Транспорт «КОЛА»

ГлавнаяОбъектыТранспорт "КОЛА"

«Кола» (бывш. «Galata», «Амантея) — грузовой пароход, водоизмещением 2654 брт, ЧГМП.

судно, пароход Кола
Пароход «Галата» («Амантея», «Кола»).

Следовал в балласте из Новороссийска в Феодосию. Подорвался на минном поле на выходе из Керченского пролива. Погибло 3 человека, спаслось 30 человек. ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 760, л. 6; ЦВМА, ф. 38, д. 2286, л. 100; Музей МФ.

Обследовался клубом «ЭПРОН» в 1999, 2010 и 2012 годах. Координаты: N44 59 E36 40

Сонограмма Транспорт "КОЛА"
Сонограмма объекта. Транспорт «КОЛА»

Данные гидролокации: судя по развалу на дне, судно лежит в одной плоскости (нет смещения относительно своей оси). Позади судна на расстоянии около 40 метров находятся ещё обломки парохода нечётких очертаний.


Описание объекта.

Глубина в месте затопления до дна: 25 — 26 метров. Грунт ракушечник с крупной галькой, песок.

Транспорт разбит на три части:

Сонограмма Транспорт «КОЛА»
  • кормовая, длиной 31 метр, крен 84 градуса на левый борт. Глубина до дна: 26 метров, до конструкций 12,5 метров;
  • средняя, длина 33 метра, крен 158 градусов на левый борт. Глубина до дна: 26 метров, до конструкций 14 метров;
  • носовая, длина 16 метров, крен 158 градусов на левый борт. Глубина до дна: 25 метров, до конструкций 15,5 метров.

Длина наибольшая 92,3 метра. Ширина наибольшая 13,4 метров. Высота юта 2,6 метра.

Курсовой угол судна — 160 градусов. Крен судна на левый борт 158 градусов. Диферент на корму 8 градусов. Средняя и носовая часть связаны только днищем. Левый борт отсутствует на протяжении 35 метров. Корма от средней части оторвана и отстоит от неё на 32 метра.

нос корабля
Форштевень

По левому борту пробоина от таранной переборки в корму, длиной 9 метров. Руль стоит курсом «прямо», винт трёхлопастной диаметром 5,2 метра. В клюзе якорь «Холла», длина лапы 0,9 метра, между лапами 0,9 метра.

Размер кормового люка — 8 х 4,5 метра. Длина полуюта — 7 метров. Длина полубака — 6 метров. В корме, на грунте находится паровая лебёдка и перебитая мачта.

Транспорт лежит за пределами судового хода, вне фарватера. Помех судам не создаёт. Потому его подъём посчитали нецелесообразным.

Источник: «АКТ обследования затонувшего судна», командира отряда №49230 от 12.08.1949г.


Акт осмотра
Акт осмотра корабля

Архивные данные предоставлены Александром Бадякиным.


Грузовой пароход Черноморского государственного морского пароходства «Кола»

С 1905 года для германской судоходной компании «Syndikats Rhederei G.m.b.H» из Гамбурга на верфи «Flensburger Schiffsbau Geselchaft» во Флензбурге (Германия) строился стальной одновинтовой двухпалубный двухмачтовый грузовой пароход «ILMENAU» (строительный № 259). Судно вместимостью 2750,3 брт, дедвейтом 4200 т имело длину 88,55 м, ширину 13,38 м и осадку 7,24 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 1050 л.с. обеспечивала среднюю скорость хода в 9,5 узла. 10 апреля 1906 года его спустили на воду и 2 июня этого же года передали заказчику. Пароход возил грузы между портами Германии и России.

В начале первой мировой войны судно находилось в порту Якобштадт (Великое княжество Финляндское). Его 21 июля 1914 года интернировали, а с 12 августа 1914 года как транспорт «РЦЫ» включили в состав Балтийского флота. На 22 июня 1916 года стоял в Або. К октябрю 1917 года был в Гельсингфорсе. После Октябрьской революции 26 октября 1917 года экипаж транспорта перешел на сторону Советской власти. С 10 по 17 апреля 1918 года в четвертом эшелоне Ледового похода ушел из Гельсингфорса в Кронштадт и оттуда в Петроград. С 16 мая 1918 года числился в Отряде транспортов Морских сил Петрограда флота Балтийского моря. Транспорт стоял ниже мостов – вскоре сдан тут на хранение. По Брестскому миру 24 октября 1918 года пароход вернули Германии, где ему вернули наименование «ILMENAU». После окончания первой мировой войны и поражения Германии сдан 9 августа 1919 года по репарациям Англии, где был под контролем The Shipping Controller в управлении компании «G. Heyn & Sons», London. Рег. № 143382. В 1920 году он числился у компании «Rondo SS. Co., Ltd» (H. H. Penman, mgr.), London, а в 1921 году у компании «Sagacity SS. Co., Ltd» (s/m) [Alfred Lotinga, Ltd.].

В начале 1922 года судно продали итальянской компании «G. & E. Salvagno», Venice. Там его переименовали в «SPARTIVENTO». В 1923 году пароход оказался в собственности германского судовладельца F. G. Reinhold из Данцига, а в 1925 году у компании «Stettiner Dampfer Cie. A.G. (Deutsche Levante Linie, mgrs.) из Штеттина. Там он эксплуатировался как «GALATA». 17 февраля 1931 года владельцем парохода, названного «AMANTEA», стала другая германская судоходная компания «Norddeutscher Lloyd» (Deutsche Levante Linie, mgrs.) из Бремена.

В ноябре 1932 года пароход был куплен Советским Союзом и под наименованием «КОЛА» включен в состав Балтийской главной конторы «Совторгфлота» Наркомвода. Порт приписки Ленинград (№ 324). Экипаж 32 человека. Он стал ходить на грузовой линии Ленинград, Гамбург, Ливерпуль – порты Черного моря. С 15 марта 1934 года он числился у Балтийского управления ГМП. В 1936 году пароход был передан в состав Черноморского государственного морского пароходства. Портом приписки «КОЛЫ» стала Одесса. К 1 января 1939 года он уже состоял в Черноморском государственном сухогрузном пароходстве

Начало Отечественной войны застало пароход в Керчи. В конце июня 1941 года его призвали как транспорт в состав Черноморского флота. Ночью 18 июля 1941 года он шел пустым из Новороссийска в Феодосию с транспортом «НОВОРОССИЙСК». Отстал и, потеряв спутника на котором был лоцман, подошел к берегу у мыса Панагия –Железный Рог близ Керченского пролива. Тут зашел на советское оборонительное минное заграждение и, подорвавшись на мине, в 7 часов 47 мин. 19 июля 1941 затонул, по данным того времени в точке 45°03′ с.ш. / 37°02′ в.д. Погибло 3 человека, спаслось — 33. В 1999 году найден клубом Нептун-про (ЭПРОН) в точке 44°59′ с.ш. / 36°41’в.д, в 28 км. западнее старых координат. Глубина в месте гибели 28 м. Корпус возвышается над грунтом на 14 м. Видна корма с надстройкой и нос с якорями. Средняя часть с трюмами разрушена. Рядом с корпусом лежат мачты. Дальность от берега 14 км.

1914 г. 6100 т. / 4200 двт. / 2750 грт. / 2614 брт. 87.3 / 88.55 — 13.38 — 8,12 — 6.1 / 7.2 м. (291.3 — 44 — 20 / 23.9 фут.) 1 ВТР 1050 лс. 9.5 узл. 2 ПК. 415 т. угля. 6100 миль / 8 узл. 24 чел. (рус. в 1 МВ). / 36 чел. (1941 г.)

1939 г. 5557 т./ 4200 двт. / 3630 грт. / 2653 брт. / 1000 нрт. осадка 2.1 / 6.24 м. 1 ВТР 950 лс. 9.25 узл.

Трифонов Ю.Н. 2002 г.


Ссылка на страницу сайта обязательна!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долгов
Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи