Так совпало, что в год 25-летия клуба мы провели юбилейную 35-ю экспедицию. Приверженцы нумерологии обязательно отметили бы это совпадение и наделили его сверх позитивными свойствами. И были бы правы. Действительно эта экспедиция стала лучшей за последние 15 лет, как по составу участников, так и по результатам работы в море. Но, обо всём по порядку.
Любая экспедиция это прежде всего команда. Не всякий коллектив можно назвать командой. Слаженные действия, работа на результат, ответственность… можно долго перечислять признаки командной работы. Но главный критерий по которому можно судить о слаженной работе — это отсутствие равнодушных. Все вопросы решались без особых проблем. Потому и настроение всех участников было боевым.
Кстати «боевой дух» в команде это не иносказательный термин. В этот раз в экспедиции приняли участие парни из страйкбольного клуба «RAPTOR». Их понимание друг друга с полуслова передалось и всем остальным. Работа кипела. Отдых был активным и результативным.
ЭПРОН никогда не стоит на месте. Каждый год поиск ведётся на новых акваториях. Хоть место лагеря неизменно последние 11 лет — южный берег Таманского полуострова. В этом году наш главный шкипер и руководитель подводных работ Влад Савельев обеспечил связью берег с морем — приобрёл морские радиостанции.
Связь важна всегда, но в поиске особенно. Корректировка планов, в зависимости от меняющейся обстановки экономит время и позволяет выполнить больше задач.
Кроме того поисковая группа получила возможность проводить работы на большом удалении от берега — начать обследование новых акваторий.
И результат не заставил себя ждать. В первый же поисковый день разведчики из Тамбова, Тулы и Тольятти, обнаружили большой объект. Судя по сонограмме его размеры около сорока метров!
Дежурные аквалангисты сразу приступили к обследованию. Судно грузовое. Несамоходное. Движетелей не найдено. Вооружения нет. Трюмы без груза. На палубе множество технических конструкций: лебёдки, блоки, тросы, механизмы…
Правый борт окутан сетями. Надстроек нет. Ширина объекта 8 метров. Возвышение над грунтом 6 метров. Внешних разрушений корпуса не обнаружено. Судя по всему судно затонуло в шторм. Разрушение конструкций судна позволяет предположить, что оно пролежало на дне более 50-80 лет и могло затонуть как в довоенный период, так и в послевоенный.
Времени на осмотр отвели немного — продолжили поиск. И вновь удача! На сонаре появился разброс неопределённых обломков, явно не природного происхождения. При погружении и визуальном осмотре была обнаружена огромная конструкция из труб. Кран-балка, ферма моста или нечто подобное.
Вокруг ещё множество фрагментов из труб, балок и тп. По всей вероятности эта находка тоже появилась на дне в результате шторма и упала с борта судна. Самого судна рядом не обнаружено. А то, найденное ранее, лежит на большом удалении и вряд ли они чем-то связаны.
Вот так за пару дней были обнаружены два объекта! Но ведь в море работала не одна разведывательная команда. Вторая группа продолжала обследование рифовой зоны и тоже с пустыми руками домой не возвращалась.
В первый день поисков, бригада туляков и тольяттинцев, обнаружила цепь (точней её небольшой фрагмент). Сама по себе она не представляла интереса. На дне их находится большое количество. Но проверить дно вокруг стоило. Увы больше ничего найти не удалось. Зато на следующий день, на практически пустынном дне, был обнаружен странный камень с отверстием.
Поднимать не стали и тщательно изучили дно вокруг. На каменистом плато больше ничего обнаружено не было. Зафиксировав место находки в GPS, её подняли на поверхность. Как оказалось это был жернов! С характерным отверстием и прорезями для зацепа.
По всей вероятности античных времён. Но судя по целостности он был доставлн сюда с суши и пролежал на дне недолгое время. Скорей всего был найден на берегу и использовался местными рыбаками как якорь, пока не был потерян и не найден нами.
Жизнь в лагере не замирала ни на час. Новички знакомились с навигационным и поисковым оборудованием. Изучали металлодетекторы, отрабатывали способы поиска на суше. И эта работа принесла свои плоды.
Валерий Афанасов обнаружил уникальный артефакт! Вроде это обыкновенный фрагмент 45-мм гильзы, но почему-то у неё был сточен фланец. Аккуратно, по всей окружности.
В боевой практике таких примеров не отмечено, а значит это пример так называемого окопного творчества. Может боец изготовил для себя стаканчик, может подсвечник… В любом случае эта находка заняла своё место в нашем музее и каждый сможет её увидеть и предложить свою версию происхождения.
Экспедиционная жизнь это не только работа в море и в лагере — это ещё и прикосновение к истории. Традиционными стали экскурсии в местные музеи (Лермонтова, Археологический), на античные раскопки и другие уникальные памятники истории. Не стал исключением и этот год. В этот раз посетили Керченскую крепость Тотлебен. Здесь мы уже были в 2016 году и в этот раз решили посвятить ей целый день. И не пожалели.
Нам удалось познакомится с Сергеем, одним из энтузиастов поисковой работы, который ведёт раскопки в самой крепости и проводит со своей командой обследование ранее неизвестных участков подземелий. Интересный рассказ. Прикосновение сразу к нескольким эпохам. Возможность побывать там, где ещё не проводятся официальные экскурсии. Масса эмоций и впечатлений!
Тем временем наши разведчики — парни из Казани, вновь вернулись с моря не с пустыми руками. Точней с собой они ничего не привезли, но обнаружили поистине уникальную и значимую находку! Якорь!
Настоящий Адмиралтеец! Его вес около двух тонн и возраст около двух веков! Вокруг обломков кораблекрушения не обнаружено, и скорей всего он был потерян старинным парусником.
Жизнь шла своим чередом. Эмоции захлёстывали всех без исключения. Находки сыпались, как из рога изобилия. Новые объекты, новые люди, новые планы. Традиционно приняли новичков в экспедиционное братство. Традиционно попали под тропический ливень! Традиционно всё закончилось без потерь и с грандиозными планами на следующий год.
P.S. Не хотелось бы об этом упоминать, но… Недалеко от нас стоял лагерь ещё одних искателей. Только искали они не свидетельства истории прошлых лет, а цветной металл на найденных нами ранее: торпедном катере и транспорте «Рот-фронт». Об этом они даже сами рассказывали местным рыбакам. Да и в море мы наблюдали их на этих объектах постоянно. В течение всех дней к берегу тянулись лодки с понтонами, на которых привозили металл. Работала «болгарка», распиливалась история. На базы цветмета везли свидетельства прошедшей войны. Кем нужно быть, чтобы пилить братскую могилу, на которой погибло людей, больше чем на «Титанике»?! Вот такая у людей «память»!
Как правило, вернувшись с экспедиции, поиск продолжается. Обрабатывается наработанная информация. Изучаются все данные, архивы, ведётся работа с мемуарами и историческими документами. Так и в этот раз. Пока ничего не пролило свет на историю затонувшей грузоотвозной шаланды (тип установлен по многим признакам). Не известна история металлических конструкций на дне. Ещё раз тщательно изучены все сонограммы гидролокатора бокового обзора. И о чудо! Найден ещё один объект! И какой!
Это же настоящий корабль! Поначалу закрались сомнения, что это та же самая шаланда, но по координатам новый объект находится на большом удалении от неё. Как его пропустили в море сейчас не важно. Порой солнце бликует на экране или отвлекают окружающие условия, но факт есть факт. Навигационный план на следующий год начал приобретать определённые направления работ в море.
Стоит отметить, что те самые «новички» рапторовцы решили расширить круг своих интересов и уйти с берега в сторону морских глубин. Осень и зима запланированы на обучение подводным премудростям и следующая экспедиция станет для исследователей ещё одной вехой в открытии новых страниц истории.
Четверть века для истории — песчинка на дне океана. Но вот уже в экспедицию приходят люди, рождённые в те времена, когда родился клуб ЭПРОН. И глядя на них со стороны узнаёшь себя, такого же задорного, целеустремлённого, стремящегося к новым открытиям. А значит жизнь продолжается! Будем жить! И открывать неизведанное!