Подводный поиск. При всей кажущейся романтике эти слова несут в себе скорей осознание того, что всё, что планировалось на протяжении многих месяцев может не дать абсолютно никакого результата.
Потому к каждой такой экспедиции идёт долгая, рутинная подготовка. Мало того, что нужно в который раз «перелопатить» массу архивных источников, связаться с историками, археологами, поисковиками, официальными структурами, так ещё и предусмотреть техническое оснащение, соответствующее поставленным задачам.
Ранее клубом был приобретён ГБО (гидролокатор бокового обзора), но время диктует свои правила. Оборудование устаревает. Было решено обновить не только сам гидролокатор, но и плавсредство на котором он будет установлен. Наиболее оптимальным решением стал РИБ — лодка ПВХ с жёстким дном. Это и скорость выдвижения на большие расстояния, и плавность хода при сканировании.
Были сформированы несколько экипажей, перед которыми ставились конкретные задачи: по поиску, сканированию акватории, визуальному обследованию перспективных районов. Такое распределение позволило буквально в первые же дни обследовать значительную часть восточной оконечности рифа «турецкая стенка» и обнаружить на ней несколько деревянных фрагментов, прочесать несколько банок на рифе Кишла. Были обнаружены алюминиевые фрагменты, идентифицировать которые не удалось. Район отмечен как перспективный для дальнейшего обследования.
Продолжилась работа на нашем «давнем знакомом» немецком торпедном катере S-102. Основным же местом работы в экспедиции стал разрушенный пароход, лежащий на одной из банок у входа в Керченский пролив (в восточной его части). Отметка о подводном препятствии есть на морских картах и ранее он был осмотрен керченскими дайверами. В некоторых источниках идентифицирован как пароход «Майкоп». Но ни описания объекта, ни других данных для подтверждения этой версии в открытых источниках представлено не было. Решили подтвердить эту информацию. Несколько лет назад мы обследовали один известный объект: транспорт «Кола», предположив, что это не он, а именно «Майкоп», но благодаря информации историка из Керчи Александра Бадякина о работе водолазов АСС КЧФ, наши предположения были опровергнуты — это действительно «Кола». Выходит нас «ждал» «Майкоп».
Информация из открытых источников (сайт wreck.ru):
Пароход «Майкоп«. Принадлежность СССР. Грузовой пароход (по некоторым сведениям- танкер). Водоизмещение 398 брт.
19.11.41 г потоплен авиацией противника на переходе из Тамани в Новороссийск. Сведений о погибших нет. Архивные координаты 45°06’N 36°50’E. По сведениям гидрографии в данной точке останков судна нет. По некоторым слухам после войны поднят по частям АСС ЧФ и сдан на слом. На расстоянии 12 километров от архивных координат на грунте лежат фрагменты судна, состоящие из носовой части, и куска борта. Размеры судна, судя по обломкам около 50 метров. С большей долей вероятности можно утверждать, что данные обломки принадлежат пароходу «Майкоп». Глубина 11 метров, возвышение над грунтом 5 метров.
Обследование объекта началось с приборного сканирования дна, чтобы составить представление об его размерах и районе исследования. Картинка-сонограмма объекта
показала, что основной, самой большой частью судна, является его нос, точней форштевень, далее идёт разлом и по дну, на протяжении около 60 метров, расположены части судна с минимальным возвышением и отсутствием явных конструктивных форм. Это подтверждает версию, что пароход был частично поднят после войны. Как правило, в послевоенное время, при подъёме кораблей, ограничивались подъёмом лишь цельных частей и конструкций мешающих судоходству. В нашем случае судоходство в этой зоне ограничено природными рифами и в подъёме всего железа не было необходимости. Так-что на дне остался килевой набор, фрагменты разрушенных бортов и нос судна.
После того, как стала ясна масштабность объекта, был составлен детальный план его обследования. Первая группа должна была провести визуальный осмотр кораблекрушения, зафиксировать интересные детали на фото и видеокамеры, составить общее впечатление о степени опасности работы на объекте. Основное внимание уделить наличию взрывоопасных предметов, вооружения, травмоопасных конструкций. Следом за ней начала работу группа по составлению плана объекта, замерам отдельных конструкций и фрагментов. На удивление видимость на объекте была около десятка метров. Прозрачная вода бирюзового цвета, плюс большие стайки рыбок создавали впечатление, что объект находится в одном из тропических морей. Но красоты и обитатели моря мало интересовали исследователей. Работа кипела несколько дней. И вот на стол штабного шатра легла вся собранная информация.
Данные первичного обследования объекта на траверзе м. Железный рог (предп. «Майкоп«)
Глубина в месте нахождения объекта до дна: 12,9 метров.
Возвышение объекта над грунтом (высота форштевня) 9 метров.
Длина площади разброса обломков около 60 метров.
Ширина предполагаемого корпуса более 8 метров.
Структура дна каменистая с небольшим присутствием песка из мелкого ракушечника.
Корпус металлический, набор из цельных, продольных листов высотой 1 метр. Количество 8 — 9 шт. Идут внахлёст сверху вниз. Клёпок нет. Форштевень вертикальный, завален по направлению к корме. Небольшой крен судна на левый борт. На носу по бортам клюзы без якорей, цепной ящик пуст. В носовом, подпалубном пространстве, моток толстого пенькового каната.
Баковая часть палубы (надстройки) отсутствует, по бортам следы разрушения. В носу длинный проём длиной 2 и шириной 1,3 метра. В подпалубном помещении леерное ограждение по направлению к корме и вертикальный, металлический трап. Скорей всего был расположен в носовом трюме. Далее идут полные разрушения конструкции корпуса. Визуально определяется кнехт, несколько иллюминаторов на металлических фрагментах борта, борта наборные, двойные, толщина судового набора в днищевой части около полуметра, расстояния между шпациями судна измерить невозможно, но они не менее 2-3 метров. В большом количестве трубки, трубы и части механизмов указывающие на присутствие паровой машины. Самой машины, надстроек, кормы, винто-рулевой группы обнаружить не удалось.
Объект расположен курсом 330 градусов (северо-северо-запад) — направление на вход в Керченский пролив. Корпус сильно оброс ракушками и прогнил. Предположительный момент затопления не ранее середины прошлого века.
Итак можно подвести первые итоги и провести сравнение с «Майкопом». Первое, что бросается в глаза это курс объекта. Направление в сторону пролива явно не стыкуется с курсом парохода «Майкоп». Тот шёл в сторону Новороссийска, на выход из пролива. Можно предположить, что уворачиваясь от бомб он маневрировал и лёг на обратный курс, но это маловероятно. Такой манёвр резко снижал скорость, что в момент авиаудара смертельно опасно. Второе, это размеры объекта. Они явно больше заявленных у «Майкопа». Пришлось вновь обратиться к историкам и архивным материалам. Оказывается в состав АГМП («Азовского Государственного Морского Пароходства») с 1922 по 1941 гг входили более сорока суден, но среди них числится только один «Майкоп»: 1922-1958 (бывш «Елена Куппа» 1893-1920,»Новый Мир» 1921-1922). По архивным данным этот пароход действительно потоплен авиацией противника. Углубившись в архивы находим информацию:
Паровая шхуна ЕЛЕНА КУППА, переименованная в МАЙКОП. Место постройки Австро-Венгрия. Год постройки 1893. Заводской номер 283.
Назначение: грузовые перевозки в бассейне Чёрного и Азовского морей. Материал корпуса сталь. Тип корпуса клёпаный. Днище одинарное. Главная палуба стальная. Тип надстройки одноостовная с рубкой. Материал рубки древесина.
Длина 56,38 м
Ширина 8,83 м
Глубина интрюма 2,74 м
Осадка в балласте 1,22 м., в грузу 2,14 м
Грузоподъёмность 405 т
Валовая вместимость 398 рег.т.
Число грузовых трюмов 2
Экипаж 14 чел.
Суда этого типа использовались в качестве тральщиков в составе Черноморского флота и вооружались четырьмя 45 мм орудиями, тремя пулемётами калибра 7,62 мм (или одним 20 мм орудием и двумя пулемётами калибра 12,7 мм), электромагнитным тралом и тралом Шульца.
Изменение названия: Т-2652 (1916 г), Т-365 (1918 г), ЕЛЕНА КУППА (1920 г), ЗЕЛЁНЫЙ ПАРТИЗАН (19201 г), НОВЫЙ МИР (1921 г), МАЙКОП (1922 г). Вывод из эксплуатации 19.11.1941 потоплено авиацией противника у Таманского полуострова в точке 45º06’с.ш.и 36º50’в.д., впоследствии поднят. 21.06.1944 г. переоборудован в электромагнитный тральщик ЭМТЩ — 516. Выведен их строя в 1958г.
Выходит, после подъёма «Майкоп» ещё более десятка лет бороздил морские просторы! Но без днищевого набора и форштевня это было невозможно. Если только судно не отстроили вновь, но упоминаний об этом нигде нет. Возникает тогда вопрос что же это за судно?!
Вновь обращаемся к архивам. Из частично поднятых есть несколько похожих. Один из них пароход «Восток». И размеры, и курс на Керчь, и даже части поднятые (оставленные на дне) дают надежду, что найден он.
Транспорт «Восток» 6 мая 1942 года с воинскими грузами снялся из Новороссийска в порт Камыш-Бурун. Его сопровождали два тральщика и два сторожевых катера. При входе в Керченский пролив «ВОСТОК» подорвался на донной мине, выставленной авиацией противника, переломился и затонул через несколько минут. Экипаж был подобран кораблями эскорта. Погибло 10 человек, спаслось 47. В 1976 году останки парохода подняли и передали на слом.
Очень похож нос с характерным возвышением и носовая каюта команды вроде на том же месте. Даже упоминание на «вход в Керченский пролив» похоже на наш объект, но… Александр Бадякин вновь предоставил документы указывающие на то, что подъём парохода «Восток» был осуществлён в центральной части Керченского пролива при очистке фарватера и подходных путей Керчь-Еникальского канала.
Судя по фото поднятых обломков, зарисовкам парохода на дне до подъёма, это не наш транспорт. Увы. Продолжим поиски.
Из затонувших в проливе, и частично поднятых, под исследуемое судно подходят несколько пароходов. Но какой из них наш ещё предстоит выяснить.
Есть предположение что это судно погибло в довоенный период или даже в период Первой мировой войны, но ни подтверждений, ни опровержений этой версии у нас нет. Пока исследования будут носить камеральный характер. Версиям, которые будут выдвинуты в этот период предстоит найти своё подтверждение уже в следующей экспедиции.
Часто нам задают вопрос зачем вам это старое, ржавое железо? К чему эти траты сил и средств? Думаю каждому стоит понять, что погибший в годы войны корабль мог унести с собой много жизней наших соотечественников. Это уже даёт право признать обломки корабля братской могилой. Только вот что это за захоронение? Чьи жизни оборвались вместе с этой грудой металла? Вот на эти вопросы мы и хотим найти ответ. Сколько таких братских захоронений ещё лежит на дне и ждёт своих поисковиков? Увы много. Так-что будем искать.
За активное участие в подготовке подводной поисковой экспедиции выражаем особую благодарность:
Начальнику Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю генерал-майору
Журавину Андрею Михайловичу
Главе Новотаманского сельского поселения, Темрюкского района, Краснодарского края
Лаврентьеву Вячеславу Викторовичу
Председателю Регионального Совета Краснодарского Регионального отделения ООД «Поисковое движение России» Шепелеву Александру Владимировичу
Председателю Регионального Совета Самарского Регионального отделения ООД «Поисковое движение России» Ривкинду Евгению Александровичу
Руководителю поискового отряда «Тамань» отделения ДОСААФ России Темрюкского района г. Темрюк Бордюгову Игорю Александровичу
P.S. Итоги идентификации судна в отчёте 32-й экспедиции.