«Theodorich» обследовался клубом в 2002 году.
Судно лежит на ровном киле. Глубина до дна 14,3 метра, глубина до объекта 5,3 метра. Корпус замыт в песок. На палубе, за надстройкой, над кормовым трюмом размещены две цистерны диаметром 6 метров, длинной 8-10 метров, напоминают огромные котлы. Мачты обрушились со своих мест и лежат вдоль бортов. В одной из кают обнаружены останки человека. В надстройке обнаружен арсенал с 20-мм зенитными снарядами. По всей вероятности судно было вооружено зенитным автоматом, но на момент осмотра никакого вооружения не обнаружено. В радиорубке останки аппаратуры и ящики с оборудованием связи — шнуры, переходники…
Координаты N45 51.900 E30 18.260
Бывшее советское судно Черноморского государственного морского пароходства, затопленное 18.08.1941 г. в Херсоне по приказу советского командования в связи с возможностью захвата немцами. По одной версии, это «Херсон» постройки 1912 г., 3409 брт, по другой — «Волочаевка» («Волочаевск»), 3208 брт.
Пароход был поднят немецкими спасателями и получил название «Theodorich». После длительного ремонта в составе конвоя 12 ноября 1943 г. он вышел в свой первый рейс под германским флагом. Так как время поджимало, мачты не были установлены и лежали на палубе.
Конвой, находясь на траверзе Будакского лимана, подвергся атаке советской подводной лодки М-111 под командованием капитан-лейтенанта Я. К. Иосселиани. «Theodorich» получил попадание торпеды в корму, между трюмами № 4 и № 5. Погибло 6 человек. Корабли охранения сняли 60 человек, из них 4 тяжелораненых. Так как глубины здесь небольшие, корма транспорта встала на грунт, а нос возвышался над водой.
Немцы предприняли попытку спасти гибнущее судно. Был выслан спасательный отряд в составе буксиров «Schurman-10», «Lobau», «Wagrein» и лихтера «Bruxeles» в охранении БДБ F-448 и сторожевого катера G-3041. Спасти транспорт не удалось. Спасатели сняли 20-мм зенитные автоматы, затворы от 37-мм и 75-мм орудий.
«ХЕРСОН» НЕ ПОКОРЕННЫЙ.
Под натиском превосходящих сил врага, Красная армия оставляла Херсон. Последние речные суда, перегруженные солдатами и беженцами, медленно ползли в сторону Голой Пристани, когда в районе Херсонского порта прогремел ряд сильных взрывов. Это специальная команда армейских минеров уничтожала не исправные суда, оставшиеся у причалов порта. Одним из этих обреченных на смерть судов, был пароход «Херсон». Буквально накануне эвакуации, добросовестно исполнявший свои обязанности по перевозке армейских грузов «Херсон» подвергся фашистской авиа-атаке и получил серьезные повреждения. Пароход доставили на буксире в порт, однако времени на серьезный ремонт судна уже не оставалось… Вечером следующего дня в Херсон вошли гитлеровцы. После установления в городе «нового порядка», затопленный вместе с другими плавсредствами пароход был поднят и отбуксирован в док для ремонта.
Ремонтная бригада из числа не успевших эвакуироваться бывших рабочих завода имени III Коминтерна, под бдительным надзором гитлеровцев, приступила к работам по восстановлению судна. Вот, только работы эти растянулись на целых два года- не хотели судоремонтники, чтобы «Херсон» служил фашистам.
Место гибели корабля было найдено и обследовано спустя много лет после окончания войны. Достаточно хорошо сохранившийся пароход лежит на 14 метровой глубине. На палубе, вдоль бортов закреплены корабельные мачты, которые так и не успели установить в Херсоне. Лет около десяти тому назад дайверы сумели осмотреть погибшее судно изнутри. Кроме склада 20-мм снарядов и ящиков с радиоэлектронным оборудованием, в одной из кают, задраенной изнутри были обнаружены останки человека. Наконец в преддверие операции советских войск по освобождению левобережья Херсонщины, в октябре 1943 года, «Херсон» со многими значительными не доделками, в спешке был все же спущен на воду. При выходе из ремонта пароход получил новое имя. Его назвали «Теодорих», в честь древнего вождя остготов. В начале ноября судно вооружили 20-мм зенитными пулеметами, а также 37-мм и 75-мм орудиями. На палубу парохода погрузили две огромные цистерны для горючего, в трюмы воинский груз. 12 ноября 1943 года, в составе военного конвоя «Теодорих» вышел в свой первый рейс. Спустя всего лишь сутки, на траверзе Шаболатского лимана, вблизи города Белгород- Днестровский, фашистский конвой атаковала советская подводная лодка «М-111», под командованием будущего Героя Советского Союза капитан-лейтенанта Ярослава Иоселиани. В истории боевого пути подводной лодки «М-111», есть упоминание эпизода торпедной атаки: «…днем 12 ноября «М-111» в точке 45°51′ с.ш./ 30°18′ в.д. атаковала судно из состава конвоя под эскортом четырех сторожевых катеров. После пуска торпед на подводной лодке зафиксировали два взрыва…» Сопровождавшие гитлеровский конвой тендеры (легкие военные корабли) «Графенау» и «Зигфрид» сбросили на безопасном удалении от субмарины 6 глубинных бомб. Получивший торпедное попадание в корму, «Теодорих», еще некоторое время держался на плаву. Спасательная команда сняла с него 60 человек. Наконец, ставший кормой на грунт пароход, медленно затонул. Так окончилась история парохода «Херсон», всего лишь на несколько дней ставшим гитлеровским «Теодорихом».
Виктор Хмель
Источник http://np.ks.ua/history/herson-ne-pokorennyj.html