Прошло ровно двадцать дет, как началась эпопея по путешествию океанической подводной лодки Б-307 из Кронштадта в Тольятти. Подробности этого события, продлившегося полгода, мы уже публиковали на нашем сайте.
И вот, по приглашению наших друзей из «Паркового комплекса им. Сахарова», клуб ЭПРОН погрузился в отсеки грандиозного музейного экспоната!
Что сказать о впечатлениях? Их столько, что описать словами невозможно. Фотографии тоже лишь отчасти передадут эмоции, которые испытываешь находясь в переплетениях труб, кабелей, конструкций, переборок, отсеков и атрибутов жизни подводников.
Первый и главный отсек — торпедный. Здесь находится 6 носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм. Ещё 18 торпед находилось на стеллажах. Полный боезапас лодки 24 торпеды, или 44 мины. Дополнительно можно было разместить 12 торпед (или 24 мины) во II отсеке, но увы, за счет ухудшения обитаемости.
В отсеке не только хранился и обслуживался боезапас, но и жил личный состав. Представьте, что ты несколько месяцев видишь перед глазами одну и ту же «картинку» из нагромождения торпед и крашеного металла.
В случае аварийной ситуации покинуть лодку можно было через аварийный люк (если лодка полностью затоплена или находится на поверхности). Из-под воды же путь один — через торпедный аппарат. Диаметр торпеды 533 мм, столько же и трубы торпедного аппарата. Моряку в снаряжении приходилось проползать несколько метров по этой трубе до внешней крышки торпедного аппарата. Такой способ называется «шлюзование». Предварительно крышку ТА за тобой задраивали. В аппарат пускалась забортная вода и… толкая перед собой аварийный буй, подводник полз к выходу из аппарата. Крышка открывалась и дальше следовал путь на поверхность.
В трубе аппарата радиосвязи с теми, кто в лодке нет. Только перестукивание по корпусу лодки. Когда происходит реальная нештатная ситуация, каждый моряк подводник пользуется этими, специальными сигналами
Таблица аварийных ситуаций сложна и многообразна. Она оптимистично носит название ТАБЛИЦА НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ.
Поражает на лодке всё. Ведь ЭТО не просто кто-то придумал, воплотил в металле и механизмах, но и научился управлять, и применять на высшем профессиональном уровне. А мы с вами паникуем, когда кран на кухне подтекает. Тут таких кранов, задвижек и переключателей тысячи!!!
В отсеках и кубриках, несмотря на сложность конструкции лодки, уютно, но по-морскому аскетично. Каюта капитана меньше кухни в «хрущёвке». Такой же небольшой медпункт. В проходах два человека еле разминутся. Трапы, проходы, люки. По тревоге по ним не протискивались, а бежали!
Куда же на корабле без гальюна?! Это отдельная, сложная инженерная система. Ведь прямого выпуска за борт нет. А есть система насосов, бункеров и приспособлений.
Отсеков и помещений очень много. Без экскурсовода можно и заблудиться.
В центральном посту всё ещё стоит кресло командира, на котором восседали герои фильма «Особенности национальной рыбалки».
Вот и подошла к концу наша экскурсия. Лодка оставила нас по корме. Счастливого и долгого ей «плавания» на волжских берегах!
И, как не запечатлеть себя на месте штурмана?
Всем гостям и жителям Тольятти, кто ещё не побывал здесь, рекомендую это сделать. Курс на лодку!