нет смысла рассказывать о трагедии произошедшей 31 августа 1986.г унесший жизни 423 человек , достаточно много об этом писали, но вид корабля длинной более 170 метров нас поразил.

Нептун-про, ЭПРОН, Мемориал 2002, экспедиция, "Нахимов"Судно достаточно хорошо сохранилось, когда заглядываешь в каюты видны личные вещи пассажиров, умывальники. столы, и даже кондиционеры " БК-100" . Мы очень долго пробыли на корпусе " Нахимова", и поэтому время декомпрессии составило более 15 минут.

На остатках воздуха быстро осмотрели лежащий в 1 км от " Нахимова" на глубине 42 метра линкор "Императрица Екатерина вторая", (на момент гибели "Свободная Россия") затопленный по приказу Ленина в 1918 году. Опять поднялась волна, и катер стал подозрительно клевать носом с трудом скидывая с себя волну.

Нептун-про, ЭПРОН, Мемориал 2002, экспедиция, борьба за живучесть корабляМы встали метрах в 50-ти от борта огромного норвежского танкера стоящего на якорях, для того чтобы он своим корпусом закрыл нас от волны. Вскрыли носовые отсеки, они полные водой, оказывается по нашей халатности мы не затянули комингс-люки и вода залилась в образовавшиеся щели. Нас порадовало то, что на катере 8 гермоотсеков. Итак мы отвлеклись от цели экспедиции на один день. Согласно нашей картографической системе, недалеко от мыса Толстый на глубине 36 метров находиться объект возможно относящийся к войне. В течении четырех часов, поисковая группа обнаруживает неоднородность грунта на глубине 36 метров. Для визуального осмотра на грунт опустился наш политрук экспедиции Волков Вячеслав, и рассказал что это прямоугольный контейнер размером 5х5 и длинной 20 метров закупоренный, есть небольшое отверстие, но ничего внутри не видно, эта находка осталась для нас загадкой.

Итак последний 100 км переход до конечного пункта г.Туапсе. Экспедиция по первоначальному плану должна была закончиться в г.Сочи, но мы потеряли много времени из-за шторма .

Нептун-про, ЭПРОН, Мемориал 2002, экспедиция, о войнеВо время войны немцы не дошли до г.Туапсе , но подводные лодки и торпедные катера противника уничтожили несколько советских судов в этом районе. Катер встал недалеко от мыса Кодош в нескольких километрах от места гибели одного нам неизвестного судна.

Времени на поиски корабля осталось совсем немного, не более 2-х дней. И как назло разыгрался шторм.

Высота волны 3 с лишним метра , на катамаране сорвало один якорь . На оставшемся якоре " Подводный охотник" начал дрейфовать к берегу. Создалась критическая ситуация

До укрытия в гавани Туапсинского порта не более 3-х километров. Команда из 4-х человек в плавь добралась до катамарана, из двух двигателей завелся только один. Пошли малым ходом носом к волне, катер сильно дрейфует на каменную гряду. Одели спасательные жилеты, на случай если смоет за борт. Рация наготове, если что вызвать спасателей, снять команду. Крен достигает 30 градусов. Катер и на этот раз выдержал испытание, мы зашли в порт мокрые испуганные, но довольные. Через 2 дня катер с помощью пограничников разобрали и погрузили на машину для отправки на завод в Тольятти.

Д.С.А.©

 

Видеоклип Владислава Балабанова:

Экспедиции

comments powered by HyperComments

«ВПК ЭПРОН» © 2015