«…Нам, морякам, иногда тоже полезно вытряхнуть из своих ушей соленую воду.»
В. Пикуль «Три возраста Окини-сан»
Летом 2016 года, под Самарой, в месте стройки микрорайона Южный город, строителями было обнаружено место катастрофы штурмовика ИЛ-2 времён Великой Отечественной войны. Поисковики Самарского регионального отделения приступили к раскопкам и обнаружили останки пилота. Позднее они были переданы родственникам. Наш же рассказ об одном дне поисковиков-подводников на суше.

Для участников подводных экспедиций «ЭПРОН» давно уже не секрет, что первые недели после возвращения из летней экспедиции сродни тяжелому похмелью после разгульной вечеринки — душит меланхолия, гложет ностальгия, и непременно требуется «поправить здоровье» новым полевым выходом. Но волею судьбы сложилось так, что базироваться нам довелось достаточно далеко от мест боев и тем более — морских сражений.

Конечно же, в «безэкспедиционный» период участники клуба не расползаются по норам, чтобы впасть в зимнюю спячку — находится куча дел в клубе, которых хватает на всю осень-зиму-весну. Однако, морская душа настойчиво требует «похмелить» ее работой в поиске.
И вот в один из безрадостных дождливых осенних вечеров сразу нескольким членам клуба (сам дядька Нептун им нашептал, не иначе) пришла в голову идея: а почему бы нам не попробовать поискать и на берегу? Да тут как раз и дело подвернулось (думается, без бороды Нептуна тут тоже не обошлось) — самарские товарищи попросили помочь в зачистке места падения Ил-2, поднятого ими по весне на окраине Самары.

В работе вызвались участвовать и наши новые друзья, примкнувшие к нам в крайней подводной экспедиции. Юра Кузьменко привез с собой два прибора — верховой минник и пин-поинтер, который в последствии сослужил нам хорошую службу, а также изготовил на всех щупы. «Молодежь» представлял прекрасно зарекомендовавший себя в экспедиции Никита Чакин. В последний момент подключился и наш самарский друг Саша Иванченко. Оставаясь верным себе, Саша привез на коп несколько огромных сумок. Пробормотав в усы многообещающее «Сейчас…», Саша, как заправский фокусник, принялся извлекать из сумок трубки, провода и бог весть что еще. Немного волшебства и четыре пары рук «эпроновцев» — и через четверть часа, растопырившись, на поле появляется похожий на паука кустарный «глубинник» на базе платы «Кощей-5». Бригада «операторов» глубинника торжественным маршем дефилирует по щиколотку в осенней грязище, осторожно неся над местом поиска на руках, как икону, своего «паука».

— Да тут везде зашкаливает! — сплюнул Саша. И точно — следующие 4 часа яростных раскопок дают невиданный «урожай»: множество алюминиевых деталей, фрагменты бронекапсулы и даже целые узлы деталей с сохранившимися информирующими табличками.
Покидали место раскопок неохотно — чувствовалось, что здесь еще есть, что поискать. Однако, для первого выхода «на сушу» все получилось более чем отлично. Выходит, иногда полезно вытряхивать из ушей соленую воду.

Артём Лобчук