В планах 26-й экспедиции был запланирован поиск носовой части немецкого «шнелльбота». Этим мы занимались уже не один раз и были надежды, что в этой экспедиции злосчастный обломок будет найден. Долго описывать все перипетии поиска и обследование вероятных мест на дне не стану, потому что в итоге нос торпедного катера так и не был найден. Может, искали не там, может, пропустили по причине сильного волнения (штормило большую часть экспедиции), но удача и в этот раз явно была не на нашей стороне.
А так хотелось ощутить радость первооткрывателя и увидеть такую картину, как на фото S-57, который «лежит» в Адриатике…
Но, как бы, то, ни было нашим мечтам и планам в очередной раз не суждено было сбыться. Других открытий совершить тоже не удалось, хотя к месту поиска катера мы ходили с включенным ГБО (туда и обратно) – дно было чистое. И можно было бы на этом закончить своё повествование, если бы не одно, но…
На траверзе Солёного озера, в миле от нашей базы, по архивным данным находилось место гибели парохода «Майкоп». Он был потоплен в ноябре 1941г. авиацией противника на переходе из Тамани в Новороссийск. Координаты затопления не внушали доверия – на лоции в этом месте нет ни одной отметки о подводном препятствии. Решили проверить, пройдя в том районе с прибором. Выбрав более-менее спокойный день (волна 3-4 балла) вышли в поиск.
«Избороздив» большую акваторию, обломков парохода на дне не нашли, и ни с чем вернулись в базу. Выходит налицо ошибка в архивных данных. Обратившись к лоции акватории, стали обращать внимание на отметки о подводных препятствиях и затонувших объектах.
Пароход – это не небольшой катер и пропустить его за 70 лет работы гидрографы не могли. И тут, как снег на голову: самый известный нам «рэк» — «Кола» лежит в 9 милях от предполагаемого места гибели «Майкопа».
Проверили архивные координаты гибели «Колы» — и обнаружили, что они находятся ещё на 6 миль дальше, (у ст. Благовещенской) и к тому же совпадают с местом, где по предполагаемым данным некоторых «источников», затонул танкер «Валериан Куйбышев». С этим нам ещё предстоит разобраться, а сейчас вернёмся к «Майкопу». Конечно, ошибки в архивных координатах налицо, но если идти по пути: какой объект ближе к реальному, то, похоже, что у «Майкопа» больше шансов.
Итак для начала сравним два судна (по архивным данным реестра потерь ЧГМП и АГМП):
«Кола» (бывш. «Амантея») — грузовой пароход, водоизмещение 2654 брт, ЧГМП. Дата и место гибели — 18.07.1941г., Керченский пролив, в районе мысов Панагия — Железный Рог. Следовал в балласте из Новороссийска в Феодосию (по другим данным: 45°03′ с.ш., 37°02′ в.д.). Подорвался на минном поле. Погибло 3 чел., спаслось 30 чел.
«Майкоп» — грузовой пароход, водоизмещение 398 брт, АГМП. Дата и место гибели — 19.11.1941г., у Таманского полуострова, 45°06′ с.ш., 36°50′ в.д. Потоплен авиацией противника на переходе из Тамани в Новороссийск. Сведений о погибших нет.
Место. В месте гибели «Колы» есть нестыковка. Если судно шло из Новороссийска в Феодосию, то войти в Керченский пролив, как и оказаться напротив мыса Панагия оно не могло. И с того места, где находится объект ближе мыс Такиль и Железный Рог, но не Панагия. Так что вероятно «Кола» лежит ближе к указанным координатам.
Размерения. Ни фотографий, ни других явных признаков для идентификации у нас нет. «Кола» намного крупнее «Майкопа» и по размерам, и по брутторегистровому тоннажу. Чтобы было наглядней, приведу ряд Кола VS Майкоп фотографий судов с аналогичным водоизмещением:
Как видно, суда класса «Колы» это большие морские «грузовики» с высотой борта 7 – 10 метров. Длина их от 80 до 100 метров. Особенно в глаза бросаются пароходы в балласте (без груза) — поистине исполины.
Суда типа «Майкоп» имеют длину от 48 до 65 метров. Это пароходы прибрежного плавания (каботажники), что подтверждается принадлежностью «Майкопа» к Азовскому морскому пароходству. Выделим для себя их основные различия помимо размеров и тоннажа. Сразу бросается в глаза компоновка. На «двухтысячниках» рубка, в большинстве своём, находится в центре. Как правило, она высокая (до 10 метров над высотой борта). Наличие нескольких грузовых стрел. Высокая труба. На «полутысячниках» рубка размещена чаще в корме (у сухогрузов). Высота бортов до 5 метров. В сравнении явно видны различия размерах судов.
Объект. Теперь вернёмся к объекту на дне. На нём мы (экспедиции клуба НЕПТУН-ПРО (ЭПРОН)) были в 1999г. и в 2010г. В первый раз снимали судно на видео, а в последний смогли запечатлеть его на сканах ГБО. Конечно, этих погружений для идентификации явно недостаточно и потому просьба, всех, кто хоть раз бывал на этом объекте включиться в наше расследование и привести данные своих наблюдений.
Итак, по результатам погружения на объект можно описать его так: глубина на месте гибели 24,2 метра. Дно ровное, песчаное. Замытость объекта минимальная. лежит на ровном киле. Борта завалены, нет чётких очертаний корпуса.
Судно лежит носом в направлении к берегу (к Железному Рогу) курсом 17 градусов. Разрушения по всей протяжённости корпуса. Высота над грунтом в районе бортов около 4 метров. Судно разломлено надвое. Носовая часть, с пустыми трюмами, отдельно (явно определяется только форштевень и клюзы с якорями) и корма с разрушенной надстройкой на небольшом удалении от основного корпуса. В корме трёхлопастной винт. Её возвышение от дна 10 метров, (задрана вверх под углом 60 градусов). Наличия груза не отмечено. Видны грузовые механизмы, лебёдки. В стороне от судна лежит мачта. Вооружения нет.
Данные гидролокации: судя по развалу на дне, судно лежит в одной плоскости (нет смещения относительно своей оси). Позади судна на расстоянии около 40 метров находятся ещё обломки парохода нечётких очертаний. По размерам развала судна можно определить максимальные размеры: до 10 метров в ширину и около 60 метров в длину. Исходя из того, что борта у судна завалены и судно разломлено взрывом надвое, то реальные размеры могут быть и меньше (но не больше).
Сравнив размеры однотипных судов, можно сделать вывод, что объект с большей долей вероятности подпадет под «Майкоп»!
Но, не станем торопиться с выводами. Попробуем провести аналогии. В 2006г. мы погружались на однотипный «Коле», по тоннажу и размерам, транспорт «Ян Томп» (только он на 656 брт. меньше и имел две надстройки). Он был потоплен в результате торпедной атаки (разрушения аналогичны подрыву на мине).На снимках явно видны: палубные механизмы, высота борта, шлюпбалки и др. признаки большого судна. И, как произнёс Александр Ищенко (парень из Питера, не раз нырявший на большие корабли): «колоссаль»!!! Да судно пароход Ян Томп явно было огромных размеров. Если в нашем случае на дне «Кола», то оно должно по всем признакам вызывать такие же эмоции, быть большим и отдалённо похожим, но… этого явно нет.
Теперь посмотрим на объект, как на предполагаемый «Майкоп». Если судно небольшое, то и разрушения у него будут явно больше, чем у «Колы». Тем более при авианалёте возможны несколько попаданий. На грунте оно будет возвышаться на 5 – 7 метров (как в нашем случае). Есть ещё одно обстоятельство, косвенно указывающее на «Майкоп» — надстройка в корме разрушена сверху, но при взрыве мины, которая взрывается в носу или ближе к нему и снизу-вверх, таких разрушений быть не может. А вот при авианалёте удар мог прийтись и по рубке, и по другим частям парохода одновременно, как в нашем случае.
Что ж, все приведённые выше факты и догадки, не дают 100% ответа на вопрос: что это за пароход? Нужно более обстоятельное обследование объекта. Им может оказаться и совершенно другое судно. Но ясно одно – то, что мы долго считали «Колой», с большой долей уверенности, таковой не является. экспедиция Наиболее достоверная версия «Майкоп» тоже пока не подтверждена, а значит нужно искать.
Ещё раз приглашаю всех, кто погружался на объект и может привести явные признаки для идентификации. Может, кто-то видел (или поднимал на поверхность) какие-нибудь предметы с маркировкой. Давайте вместе проведём расследование и выясним, кто же покоится на дне?
P.S. расследование о принадлежности обломков судна продолжалось не долго. Благодаря нашему товарищу и единомышленнику из Керчи, историку Александру Бадякину, была поставлена точка в расследовании и было достоверно подтверждено, что это «Кола». Клубу предоставлены документы. «Акт обследования затонувшего судна» заключение водолазного обследование в/ч 49230 от 12 августа 1949 года. По просьбе Александра мы не можем разместить весь отчёт с координатами, размерениями, схемами и чертежами. Приводим лишь часть первой и последнюю страницу.