Free Porn

26 экспедиция. Кола или Майкоп?

ГлавнаяЭкспедицииЭкспедиции на Чёрном море26 экспедиция. Кола или Майкоп?

В планах 26-й экспедиции был запланирован поиск носовой части немецкого «шнелльбота». Этим мы занимались уже не один раз и были надежды, что в этой экспедиции злосчастный обломок будет найден. Долго описывать все перипетии поиска и обследование вероятных мест на дне не стану, потому что в итоге нос торпедного катера так и не был найден. Может, искали не там, может, пропустили по причине сильного волнения (штормило большую часть экспедиции), но удача и в этот раз явно была не на нашей стороне.

А так хотелось ощутить радость первооткрывателя и увидеть такую картину, как на фото S-57, который «лежит» в Адриатике…

Но, как бы, то, ни было нашим мечтам и планам в очередной раз не суждено было сбыться. Других открытий совершить тоже не удалось, хотя к месту поиска катера мы ходили с включенным ГБО (туда и обратно) – дно было чистое. И можно было бы на этом закончить своё повествование, если бы не одно, но…

На траверзе Солёного озера, в миле от нашей базы, по архивным данным находилось место гибели парохода «Майкоп». Он был потоплен в ноябре 1941г. авиацией противника на переходе из Тамани в Новороссийск. Координаты затопления не внушали доверия – на лоции в этом месте нет ни одной отметки о подводном препятствии. Решили проверить, пройдя в том районе с прибором. Выбрав более-менее спокойный день (волна 3-4 балла) вышли в поиск.

«Избороздив» большую акваторию, обломков парохода на дне не нашли, и ни с чем вернулись в базу. Выходит налицо ошибка в архивных данных. Обратившись к лоции акватории, стали обращать внимание на отметки о подводных препятствиях и затонувших объектах.

Пароход – это не небольшой катер и пропустить его за 70 лет работы гидрографы не могли. И тут, как снег на голову: самый известный нам «рэк» — «Кола» лежит в 9 милях от предполагаемого места гибели «Майкопа».

Проверили архивные координаты гибели «Колы» — и обнаружили, что они находятся ещё на 6 миль дальше, (у ст. Благовещенской) и к тому же совпадают с местом, где по предполагаемым данным некоторых «источников», затонул танкер «Валериан Куйбышев». С этим нам ещё предстоит разобраться, а сейчас вернёмся к «Майкопу». Конечно, ошибки в архивных координатах налицо, но если идти по пути: какой объект ближе к реальному, то, похоже, что у «Майкопа» больше шансов.


Итак для начала сравним два судна (по архивным данным реестра потерь ЧГМП и АГМП):
«Кола» (бывш. «Амантея») — грузовой пароход, водоизмещение 2654 брт, ЧГМП. Дата и место гибели — 18.07.1941г., Керченский пролив, в районе мысов Панагия — Железный Рог. Следовал в балласте из Новороссийска в Феодосию (по другим данным: 45°03′ с.ш., 37°02′ в.д.). Подорвался на минном поле. Погибло 3 чел., спаслось 30 чел.

«Майкоп» — грузовой пароход, водоизмещение 398 брт, АГМП. Дата и место гибели — 19.11.1941г., у Таманского полуострова, 45°06′ с.ш., 36°50′ в.д. Потоплен авиацией противника на переходе из Тамани в Новороссийск. Сведений о погибших нет.


Место. В месте гибели «Колы» есть нестыковка. Если судно шло из Новороссийска в Феодосию, то войти в Керченский пролив, как и оказаться напротив мыса Панагия оно не могло. И с того места, где находится объект ближе мыс Такиль и Железный Рог, но не Панагия. Так что вероятно «Кола» лежит ближе к указанным координатам.

Размерения. Ни фотографий, ни других явных признаков для идентификации у нас нет. «Кола» намного крупнее «Майкопа» и по размерам, и по брутторегистровому тоннажу. Чтобы было наглядней, приведу ряд Кола VS Майкоп фотографий судов с аналогичным водоизмещением:

Как видно, суда класса «Колы» это большие морские «грузовики» с высотой борта 7 – 10 метров. Длина их от 80 до 100 метров. Особенно в глаза бросаются пароходы в балласте (без груза) — поистине исполины.

Суда типа «Майкоп» имеют длину от 48 до 65 метров. Это пароходы прибрежного плавания (каботажники), что подтверждается принадлежностью «Майкопа» к Азовскому морскому пароходству. Выделим для себя их основные различия помимо размеров и тоннажа. Сразу бросается в глаза компоновка. На «двухтысячниках» рубка, в большинстве своём, находится в центре. Как правило, она высокая (до 10 метров над высотой борта). Наличие нескольких грузовых стрел. Высокая труба. На «полутысячниках» рубка размещена чаще в корме (у сухогрузов). Высота бортов до 5 метров. В сравнении явно видны различия размерах судов.

Объект. Теперь вернёмся к объекту на дне. На нём мы (экспедиции клуба НЕПТУН-ПРО (ЭПРОН)) были в 1999г. и в 2010г. В первый раз снимали судно на видео, а в последний смогли запечатлеть его на сканах ГБО. Конечно, этих погружений для идентификации явно недостаточно и потому просьба, всех, кто хоть раз бывал на этом объекте включиться в наше расследование и привести данные своих наблюдений.

Итак, по результатам погружения на объект можно описать его так: глубина на месте гибели 24,2 метра. Дно ровное, песчаное. Замытость объекта минимальная. лежит на ровном киле. Борта завалены, нет чётких очертаний корпуса.

Судно лежит носом в направлении к берегу (к Железному Рогу) курсом 17 градусов. Разрушения по всей протяжённости корпуса. Высота над грунтом в районе бортов около 4 метров. Судно разломлено надвое. Носовая часть, с пустыми трюмами, отдельно (явно определяется только форштевень и клюзы с якорями) и корма с разрушенной надстройкой на небольшом удалении от основного корпуса. В корме трёхлопастной винт. Её возвышение от дна 10 метров, (задрана вверх под углом 60 градусов). Наличия груза не отмечено. Видны грузовые механизмы, лебёдки. В стороне от судна лежит мачта. Вооружения нет.

Данные гидролокации: судя по развалу на дне, судно лежит в одной плоскости (нет смещения относительно своей оси). Позади судна на расстоянии около 40 метров находятся ещё обломки парохода нечётких очертаний. По размерам развала судна можно определить максимальные размеры: до 10 метров в ширину и около 60 метров в длину. Исходя из того, что борта у судна завалены и судно разломлено взрывом надвое, то реальные размеры могут быть и меньше (но не больше).
Сравнив размеры однотипных судов, можно сделать вывод, что объект с большей долей вероятности подпадет под «Майкоп»!

97c62d37669a
Нибинг (позднее ЯН ТОМП)

Но, не станем торопиться с выводами. Попробуем провести аналогии. В 2006г. мы погружались на однотипный «Коле», по тоннажу и размерам, транспорт «Ян Томп» (только он на 656 брт. меньше и имел две надстройки). Он был потоплен в результате торпедной атаки (разрушения аналогичны подрыву на мине).На снимках явно видны: палубные механизмы, высота борта, шлюпбалки и др. признаки большого судна. И, как произнёс Александр Ищенко (парень из Питера, не раз нырявший на большие корабли): «колоссаль»!!! Да судно пароход Ян Томп явно было огромных размеров. Если в нашем случае на дне «Кола», то оно должно по всем признакам вызывать такие же эмоции, быть большим и отдалённо похожим, но… этого явно нет.

Теперь посмотрим на объект, как на предполагаемый «Майкоп». Если судно небольшое, то и разрушения у него будут явно больше, чем у «Колы». Тем более при авианалёте возможны несколько попаданий. На грунте оно будет возвышаться на 5 – 7 метров (как в нашем случае). Есть ещё одно обстоятельство, косвенно указывающее на «Майкоп» — надстройка в корме разрушена сверху, но при взрыве мины, которая взрывается в носу или ближе к нему и снизу-вверх, таких разрушений быть не может. А вот при авианалёте удар мог прийтись и по рубке, и по другим частям парохода одновременно, как в нашем случае.

Что ж, все приведённые выше факты и догадки, не дают 100% ответа на вопрос: что это за пароход? Нужно более обстоятельное обследование объекта. Им может оказаться и совершенно другое судно. Но ясно одно – то, что мы долго считали «Колой», с большой долей уверенности, таковой не является. экспедиция Наиболее достоверная версия «Майкоп» тоже пока не подтверждена, а значит нужно искать.
Ещё раз приглашаю всех, кто погружался на объект и может привести явные признаки для идентификации. Может, кто-то видел (или поднимал на поверхность) какие-нибудь предметы с маркировкой. Давайте вместе проведём расследование и выясним, кто же покоится на дне?

P.S. расследование о принадлежности обломков судна продолжалось не долго. Благодаря нашему товарищу и единомышленнику из Керчи, историку Александру Бадякину, была поставлена точка в расследовании и было достоверно подтверждено, что это «Кола». Клубу предоставлены документы. «Акт обследования затонувшего судна» заключение водолазного обследование в/ч 49230 от 12 августа 1949 года. По просьбе Александра мы не можем разместить весь отчёт с координатами, размерениями, схемами и чертежами. Приводим лишь часть первой и последнюю страницу.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долгов
Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи