Приобретён гидролокатор бокового обзора.

 Не секрет, что без профессионального оборудования поиск затонувших объектов дело очень сложное. Как правило, поиск проходит по такой схеме: берётся карта перспективной для поиска акватории. Подробно изучается. С отметок о подводном препятствии или затонувшем корабле снимаются координаты (если карта электронная) или высчитываются приблизительные координаты (с напечатанной лоции). Далее с обыкновенным эхолотом, поисковая группа выходит на точку. Бросается маркерный буй, и лодка начинает движение по спирали от буя. Как правило, погрешность от отметки на карте до самого объекта может составлять от 20-тидо сотни метров и более. Можно представить, сколько придётся потратить времени, чтобы приблизиться к объекту! Кроме того, описать точные круги и не сместиться в сторону - работа поистине "ювелирная". Нужно великолепно владеть не только навыками управления лодкой, но и работе с GPS навигатором и эхолотом!

Если район поиска с неровным дном, то любой всплеск на экране - это команда к погружению!Значит, лодка уходит с маршрута движения, ещё несколько раз проходит над местом "всплеска". Бросается буй. Лодка встаёт в дрейф. Дежурный водолаз снаряжается и производит погружение. Если действительно найден объект, то аквалангист закрепляет на нём буй, а если нет, то осмотр места проводится с максимальным "прочёсыванием" площади дна. Как правило, это круг с диаметром около 20-ти метров. В случае отрицательного результата буй снимается, водолаз поднимается на борт, и поиск  продолжается по старой схеме.

 

   Такой поиск  мы практиковали на протяжении 13 лет! Правда последние годы в деле обнаружения объектов нам очень помогла команда Виталия Николаевича Латарцева с его  Гидролокатором  бокового  обзора  (ГБО). Так был обнаружен ряд объектов в Керченском проливе. Нам же оставалось только заниматься их обследованием и идентификацией. Но не всегда получалось совместить свои экспедиции со временем работы команды ППТР "Пётр". А экспедиция без объектов - переходит в разряд "турпохода"!

 

  И вот в начале 2010г. созрела идея приобретения своего ГБО. Выбор сонаров довольно большой. Перебрали их более десятка. Что-то нас не устроило из-за неимоверной цены. Что-то по своим техническим возможностям на отвечало нашим требованиям. Если кратко, то рабочая частота большинства приборов составляет 445 КГц. Она идеальна для сканирования больших площадей и поиска  крупных объектов. Детальную картинку она не даёт. И, как правило, при работе на "пересечённой" местности дна практически бесполезна. Нам часто приходится работать в рифовых зонах, и частота прибора нужна более высокая. Работая с ППТР "Пётр" мы изучали сонограммы снятые с частотой 900 КГц. Картинка получается более чем идеальная.

На сегодняшний день В.Н. Латарцев приобрёл  ещё более "продвинутый" гидролокатор . Но он выполняет более сложные исследовательские задачи чем мы, и нам стало достаточно и 800КГц. Кроме того, большинство датчиков установлено в так называемой "торпеде", которую приходится тянуть за собой. Для этого нужно специальное крепление на лодку (как правило она должна быть металлическая - жёсткая). Нужно и дополнительное оборудование в виде компьютера (влагозащищённого), подключаемого к нему GPS приёмника, специального программного обеспечения и приспособлений для размещения и быстрого монтажа всего вышеперечисленного. В экспедиционных условиях и на надувных лодках такое оборудование применять проблематично.

Ещё один минус у "торпеды" - это ограничение по глубине. Заходить на глубины меньше чем длина буксировочного троса не рекомендуется. А это 4 - 5 метров. Учитывая, что поиск  нужно осуществлять в прибрежной и рифовой зоне, и возвышение объекта над грунтом может доходить практически до поверхности, то работа с "торпедой" становится очень ограниченной по району.

 

   Итак наш выбор пал на сонар бокового обзора высокой четкости - модель "Humminbird 1197" SI Combo. Две буквы в названии прибора - SI - Side Imaging - означают "Боковой обзор". Датчик четырёхлучевой, восемьсот килогерцовый, с ДжиПиЭс приёмником и картплоттером (дополнительно закупили комплект карт внутренних водных путей с морями и рэками). Кроме того, крепление датчика, как и обыкновенного рыбацкого эхолота, может быть осуществлёно на транец лодки. Ширину луча можно устанавливать по 120 метров в каждую сторону!

 

   Сразу для скептиков скажу, что разделять понятия "Эхолот", "Сонар" и "Гидролокатор" не нужно - всё это синонимы и у терминов разное происхождение, но смысл один. К примеру ЭХОЛОТ в переводе на английский SONAR. СОНАР - это акроним от SOund (звук) и NAvigationRanging (навигация). Сонар создает звуковые импульсы, которые посылаются в толщу воды. Звук возвращается в виде «эха» (по-русски потому и называется эхолот), отражаясь от объектов в воде, таких как дно, рыба и так далее.

 

   Для ГБО изготовили специальную, переносную бокс-панель. Она не только предохраняет прибор от внешних воздействий, но и служит кейсом для транспортировки и хранения. Конструкция получилась более чем удачная. Правда первое своё испытание мы провели без неё и штатного крепления датчика. Прибор держал один в руках, второй же, прикрутив датчик к палке, опускал её за борт и так исполнял роль "датчикодержателя".

 

Первое сканирование дна провели у стенки лодочной базы "Ладья". Т.к. опыта в обращении с прибором ещё практически не было, да и руки были заняты, все функции не опробовали. Но всё-равно радости не было предела! На дне смогли рассмотреть не только строительный мусор, блоки и камни, но и бутылки и другой мусор сброшенный со стенки в воду!

 

  Следующая "вылазка" принесла не только удовлетворение от испытания прибора и его возможностей, но и от открытия нового объекта! Им стал затонувший катер типа "Адмиралтеец". Кроме того, прошлись по уже ранее известным местам -это свал в районе Муравьиных островов и лежащая там же на дне несамоходная баржа. На сонограммах чётко видно, как выглядит объект и шансов спутать его с чем-нибудь другим, никаких нет.

Сразу обнаружили ещё одно преимущество перед буксируемой "торпедой" - это манёвренность лодки (можно разворачивать резко лодку не боясь повредить буксируемый датчик). Это увеличивает количество и очень сокращает длинну проходок над объектом.

 

   Так в деятельности Клуба открылись новые перспективы. Теперь мы сможем не только производить планомерное исследование любых акваторий, но и составлять более подробные отчёты о схеме расположения обломков, внешнем виде объекта. Дополнительно, готовы оказывать посильную помощь частным лицам, в поиске затонувших объектов (лодочные двигатели, лодки и т.п.), и организациям в обследовании подводно-технических сооружений с составлением подробного, наглядного отчёта об их состоянии.

Д.С.А. ©

comments powered by HyperComments

НП ВПК ЭПРОН © 2015