Плавучий док

ГлавнаяОбъектыПлавучий док

Затонувший док. Координаты: N45 03.435 E36 22.096

лоция моря
фрагмент лоции в районе затопления дока

Обследован клубом ЭПРОН в 1997г. История затопления в различных источниках отличается в некоторых данных. Объект находится на мелководье и доступен для осмотра. Есть опасность получить травмы от искорёженного металла. Глубина в месте нахождения 6 — 8 метров. Расстояние от берега 257 метров.

затопленный док
Док

ИСТОЧНИК 1 (https://smorodina.com/objects/zatonuvshie-doki)

Странный атолл из бетона и арматуры выступает над поверхностью морской глади в 300 метрах от Кыз-Аульского мыса на юго-востоке Керченского полуострова. Только чайки и редкие гости – дайверы нарушают его уединение.

Гордость довоенного судостроения СССР — железобетонный плавучий док подъемной силой 6000 т, чья история оборвалась в ноябре 1941 года, он так и не раскрыл всех своих тайн.

В связи с нехваткой металла в 1926 году молодая Страна Советов, опираясь на опыт американских и европейских специалистов, освоивших применение железобетона для постройки судов еще в Первую мировую войну, принимает очередное решение «догнать и перегнать» — организовать и построить величайшие в мире железобетонные доки для нужд флота.

Первый такой плавучий док был построен в 1930 году на базе Ленинградского завода им. Марти (ныне Адмиралтейский завод). Руководили строительством корабельные инженеры М. М. Обольянинов и В. П. Костенко. Монолитная конструкция состояла из 2 секций, каждая из которых имела – 45 м в длину и 26 м в ширину, и была рассчитана на грузоподъемность 2000 т. (Этот док до сих пор без капремонта находится в эксплуатации на Канонерском заводе Санкт-Петербурга).

В 1936 Правительство СССР решает за рекордный срок два года построить еще три подобных дока: один в Ленинграде и два для нужд Черноморского флота в Херсоне. Занимался этими вопросами специально созданный трест «Докстрой» (начальник — член коллегии Наркомвода Б.Б.Дунаев, главный инженер – М.М.Обольянинов, главный инженер Херсонского филиала – Г.Д.Булах). В Херсоне для одновременной постройки двух железобетонных доков возвели специальную верфь.

Железобетонный док водоизмещением 6000 тимел длину 130 м, ширину 30,5 м, толщину днища 150 мм, ширину по стапель-палубе 22,5 м (толщина 100 мм), высоту борта 14,6 м (толщина 90 мм), высоту понтона 4,7 м. Плавучий док водоизмещением 4000 т отличался только длиной, она составляла 90 м.

К началу Великой Отечественной войны в Херсоне уже были готовы четыре ж/б дока по 6000 и 4000 тонн и восемь находились на разных стадиях строительства.

По мере приближения фронта к Крыму в 1941 году, к операциям по эвакуации оборудования крупных заводов и фабрик привлекались все возможные плавсредства.от шаланд до недостроенных корпусов суден, которые буксировались попутными транспортами. На плавучих доках в Керчь, Камыш-Бурун, Новороссийск доставлялись большие партии крупных грузов, в том числе и железнодорожные составы.

Не все транспортные конвои заканчивались успешно. Так в августе 1941 при выводе из Одессы железобетонный док (6000 т), ведомый ледоколом «Торос» и буксиром «Мартиец»,после авианалета получил пробоину и затонул недалеко от Воронцовского маяка.

Еще об одном подобном инциденте упоминается в справочнике потерь флота во время Великой Отечественной. «Плавучий док (железобетонный), 6000 т, шел на буксире ледокола «Торос» из Камыш-Буруна в Новороссийск, имея груз Камыш-Бурунского завода. От прямого попадания бомбы затонул 9.11.41 Это считается единственной потерей из буксируемых судов и боевых кораблей.

Однако до сих пор неясен вопрос – почему судно шло таким странным курсом. Есть предположение, что в тот период все основные фарватеры были заминированы, поэтому своим же судам приходилось идти на восток окольными путями.

Останки только четверти дока (длина 35 м, ширина 15 м) лежат на отмели (глубина 6 м, возвышение над грунтом 7 м), большая его часть находится на расстоянии 6 км на юго-восток на глубине 13 м.

По рассказам местных жителей, кроме оборудования и комбайновых моторов, на нем находились и промтовары (швейные машинки, посуда и прочее). Вот это «богатство» в первые годы после войны буквально собирали на берегу.

С конца войны и до настоящего времени интерес к этому объекту проявляли только любители дайвинга и историки-одиночки. Однако в 2013 году государство решили навести порядок в акватории Опукского заповедника и «лом металлических элементов железобетонного плавучего дока весом 194 тонн, в середине бортовой части которого, находятся металлические конструкции, механизмы, оборудование, автомашины» выставлен на аукцион.


ИСТОЧНИК 2 (http://wikimapia.org/9793076/ru/Затонувший-плавучий-док)

Плавучий железобетонный док. 09.11.1941 г. шел на буксире ледокола «Торос» из Керчи в Новороссийск, затонул в результате попадания авиационной бомбы. Обломки находятся на отмели возле Кыз-Аульского маяка. Глубина: 6 м.

док под водой
фото дока

«…это экспериментальный корабль, который был построен из монолитных железобетонных конструкций в начале тридцатых годов прошлого века. В 1941 году корабль перевозил из Николаева стратегический груз и был атакован немецкими бомбардировщиками. Капитан корабля до последнего боролся с пробоинами, и чтобы спасти груз, решил выбросить судно на мель. Сейчас искореженный остов судна представляет собой запутанный лабиринт, своего рода искусственный риф с богатым растительным и животным миром.»

Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

EPRON
EPRONhttp://epron-pro.ru
Центр аналитики и информации НП ВПК "ЭПРОН"

Популярные статьи