(июль-август 2001г)

Впервые экспедиция была проведена в минимальном составе. Но это не помешало выполнить (и даже перевыполнить) поставленные перед собой цели и задачи.
Задача была проста: произвести визуальный осмотр рифовой зоны в районе т.н. Коротков и «пройтись» по рифу Трутаева. Если с первым проблем не возникало, (лагерь располагался непосредственно у самого начала рифовой гряды), то риф Трутаева простирается по дну на пол десятка километров и осмотреть его за 10 экспедиционных дней просто нереально. Коме того до самого рифа расстояние тоже немалое и «путешествие» туда-обратно занимало около двух часов.

Но, несмотря на кажущиеся проблемы, экспедиция прошла весело и непринуждённо. Коротки, как и предполагалось обследовали быстро. Кроме турецкого парусника середины XIХ века, точнее его останков, в этом районе больше ничего обнаружено не было.
Сам корабль был найден археологом А.В.Кондрашёвым в 1990г.
Ранее на нём находили посуду с арабской вязью. На дне только остатки шпангоутов с бронзовыми гвоздями, да перо руля длинной около двух метров. Дно ровное, песчаное, метрах в ста от обломков находится выступающая над поверхностью воды скала. Видимо именно она и явилась причиной гибели парусника. Глубина до объекта 5 метров. Риф же Трутаева порадовал нас своей красотой и богатой фауной. Скаты, рапаны, мидии и крабы не только радовали глаз, но и разнообразили вечерние посиделки «за рюмкой чая». Но не это было главной находкой.
В этой экспедиции впервые было начато детальное обследование бронекатера БКА-334. 25.11.1943 он был разбит артиллерийским огнем противника в Керченском проливе.
На лоции объект не отмечен — затонул у самого подножия скалы и лежит вверх килем. Корпус разорван в средней части. По дну вокруг разбросаны кассеты с 76-мм снарядами. На бронекатера серии 1124 ставились башни от танка Т-34-76 и, это только подтверждает версию о типе корабля. В районе носа обнаружен барбет носовой башни — её основание. Но самой башни не видно. Скорее всего, она глубоко «зарылась» в песок.

Ближе к корме разлом в районе машинного отделения. По всей площади дна разбросаны детали механизмов и фрагменты двигателя. Трубы, куски покорёженного металла и куски обшивки, вот всё, что можно рассмотреть в этом районе.
Единственный целый фрагмент кормы, перевёрнутой, с двумя винтами «упёрся» транцем в основание скалы. Если сравнить с прижизненными размерами катера, то на дне видна лишь одна третья его часть.
Остальное или полностью разрушено взрывом, или зарыто в песке. Работать без эжектора на объекте невозможно. Глубина в месте нахождения объекта 5 метров. Возвышение над грунтом 1,5-1,8 метра
К другим, не менее значимым находкам можно было отнести фрагмент свинцового, античного якоря III — IV вв. до н.э. Издавна риф Трутаева считается зоной опасной для судоходства. На его камнях погиб не один десяток судов. Вот и наша находка тому свидетельство.

Якорь весом около 70 кг был поднят с помощью подъёмного парашюта. Это крепкий воздухонепроницаемый мешок, открытый снизу (потому и назван парашютом). Он крепится к объекту, внутрь подаётся воздух и… всё. Находка на поверхности. С его помощью мы уже поднимали пулемёты ДШК и «Максима».
Кроме древнего якоря был найден и современный — якорь Холла, с длинной цепью переваливающей через несколько рифов. По ней то мы и вышли на него. Но для музеев он интереса не представляет — пусть лежит и дальше на дне.

Из других событий можно отметить День Нептуна. Впервые новички прошли специально продуманный ритуал, с принятием присяги на верность морскому, экспедиционному братству, причастились морской водицей, получили «печать Нептунову» по самому мягкому месту. Ну и конечно подвели итоги удачной экспедиции.
А перед самым отъездом, даже побывали на байк-фестивале. В общем, это незабываемое, жаркое лето порадовало нас своими событиями, и общением в незабываемой компании!