Братская могила не дне моря.

Итоги одной идентификации.

32-я экспедиция прошла, с 30 июля по 10 августа 2018г., как и предыдущая на Таманском полуострове. Найденный нами в 2017г фрагмент парохода удалось идентифицировать практически перед  отправкой в экспедицию. Им оказался советский теплоход «РОТ ФРОНТ«. Отправлялись в экспедицию с новой целью — обнаружить артефакты подтверждающие нашу версию. И их и подтверждение ждали сотрудники Керченского музея (ГБУ РК «Восточно-крымский историко-культурный музей заповедник») и завода им. Войкова. 

Александр Бадякин в гостях у экспедиции ЭПРОН
Александр Бадякин в гостях у экспедиции ЭПРОН

На берегу нас посетил наш давний соратник, керчанин Александр Бадякин. Именно его помощь поставила точку в идентификации судна. Историк, хранитель музея судостроительного завода «Залив», Александр Николаевич, вместе с нами возложил венок на месте гибели корабля.

Работа в море велась по нескольким направлениям. Первое — это обследование судна, второе — поиск в районе «Турецкой стенки» работали несколько лодок с ГБО (гидролокатором бокового обзора), но удача улыбнулась тем, кто обследовал риф визуально — на ластах. Команда Игоря Казанцева обнаружила объект на самом рифе в развале камней. Искать в том месте с прибором было невозможно: можно было напороться на сам риф, да и картинка ГБО была нечитаема из-за огромного количества камней. Угадать в ней объект нереально. На месте развала обломков обнаружены фрагменты труб и цепь. Поднятая часть цепи из нескольких звеньев, показала, что по её состоянию можно датировать объект началом или серединой прошлого века. Отсутствие корпуса и судового набора говорит о том, что судно было деревянным. Глубина на рифе около двух метров и не только риф, но и шторма ежегодно разрушали объект.  

Вот и в этот раз  штормовая волна и ухудшившаяся видимость не дали нам до конца его обследовать.

32 00036
Артефакты в импровизированной экскпозиции

Работы же на судне велись постоянно. Каких-либо уникальных артефактов обнаружить не удалось. Фрагменты иллюминаторов и медные накладки на ступеньки трапа — подняты и переданы историкам.

По традиции участники экспедиции посетили таманские и керченские музеи (благо построенный  Крымский мост упростил связь с полуостровом).

Работа по идентификации судна «РОТ ФРОНТ» подошла к своему логичному завершению. Начата работа по его постановке на учёт. Основную работу в этом направлении взял на себя ГБУ РК «Восточно-крымский историко-культурный музей заповедник» и его генеральный директор Татьяна Викторовна Умнихина — человек дела, любящая свою работу и отдавшая всю себя служению Истории.

Ниже приведён ход идентификации судна «РОТ ФРОНТ«. В течение года неустанно велась работа по идентификации судна. Сделаны десятки запросов, перерыты горы информации и как итог —  сухие буквы отчёта:

Ход идентификации затонувшего объекта на траверзе м. Железный рог (п. Волна)

Обнаружение объекта клубом «ЭПРОН» состоялось в 2017г.

Обследование проводилось в июле — августе 2017 и 2018гг, в светлое время суток. Изначально предполагалось, что объект это судно «МАЙКОП» потопленное авиацией противника у Таманского полуострова в ноябре 1941г.


Данные обследования:

Структура дна каменистая с небольшим присутствием песка из мелкого ракушечника. Глубина в месте нахождения объекта до дна 12,9 метров. Возвышение объекта над грунтом (высота форштевня) 9 метров. Длина площади разброса обломков более 60 метров. Ширина предполагаемого корпуса не менее 8 метров.

parohod
Зарисовка Долгова С.А. Объект на дне.

Корпус металлический, набор из цельных, продольных листов высотой 1 метр. Количество 8 — 9 шт. Идут внахлёст сверху вниз. Клёпок нет. Форштевень вертикальный, завален по направлению к корме. Небольшой крен судна на левый борт. На носу по бортам клюзы без якорей, цепной ящик пуст. В носовом, подпалубном пространстве, моток толстого пенькового каната.  Баковая часть палубы (надстройки) отсутствует, по бортам следы разрушения. В носу длинный проём длиной 2 и шириной 1,3 метра. В подпалубном помещении леерное ограждение по направлению к корме и вертикальный, металлический трап. Предположительно он был расположен в носовом трюме. Далее идут многочисленные разрушения конструкции корпуса. Визуально определяется кнехт, несколько иллюминаторов на металлических фрагментах борта, борта наборные, двойные, толщина судового набора в днищевой части около полуметра, расстояния между шпациями судна измерить невозможно, но они не менее 2-3 метров. В большом количестве трубки, трубы и части механизмов, указывающие на присутствие паровых механизмов. Самой машины, надстроек, трюмов, кормы, винто-рулевой группы обнаружить на грунте не удалось. Тип судна – грузовое, транспортное, без признаков наличия вооружения.

 Объект расположен курсом 330 градусов (северо-северо-запад) — направление на вход в Керченский пролив. Корпус сильно оброс ракушками и прогнил. Предположительный момент затопления не ранее середины прошлого века.


Сонограмма ГБО места нахождения объекта
Сонограмма ГБО места нахождения объекта

Картину расположения обломков на грунте представляют сонограмма ГБО. На ней видно, что на грунте находится только носовая оконечность судна. Других конструкций судна на дне нет. В месте, где находились центральная и кормовая часть судна развал камней (обнажившихся в результате подъёма частей судна – размыва или взрыва).

Ход идентификации:

Ввиду того, что при осмотре объекта никаких факторов, которые могли бы дать точное определение судна, не обнаружено, начата работа по идентификации методом исключения. В качестве источника рассматривался «Список потерь судов Черноморско-Азовского бассейна в годы Великой Отечественной войны» — (93 судна) и два судна периода Первой мировой войны («КАЗБЕК» и «ЯЛТА») – подорвавшихся на минах у входа в Керченский пролив в 1914г.

Исключив по географическому признаку суда, потопленные в других акваториях рабочий список составил 19 судов:

1. «КОЛА»  — грузовой пароход, 2654 брт, ЧГМП. ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 760, л. 6; ЦВМА, ф. 38, д. 2286, л. 100; Музей МФ. Неоднократно обследовалось и идентифицировано.

2. «КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСК» — грузовой пароход, 5117 брт, ЧГМП. Место гибели в 15 милях к югу от Керченского полуострова, 44°49′ с.ш., 36°06′ в.д. ЦВМА, ф. 10, д. 9096 л. 45, д. 9575. л. 165; ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 760, л. 6; ЧМП. — не соответствует координатам объекта, по размерам в несколько раз больше исследуемого объекта.

3. «ПУГАЧЕВ» — недостроенное грузовое судно, 2150 брт. Место гибели к югу от Керченского полуострова, 44°51′ с.ш., 36°06′ в.д. ЦВМА, ф. 10, д. 9575, л. 292; ЧМП. Размеры судна и место гибели не соответствуют исследуемому объекту, данных о подъёме нет.

4. «ДЕЛЕГАТ» — погиб во время массированного воздушного налета противника на порт Керчь. Поднят 27 декабря 1948 г. и сдан «Главвторчермету» для разрезки на металлолом. ЦА ММФ, ф, 65, от. 3 (доп.), д. 1, л. 174; ЦВМА, ф. 38, д. 2286, л. 104; Под флагом Родины [25], с. 259; АМП.

5. «ВОЛОДАРСКИЙ» — буксирный пароход, 100 брт. Место гибели порт Керчь. АМП. Тип судна и место гибели не соответствуют исследуемому  объекту.

6. «РОТ-ФРОНТ» — грузовой теплоход, 980 брт. Место гибели — 04.11.41г., при выходе из Керченского пролив, в районе м. Железный рог. Следовал из Керчи, затонул в результате атаки вражеских самолетов. Погибло 13 человек экипажа. 18 ноября 1953 г. поднят по частям АСС ЧФ и сдан «Рудметаллторгу». Подходит по типу, размерам и месту гибели. Не подходит по расположению (курс объекта вход в пролив). Включен в разработку.

7. «ГОРНЯК» — грузовой пароход, 968 брт, Место гибели — Керченский пролив, у косы Тузла. В результате атак бомбардировщиков был сильно поврежден и выбросился на мель. Поднят АСС ЧФ в 1944 г. ЦВМА, ф. 10, д. 9613, л. 29, 108; ф. 38, д. 2286, л. 104; ф. 55, д. 5127, л. 90; Чикер Н. П. [38] с. 200; ЧМП.

8. «МАЙКОП» — грузовой пароход, 398 брт. Место гибели у Таманского полуострова, 45°06′ с.ш., 36°50′ в.д. Потоплен авиацией противника на переходе из Тамани в Новороссийск.  АМП. Изначально объект отмечен как именно это судно. Включен в разработку.

9. «БАТАЙСК» — грузовой пароход, 3195 брт. Место гибели порт Керчь, у Широкого мола. Потоплен авиацией противника после разгрузки. 30 апреля 1945 г. поднят АСС ЧФ, в 1952 г. разрезан на металлолом. ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 760, л. 119; ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 114; Азовский моряк, 1967, 1 сент.

10. «СНЕГ» — портовый ледокол. Керченского порта. Место гибели неизвестно. Пропал без вести на переходе из Тамани в Керчь. ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1293, л. 498-501.  Тип судна не соответствует исследуемому  объекту.

11. «ПАРТИЗАН ЖЕЛЕЗНЯК» — парусное моторное судно портофлота. Место гибели Керченский пролив, 45°14′ с.ш., 36°28′ в.д. ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 760, л. 119; ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 114; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 51, л. 3. Тип судна и место гибели не соответствуют исследуемому  объекту.

12. «АНТОН ЧЕХОВ» — санитарный транспорт ЧФ. Место гибели Керченский пролив, 45°14′ с.ш., 36°27′ в.д. ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 114; Чикер Н. П. [38], с. 176; Музей МФ; АМП; ЧМП. Найден и идентифицирован после войны. Место гибели не соответствует исследуемому  объекту.

13. ЛЕДОКОЛ № 7 — 565 брт. Место гибели Керченский пролив, 45°08′ с.ш., 36°31′ в.д. Поднят в 1950 г., в 1954 г. разрезан на металлолом. ЦВМА, ф. 38, д. 9096, л. 114; ф. 55, д. 32657, л. 33; Музей МФ. Тип судна не соответствует исследуемому  объекту. Поднят полностью.

14. «ВОСТОК» — грузовой теплоход, 2787 брт, Место гибели Керченский пролив, 45°10′ с.ш., Зб°30′ в.д. ЦВМА, ф. 10, д. 9100, л. 81; ф. 55, д. 32657, л. 39; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, (доп.), д. 2, л. 174; Музей МФ; ЧМП. Имеется отчёт о подъёме судна с фотографиями всех частей.

15. «БЕРЕЗАНЬ» — грузовое парусное моторное судно. Место гибели район Керчи. Музей МФ. Тип судна не соответствует исследуемому  объекту.

16. «ВОЙКОВ» портовый буксир, 173 брт.  АМП. Место гибели порт Керчь. Тип судна не соответствует исследуемому  объекту.

17. «АНАПА» — портовый буксир, 238 брт. АМП. Место гибели Керченский пролив, пункт Сенная. Тип судна не соответствует исследуемому  объекту.

18.  «ЯЛТА» парусно-моторное судно, 16 октября 1914 года подорвалось на мине, выставленной турецким крейсером «Midilli» в Керченском проливе, и затонуло в 1 миле от мыса Такиль. По типу не подходит под исследуемый объект – нос с бушпритом и скошенный.

19.  «КАЗБЕК» — описание парохода найти не удалось,  16 октября 1914 года шёл на помощь подорвавшейся на мине «ЯЛТЕ» и там же, в 1 миле от мыса Такиль, подорвался на мине. Включен в разработку.

Из всех перечисленных судов близкие по описанию, месту затопления и характеристикам к исследуемому объекту включены в разработку: «МАЙКОП», «КАЗБЕК» и «РОТ ФРОНТ».

Собрав весь материал по судам с именем «МАЙКОП» стало известно что его вывод из эксплуатации 19.11.1941 в результате потопления авиацией противника у Таманского полуострова в точке 45º06’с.ш.и 36º50’в.д., но 21.06.1944 г. судно было поднято и переоборудовано в электромагнитный тральщик «ЭМТЩ – 516». Выведено из строя в 1958г. Так как на дне, у исследуемого объекта, сохранился нос и часть днищевого набора, то без капитальной реконструкции и достройки судно не могло быть введено в эксплуатацию, а значит, исследуемым объектом «МАЙКОП»  быть не может. Были ещё «МАЙКОПЫ», но они служили на Дальнем Востоке.

Второй вариант – «РОТ ФРОНТ» был якобы обнаружен в районе мыса Такиль и во всех справочниках отмечен именно в той акватории, но весной 2018г. экспедиция Александра Ёлкина обследовала его и сделала заявление, что это «КАЗБЕК», который шёл на помощь подорвавшейся «ЯЛТЕ». Экспедиция А. Ёлкина обследовала пароход и обнаружила хоть и сильно разрушенный, но весь корабль на дне (значит подъёма не было) — «Рот Фронт» же поднимали. В описании объекта присутствуют паровые котлы в центральной части, а «Рот Фронт» был теплоходом и котлов на нём быть не должно, что полностью исключило версию о том, что это «РОТ ФРОНТ».

Таким образом, осталась одна рабочая версия — «РОТ ФРОНТ». Из подтверждающих факторов: размерения, тип судна, отсутствие координат и точного места гибели, отсутствие признаков генерального груза (было зерно и оно не могло сохраниться), упоминание (только у «РОТ ФРОНТА») о частичном подъёме корпуса. Из факторов, не совпадающих с известной информацией по судну: курс обломков на вход в пролив, а не на выход, как должен был следовать корабль. Но в случае авианалёта, капитан мог совершать манёвр уклонения и переложил руль круто на борт. В момент попадания и начала затопления возможности маневрирования уже не было и судно, совершив циркуляцию, затонуло, оказавшись в существующем положении.


Информация из открытых источников:

Рейдовая шхуна «РОТ ФРОНТ» типа «Пионер».  Советский грузовой теплоход черноморского государственного морского пароходства. Водоизмещение 980 брт.

shema teplohoda
схема теплохода

Длина — 73,75м.

Ширина — 10,35м.

Команда 22 человека.

Построен в 1930 г. на заводе им. Марти (Одесса).

С 27.07.1941 г. числился в составе ЧФ в качестве транспорта.

4.11.1941 года теплоход «РОТ ФРОНТ» (капитан В.К. Субботин) следовал из Керчи. При выходе из Керченского пролива в районе мыса Такиль был потоплен немецкой авиацией. Погибло 13 человек.

18 ноября 1953 года теплоход был поднят по частям АСС ЧФ и сдан «Рудметаллторгу».


 По открытой информации, про само судно, не нашлось ничего примечательного. Обыкновенный черноморский «грузовик».

Теплоход типа «Пионер». Однотипный с теплоходом «Рот Фронт»

Но по информации  ЦВМА РФ, №67 ММФ. Справка №821 АМО ВМФ, №5127. оказалось, что помимо погибших 13 человек экипажа, вместе с судном погибло и 300 работников завода имени «Войкова». Начали искать информацию по самому заводу и тому, что происходило на нём именно в этот период времени. У завода действительно славное трудовое и боевое прошлое и нас в первую очередь интересовала именно эвакуация на теплоходе «РОТ ФРОНТ».

В сети был опубликован документ:  «Решение Керченского горсовета республики Крым 80 сессии 1 созыва от «26» октября 2017 г. №1247-1/17 «Об установке мемориальной доски в память об участии завода им. Войкова в Великой Отечественной войне».

tablichka
tablichka

В нём указано: «4 ноября 1941г. от заводской угольной пристани у Змеиного мыса отошёл пароход «РОТ ФРОНТ» на борту которого были, отправляясь в эвакуацию на Урал, специалисты ГМЗ им. Войкова, коксохимзавода им. С.М. Кирова, члены их семей, женщины, старики, дети. Зерно, пшеница, оборудование, документы. Это был один из последних пароходов, увозивших в эвакуацию родных и близких. На берегу было много провожающих. Был потоплен бомбой сброшенной немецким самолётом. Затонул в Керченском проливе. На борту было более шестисот человек, спаслось менее тридцати».

Выходит судно эвакуировало не только «войковцев», но и «кировцев». Масштабы трагедии приняли поистине гигантские размеры. Если учесть, что 600 человек это количество сотрудников, и каждый эвакуировался со своей семьёй, то цифру можно увеличить вдвое и даже втрое!

Трудно было выжить в холодных ноябрьских волнах Чёрного моря. Тот факт, что судно лежит не у мыса Такиль, а практически у мыса Железный рог — это в 16 км от предполагаемого места затопления, и то, что оно развёрнуто носом на вход в Керченский пролив (а не из него, как было положено ему двигаться) говорит о том, что корабль пытался уклониться от авианалёта. Лавировал. Пытался приблизиться к берегу, но при небольшой скорости и, будучи максимально загруженным, уйти от бомб ему не удалось. Кто-то погиб сразу от взрыва, другие какое-то время держались на воде, но переохлаждение забрало и их жизни. Спаслись немногие, продержавшись в воде около двух часов.

В мемуарах свидетеля трагедии С. С. Щербакова (страницы с 3 по 5) есть информация, что транспорт вёл на буксире баржу с оборудованием.

Немецкие самолёты потопили только судно. 52 человека с «РОТ ФРОНТА», через два часа, были спасены из воды тральщиком «ПЕРВАНШ» шедшим из Севастополя в Новороссийск. Впоследствии, подошедшим из Керчи буксиром, баржу с оборудованием и экипажем 10 человек, отбуксировали обратно в Керчь.

Заметка в газете с воспоминаниями радиста с тральщика «Перванш»

Полторы тысячи человек!!! Примерно столько же погибло на известном «Титанике». И вот поиск открыл нам страшные цифры нашей, забытой истории. Сравните размеры двух кораблей На каждом погибло примерно одинаковое количество людей.

Сравнительные размеры «Титаника» и «Рот Фронта»

И там, и там трагедия, но разве трагедия теплохода «Рот Фронт» должна быть нами забыта?

Почему же она не так известна сегодня? Останки судна должны быть поставлены на учёт как братская могила. На судно нужно ограничить бесконтрольные погружения дайверов. Проходящие мимо корабли будут обязаны отдавать соответствующие почести. Родственники погибших смогут отдать долг памяти своим родным на месте трагедии и их последнего пристанища.

В завершение немного аналитики, почему из всех судов именно «РОТ ФРОНТ» не имеет точных координат, и в основных источниках о пароходе нет данных по всем погибшим, а только упоминается экипаж? Любой подъём судна и предварительные работы на нём (водолазное обследование) были под контролем силовых ведомств.

​Отчёт о ходе работ моментально уходил «наверх». Моделируя ситуацию на судне в час его гибели можно предположить, что приняв на борт более шестисот человек с детьми, женщинами и стариками, команда разместила самых беззащитных не на палубе, а в надстройках корабля. Там они могли укрыться от студёного ноябрьского ветра. 

32 00013

В момент атаки немецких самолётов надстройки стали людям укрытием от осколков. Но во время затопления они же стали и их последним пристанищем. По свидетельствам капитана Субботина и воспоминаниям С.С. Щербакова судно затонуло очень быстро (минут за пять). За такое время выбраться из помещений тонущего корабля было невозможно. Через девять лет после затопления, обследовав помещения судна, водолазы наверняка обнаружили останки людей и доложили об этом по инстанции…

Теперь нужно вспомнить ситуацию в стране на 18 ноября 1953г (день подъёма судна). Ещё окончательно не ушла «сталинская эпоха», 7 сентября только вступил в должность Первого секретаря ЦК КПСС Никита Хрущёв, 7 ноября прошло празднование очередной годовщины Октябрьской Революции, 17 ноября был открыт для посетителей мавзолей Ленина—Сталина. И вот в это время весть о такой скорбной находке могла дать негативный всплеск эмоций у граждан страны. Вероятно именно поэтому большое количество останков, обнаруженных при подъёме с «РОТ ФРОНТА», было решено тайно перезахоронить, а сам факт их наличия засекретить. Если попытаться найти в архивах информацию по этому вопросу, то наверняка можно обнаружить место перезахоронения поднятых останков.

Для чего мы ведём поиск? Для того чтобы не осталось белых пятен в истории той страшной войны, чтобы каждая утерянная жизнь не осталась безвестной.

Это рассказ всего лишь об одной трагической страничке той великой войны.

До сих пор на картах боевых действий, на суше и на море много «белых пятен».

Тысячи героев так и числятся пропавшими без вести. Тысячи семей не знают, где покоится их родной человек, отдавший свою жизнь за нашу Родину. Мы – поисковики, ведём работу, направленную на восстановление неизвестных страниц истории…
…пока неизвестных.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долгов
Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи