“БЕЛЫЕ ПЯТНА ЧЁРНОГО МОРЯ”

ГлавнаяНовости клубаЭкспедиции“БЕЛЫЕ ПЯТНА ЧЁРНОГО МОРЯ”

текстовый вариант сценария фильма о третьей подводной экспедиции Тольятти — Тамань

кусто
Жак Ив Кусто

“Бывает на вашу долю выпадает счастливое осознание
того, что жизнь разом изменилась, вы прощаетесь
со старым и приветствуете новое, бросаясь очертя
голову на встречу неизведанному.”
Жак Ив Кусто
.


Всегда и во все времена море притягивало к себе человека.
Море — это романтика дальних странствий, удивительные открытия и великие тайны, скрытые в его глубинах. Кто из нас в детстве не мечтал вместе с капитаном Немо испытать радость встречи с подводным миром, или в более зрелом возрасте не завидовал команде Кусто, в её бесконечных путешествиях по сумеречным долинам. Для многих, со временем, мечты так и остались мечтами…

Для многих, но не для нас! Страсть к романтике, перемене мест, заставила собраться вместе. Собраться. Надеть акваланги, и не только полюбоваться красотами подводного мира, но и сделать это с пользой для себя и других. Экспедиция! Подводная экспедиция – вот то, что нам нужно! Тем более, что эта будет третьей по счёту. Как и две предыдущие, нынешняя экспедиция посвящена памяти ЖАКА ИВ КУСТО, человека чьё изобретение – акваланг поможет и нам в её осуществлении.

Местом проведения подводных изысканий станет Керченский пролив. Его, как прибрежный район, так и акватория постоянно приковывают к себе внимание археологов. Здесь в годы Великой отечественной войны велись ожесточённые бои за Крым и Северный Кавказ.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

кадр
кадр из фильма

С июля 1942 года по октябрь 1943 года развернулись оборонительно-наступательные операции в битве за Кавказ. Войска Южного и Северо-Кавказского фронтов, Черноморского флота, а так же Азовской и Каспийской флотилий сдерживая наступление фашистской группы армий “А” к декабрю 1942 года остановили её продвижение, на восток, и перешли в контрнаступление. Проведя Северо-Кавказскую, с 1 января, и Краснодарскую, с 9 февраля 43-го года, наступательные операции, советские войска далеко отбросили немецкие армии. Принимая активное участие в битве за Кавказ, Черноморский флот развернул активные действия на коммуникациях противника, не давая фашистам пополнять свои силы в людях и технике. 9 сентября началась Новороссийско-Таманская наступательная операция. Силами Черноморского флота была проведена высадка морского десанта в район Новороссийска, его освобождение, а затем и освобождение всего Таманского полуострова. 9 октября 1943 года битва за Кавказ была завершена. В её итоге фашисты потеряли более четырёхсот тысяч человек. Конечно, большие потери несли и наши моряки черноморцы.


В Керченском проливе, разделяющем (в то время) две страны, Россию и Украину, до сих покоятся не обследованными, погибшие в годы войны корабли. Наша задача найти корабль, классифицировать, определить название. В случае обнаружения останков экипажа, произвести их захоронение.

Первым делом нужно установить места вероятного затопления кораблей. Со времён войны на карте Керченского пролива нанесено множество пометок о подводных препятствиях и глубинах до них, это и рифы и заброшенные плантации мидий и затопленные суда. Сложно определить, какая отметка, что означает. Поиск осложняет то, что точка на карте на самом деле оборачивается сотней метров, плюс не прекращающийся первые дни шторм и ограниченная видимость под водой. Наше оснащение вселяет уверенность в успех, но самое главное — энтузиазм всех участников экспедиции. Без энтузиазма и веры в успех даже суперсовременная техника — лишь дорогостоящие игрушки!

Начало экспедиции ознаменовано первыми находками! Поисковая группа сообщает об обнаружении объектов.

тка-45
Торпедный катер ТКА-45 (сонограмма ГБО)

Первый — затопленный в пяти километрах от берега торпедный катер. Для нас не составило большого труда найти его в море при помощи спутникового навигатора Джи-Пи-Эс (GPS). Катер до нас уже обследовали, местонахождение катера отмечено на карте как подводное препятствие. Множество сетей на палубе говорит о том, что катер не раз становился причиной огорчения местных рыбаков, что, скорее всего и послужило причиной его находки. Разведчики доложили ещё об одной находке: “малом десантном боте”. В годы войны бот выполнял задачи по переброске десанта, транспортировке боеприпасов, вооружения и других грузов. Более чем полувековое пребывание под водой сказалось на состоянии корабля и вряд ли без особого труда удастся сразу найти, что-либо заслуживающее внимания. По всему боту на палубе разбросаны коробки с патронами. Все внутренние помещения: трюм и ходовая рубка основательно заилены. Работы по откачке ила за нас выполнит насос.
Ему предстоит изрядно потрудиться, прежде чем исследования продолжатся. Нужно установить, какой груз был на корабле. Придётся долго работать на ощупь, а затем ещё ждать пока осядет муть. Обнаружив что-то интересное, аквалангист должен тщательно запомнить место находки. Затем на берегу все находки будут расписаны на схеме объекта. Только так можно будет наиболее полно воссоздать картину происходящего на корабле в момент его затопления и спланировать дальнейшие действия.

Первые находки: на поверхность поднимаются стекло от прожектора (что удивительно целое), “кошка” для крепления палубного груза. А этот предмет, который вначале мы приняли за прицел крупнокалиберного пулемёта, после очистки оказался не чем иным, как конфоркой от камбузной плиты. По пустому трюму можно определить, что выполнив задание следовал на базу, на пути к которой его постигла, столь незавидная участь.

эжектор на плоту
Плот с эжектором

Несмотря на несколько дней, усиленных поисков, так и не удалось найти ни одного фрагмента с заводской маркировкой. Она смогла бы пролить свет на номер корабля или его название. Для нас, он так и останется безымянным.
Только теперь даёт знать о себе усталость. Море отнимает много сил и энергии. К позднему вечеру стихнет шум компрессоров. Улягутся эмоции прошедшего дня. Каждый, компенсируя многочасовое молчание под водой, конечно немного приукрасив, расскажет о пережитом. В предвкушении благосклонности директора моря – “Нептуна”, в который раз жизнь в лагере замрёт…

…чтобы наутро с новыми силами приняться за “удаление белых пятен со дна Чёрного моря”

катер на дне
Торпедный катер типа Г-5 на дне (3D реконструкция)

Подведены итоги первой половины экспедиции. Одна за другой отметки на карте приобретают свои имена. Что-то за прошедшие годы стало неопознанной грудой металла, что-то оказалось подводной скалой, но есть и находки достойные нашего внимания. Поисковая группа доложила об объекте найденном накануне. Как и первая находка — это торпедный катер. В отличие от предыдущего – он ещё не обследовался. На берег доставлены патроны и гильзы во множестве разбросанные на палубе и по дну моря около катера.
Все участники делятся на группы. Каждому определён участок дна вокруг корабля. По всем параметрам найденный корабль это торпедный катер типа “Г-5”.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

схема катера
Торпедный катер типа Г-5

Торпедный катер типа “Г-5” – быстроходный малый боевой корабль предназначенный для поражения кораблей и судов противника торпедами.

Водоизмещение катера – 17 тонн, максимальная скорость 53 узла (98 км/ч), радиус действия 90 миль (167 км), экипаж 6 человек.

Вооружение: 2 – 533мм торпедных аппарата, 2 зенитных пулемёта ДШК калибра 12,7 мм. Также катер мог нести на борту глубинные бомбы.

Кроме выполнения своей основной задачи, торпедные катера ставили мины, высаживали десанты, несли дозорную службу и выполняли другие задачи.


Объект в двух с половиной километрах от берега. Первая группа уходит под воду. По фалу спускаемся к катеру. Фал по иронии судьбы привязан к стойке прожектора. Раньше прожектор освещал путь кораблю. Теперь и для нас, он стал своеобразным подводным маяком.

Вся рубка усеяна мидиями. Повсюду видны следы ожесточённого боя, который принял этот катер перед своей гибелью. С тех мест, где когда-то были люки смотрят на нас пустые проёмы.

Заглядываем в ходовую рубку: с трудом угадываются штурвал и навигационные приборы. Вход в машинное отделение сильно заилен. Всё ещё на месте боеукладка. Но на месте где были когда-то пулемёты ДШК пустота. В районе же кормы говорить о каких-либо находках не имеет смысла. Кормы просто нет.

Открывается картина гибели торпедного катера: двигаясь на полном ходу он наскочил на мину. В момент разрыва она находилась под кормой. Взрывной волной сорвало со своих мест пулемёты и люки. Вряд ли кто-нибудь из экипажа спасся. Ни на катере, ни рядом с ним на дне нет торпед, вероятно они были выпущены до затопления.
Решено продолжить поиск по следующей схеме:

схема подрыва катера на мине
Схема подрыва катера на якорной мине
  • первая группа обследует сам катер, ходовую рубку, пытается проникнуть в машинное отделение;
  • вторая группа, поделив окрестности катера на квадраты, обследует дно вокруг;
  • третьей группе предстоит обследовать катер снаружи

Вновь море, вновь глубина. Опять плохая видимость. Постоянные спутницы аквалангистов медузы, да вездесущие рыбёшки — хозяева объекта нашего внимания сопровождают нас на протяжении всех погружений. Но наше внимание больше привлекает сам катер, чем его теперешние обитатели.
Пролежав более полувека в морской воде даже не поддающийся коррозии алюминий невозможно отличить от обросшего ракушечником валуна.

дшк
Крупнокалиберный пулемёт ДШК на поворотной турели катера.

И вот радостное известие – найден кормовой пулемёт! Взрывной волной сорвало его со своего места вместе со станиной. Пулемёт настолько тяжёл, что пришлось поднимать его с двух лодок. Такая находка большая редкость даже для местных археологов! Вдвойне удача ещё и то, что находка пролежала под слоем ила, который, как импровизированная смазка предохранял его от коррозии все эти годы. Взору членов экспедиции открывается воронёная сталь! Такого, честно говоря не ожидал увидеть никто! Парадоксально, но полвека пребывания под водой более благоприятно, чем нахождение металла на воздухе. Ржавчина моментально проступает по всей поверхности. Только обработка маслом сможет ненадолго удержать разрушительный процесс. Сохранился заводской номер. Но стрелять из него уже никогда не придётся. Пулемёт, как раритет, займёт своё достойное место в музее клуба.

находки с корабля
Экспозиция находок на берегу

Такой успех только подстегнул и без того огромный энтузиазм всех участников! И новые находки не заставили себя ждать. Ремонтный комплект – “ЗИП”, большое количество боеприпасов, каска, несколько резиновых защитных костюмов с сапогами и даже командирская ракетница доставлены на берег. А это прибор для наведения торпед на цель. Интересно, как много раз глядя в него, капитан отдавал приказ о торпедной атаке.

На приборе виден заводской номер. Вероятно, он поможет нам узнать название катера и судьбу его экипажа. Хотя с большой уверенностью можно утверждать, после такого взрыва, в живых не осталось никого.

Не меньшая удача ждала нас впереди. Группа, что обследовала дно вокруг катера, нашла обе торпеды. В отличие от пулемёта об их подъёме на поверхность не шло и речи. Даже нахождение рядом с таким чудовищем занятие не для слабонервных. Способная с одного попадания отправить на дно судно водоизмещением в несколько тысяч тонн, пролежав на дне полвека, торпеда и сегодня представляет реальную опасность для того, кто рискнёт потревожить её покой. Одна из торпед переломлена взрывом в двух местах.
Все попытки проникнуть в трюм, пока не увенчались успехом. Работы на катере ведутся непрерывно. Меняются группы аквалангистов. Но всё же до цели – машинного отделения ещё далеко. Место в отсеках ограничено. Приходится ждать пока осядет муть, осматриваться и вновь приниматься за дело.

В проливе вновь начинает штормить. Видимость ограничена. Дальнейшие поиски становятся бессмысленной тратой времени и сил. Чтобы не сидеть без дела решили провести погружение к затонувшему в годы войны транспорту “КОЛА”. Теплоход находится в 25-ти километрах от берега в открытом море, и это гарантирует видимость в пределах 10 – 15-ти метров. Перед выходом в море проводится полная подготовка не только подводного снаряжения, оборудования, но и проверка состояния здоровья каждого ныряльщика. Готовится к работе и съёмочная аппаратура: видеокамера и бокс для глубоководных съёмок всегда должны быть готовы к работе. Ныряльщики разбиваются на группы, для подстраховки друг друга. Глубина не терпит ошибок и не прощает безрассудных храбрецов.

дайверы
Погружение на объект

Спускаемся по фалу. На глубине шести метров подвешивается знак. Здесь при всплытии нужно будет сделать остановку безопасности. С каждым метром краски сгущаются.
Вот и дно. Рядом с нами на 10 метров возвышается кормовая часть теплохода. От взрыва он разломился надвое и затонул.
Становится прохладно. Даже в гидрокостюме пробирает холод.
Палубный настил от времени прогнил. Можно без труда проникнуть в трюм, но там пусто.
На такой глубине расход воздуха увеличен, поэтому нужно постоянно контролировать количество воздуха в баллонах — должно хватить на подъём и остановку безопасности.
А вот винты — остановившие свое вращение полвека назад.
Пора подниматься. И вот мы на поверхности. Все красоты моря не заменят глотка свежего воздуха и ласкового солнечного света.

возложение венка
Возложение венка в месте гибели катера

Экспедиция подходит к концу. Приходится сворачиваться. Дома нас ждут привычные дела. Но через год мы снова соберёмся вместе, чтобы продолжить начатое дело. Будут ещё экспедиции, встречи с морем и его обитателями.

дшк
отреставрированный пулемёт ДШК

А пока мы отдаём долг памяти всем тем, кто погиб в этих волнах в годы войны. По морской традиции на воду спускается венок. Вечная вам память моряки-черноморцы.

И всё-таки, как это здорово, хотя бы раз в жизни изменить ход времени. Проститься с привычным и очертя голову окунуться в неизведанное.


P.S. в настоящее время, пулемёт ДШК, передан «Парковому комплексу истории техники имени К.Г. Сахарова» г. Тольятти. Правда установлен на «сухопутный» станок, но выглядит как новенький, несмотря на 56-летнее нахождение под водой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долгов
Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи