Однажды поутру с пробоиной в борту (или "судоподъёмная" экспедиция вместо подводной)

Традиционная "вылазка" в первых числах июня в этот раз "грозила" принять большой размах. Если раньше мы устраивали экспедицию выходного дня, то в этот раз было запланировано грандиозное, трёхдневное действо. Но по порядку...

 

Первое с чего начинается любое мероприятие - определение целей и постановка задач. Если раньше основной целью было обследование затопленного Ставрополя-на-Волге, то в этом году решили "перебраться" на ту сторону. "Прочесать" район старого русла реки Волга с воложками, обследовать район затопленной деревни Берёзовка, "пройтись" с прибором у подножья печально знаменитой горы/скалы "Лепёшка".

 

Если в деле поиска и идентификации, затонувших в годы войны кораблей мы являемся экспертами, то в вопросах краеведения - явно имеем провалы в знаниях. Именно поэтому это мероприятие мы проводили совместно с научными сотрудниками Тольяттинского Краеведческого музея. Совместив представленные карты с современной лоцией, был определён район работ. Выяснилось много интересных фактов. К примеру, усадьба графа Орлова, считавшаяся частично затопленной никогда не скрывалась под волнами и искать на дне её или принадлежащие ей постройки нереально. Старое русло Волги проходило не под склоном Жигулёвских гор, а ближе к середине. А бурлацкие караваны шли в этом месте не по Волге, а по многочисленным воложкам (ответвлениям от основного русла). Открылись и другие интересные факты подтверждение которым мы должны были найти на дне...

 

 

Итак, первым этапом стало развёртывание основного лагеря в районе п. Жигули. Часть участников добиралась на автомобилях. Другая - на катере. Вот именно с катером и произошла история перечеркнувшая все наши планы. Пока разворачивался лагерь. Катер подошёл к берегу и встал на "рейде" на разгрузку. Глубина была безопасной для катера. Груз переносили на руках. Но Куйбышевское водохранилище коварно не только своей короткой волной, но и постоянными сбросами воды. Буквально за минуты вода резко спала, и катер оказался на камнях. Сдвинуть тяжеленную громадину не представлялось возможным и нам оставалось только ждать "у моря погоды" - прилива. А пока, бедняга "Амур" с красным драконом на борту противостоял ударам речных волн...

 

К вечеру вода поднялась, и злополучная посудина отвалила от берега за следующей группой участников... Не прошло и десятка минут, как на телефоне руководителя экспедиции раздался звонок и спокойный, полный самообладания и капитанского достоинства голос доложил: "...в катер быстро поступает вода, помпа справляется с трудом, двигательный отсек в воде, но мотор пока работает.  Принял решение идти к ближайшему берегу, если не дойду, ищите меня в районе Молодецкого кургана..." Над Волгой уже была непроглядная темень, увидеть катер с берега было невозможно. Срочно были приняты меры по спуску одной из лодок на воду. Для этого пришлось ехать на соседний, песчаный пляж, находящийся в полукилометре от лагеря. На берегу включили огни и стали "маячить" фонарями в сторону воды, чтобы хоть как-то облегчить ориентирование катера на берег...

Стоит заметить, что решение идти к Молодецкому кургану было единственным шансом на спасение, если бы катер стал давать перебои в работе двигателя. Но в этом случае о спасении катера речи бы не шло. Берег скалистый и около него глубины не для швартовки. кроме того накатные волны были нешуточной силы. Только этот вариант давал небольшой шанс нашему капитану...

 

...прислушиваясь к шуму волн и ветра, разобрать работу мотора было нелегко, но тут в темноте вспыхнул прожектор катера! Он был от нас в 150 - 200 метрах! "Обозначив" себя, прожектор потух, но мы уже точно знали направление на терпящего бедствие. Как потом выяснилось, связаться с нами ещё раз капитан не мог. Борясь за живучесть корабля сотовый телефон был залит водой. Минуты тянулись невообразимо долго... Спасательный катер явно не успевал на помощь... И вот в темноте проступил нечёткий силуэт "Амура". Ещё пара минут и его железные "скулы" упёрлись в каменистое дно. Накатная волна немедленно развернула полузатопленное судёнышко лагом к волне и окончательно наполнила его до краёв.

 

Что-либо предпринять в такой ситуации было невозможно. Сняв с катера навигационное оборудование и по-максимуму разгрузив его оставили на растерзание волн до утра.

 

Утром погода только ухудшилась. Ветер с дождём били катер о камни. Отступившая в очередной раз вода открыла взору злосчастную пробоину. Весь день команда пыталась хоть как-то облегчить участь "красного дракона". Было решено привезти из города "родную" тележку и по-бурлацки" водрузить катер на неё. Светового дня нам уже не хватало и катер "пережил" ещё оду страшную ночь в бушующих волнах.

 

Поутру в не утихающих волнах и при проливном дожде пятёрка отчаянных экспедиционщиков боролась за судно. Зафиксировав катер с помощью растяжки к джипу, враскачку, водрузили катер на бревно. Вручную откачали всю воду. И только после этого под "Амур" смогли завести тележку, и с помощью лебёдки, катер встал на своё штатное место. Вытащить в гору нашего бедолагу уже было делом техники. Хоть и пришлось привлечь силу не только двух джипов, но и всех участников несостоявшейся "экспедиции".
Конечно, борьба за живучесть корабля не ухудшила настроение участников. Ведь любая трудность только укрепляет командный дух. И наше приключение тому доказательство. Шутки, смех, "подколы" и даже песни не смолкали ни на минуту. Не беда, что к самому проекту, точнее к его воплощению мы так и не приступили.
comments powered by HyperComments

НП ВПК ЭПРОН © 2015