Транспорт «TEODORICH» («ТЕОДОРИХ»)

ГлавнаяОбъектыТранспорт "TEODORICH" ("ТЕОДОРИХ")

«Theodorich» обследовался клубом в 2002 году.

теодорих на дне
«Theodorich»

Судно лежит на ровном киле. Глубина до дна 14,3 метра, глубина до объекта 5,3 метра. Корпус замыт в песок. На палубе, за надстройкой, над кормовым трюмом размещены две цистерны диаметром 6 метров, длинной 8-10 метров, напоминают огромные котлы. Мачты обрушились со своих мест и лежат вдоль бортов. В одной из кают обнаружены останки человека. В надстройке обнаружен арсенал с 20-мм зенитными снарядами. По всей вероятности судно было вооружено зенитным автоматом, но на момент осмотра никакого вооружения не обнаружено. В радиорубке останки аппаратуры и ящики с оборудованием связи — шнуры, переходники…
Координаты N45 51.900 E30 18.260

обломки корабля

Бывшее советское судно Черноморского государственного морского пароходства, затопленное 18.08.1941 г. в Херсоне по приказу советского командования в связи с возможностью захвата немцами. По одной версии, это «Херсон» постройки 1912 г., 3409 брт, по другой — «Волочаевка» («Волочаевск»), 3208 брт.

пароход теодорих
Theodorich

Пароход был поднят немецкими спасателями и получил название «Theodorich». После длительного ремонта в составе конвоя 12 ноября 1943 г. он вышел в свой первый рейс под германским флагом. Так как время поджимало, мачты не были установлены и лежали на палубе.
Конвой, находясь на траверзе Будакского лимана, подвергся атаке советской подводной лодки М-111 под командованием капитан-лейтенанта Я. К. Иосселиани. «Theodorich» получил попадание торпеды в корму, между трюмами № 4 и № 5. Погибло 6 человек. Корабли охранения сняли 60 человек, из них 4 тяжелораненых. Так как глубины здесь небольшие, корма транспорта встала на грунт, а нос возвышался над водой.
Немцы предприняли попытку спасти гибнущее судно. Был выслан спасательный отряд в составе буксиров «Schurman-10», «Lobau», «Wagrein» и лихтера «Bruxeles» в охранении БДБ F-448 и сторожевого катера G-3041. Спасти транспорт не удалось. Спасатели сняли 20-мм зенитные автоматы, затворы от 37-мм и 75-мм орудий.


«ХЕРСОН» НЕ ПОКОРЕННЫЙ.

Под натиском превосходящих сил врага, Красная армия оставляла Херсон. Последние речные суда, перегруженные солдатами и беженцами, медленно ползли в сторону Голой Пристани, когда в районе Херсонского порта прогремел ряд сильных взрывов. Это специальная команда армейских минеров уничтожала не исправные суда, оставшиеся у причалов порта. Одним из этих обреченных на смерть судов, был пароход «Херсон». Буквально накануне эвакуации, добросовестно исполнявший свои обязанности по перевозке армейских грузов «Херсон»  подвергся фашистской авиа-атаке и получил серьезные повреждения. Пароход доставили на буксире в порт, однако времени на серьезный ремонт судна уже не оставалось… Вечером следующего дня в Херсон вошли гитлеровцы. После установления в городе «нового порядка», затопленный вместе с другими плавсредствами пароход был поднят и отбуксирован в док для ремонта.
Ремонтная бригада из числа не успевших эвакуироваться бывших рабочих завода имени III Коминтерна, под бдительным надзором гитлеровцев, приступила к работам по восстановлению судна. Вот, только работы эти растянулись на целых два года- не хотели судоремонтники, чтобы «Херсон» служил фашистам.
Место гибели корабля было найдено и обследовано спустя много лет после окончания войны. Достаточно хорошо сохранившийся пароход лежит на 14 метровой глубине. На палубе, вдоль бортов закреплены корабельные мачты, которые так и не успели установить в Херсоне. Лет около десяти тому назад дайверы сумели осмотреть погибшее судно изнутри. Кроме склада 20-мм снарядов и ящиков с радиоэлектронным оборудованием, в одной из кают, задраенной изнутри были обнаружены останки человека. Наконец в преддверие операции советских войск по освобождению левобережья Херсонщины, в октябре 1943 года, «Херсон» со многими значительными не доделками, в спешке был все же спущен на воду. При выходе из ремонта пароход получил новое имя. Его назвали «Теодорих», в честь древнего вождя остготов. В начале ноября судно вооружили 20-мм зенитными пулеметами, а также 37-мм и 75-мм орудиями. На палубу парохода погрузили две огромные цистерны для горючего, в трюмы воинский груз. 12 ноября 1943 года, в составе военного конвоя «Теодорих» вышел в свой первый рейс. Спустя всего лишь сутки, на траверзе Шаболатского лимана, вблизи города Белгород- Днестровский, фашистский конвой атаковала советская подводная лодка «М-111», под командованием будущего Героя Советского Союза капитан-лейтенанта Ярослава Иоселиани. В истории боевого пути подводной лодки «М-111», есть упоминание эпизода торпедной атаки: «…днем 12 ноября «М-111» в точке 45°51′ с.ш./ 30°18′ в.д. атаковала судно из состава конвоя под эскортом четырех сторожевых катеров. После пуска торпед на подводной лодке зафиксировали два взрыва…» Сопровождавшие гитлеровский конвой тендеры (легкие военные корабли) «Графенау» и «Зигфрид» сбросили на безопасном удалении от субмарины 6 глубинных бомб. Получивший торпедное попадание в корму, «Теодорих», еще некоторое время держался на плаву. Спасательная команда сняла с него 60 человек. Наконец, ставший кормой на грунт пароход, медленно затонул. Так окончилась история парохода «Херсон», всего лишь на несколько дней ставшим гитлеровским «Теодорихом».

Виктор Хмель

Источник http://np.ks.ua/history/herson-ne-pokorennyj.html

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

EPRON
EPRONhttp://epron-pro.ru
Центр аналитики и информации НП ВПК "ЭПРОН"

Популярные статьи