Торпедный катер S-102 (серия 38 b)

ГлавнаяОбъектыТорпедный катер S-102 (серия 38 b)

Немецкий торпедный катер S-102, погиб 8 июля 1943г. у входа в Керченский пролив, подорвавшись на мине.

S-102

Обнаружен клубом ЭПРОН в 2010 году на траверзе м. Железный рог. Идентифицирован как S-102 серии 38 b. В идентификации принял участие историк Э.Морозов — автор книги «Атакуют шнелльботы».

Катер лежит недалеко от одной из банок рифа Кишла. Удаление от берега 5,7 км. Глубина до дна 16 метров. Возвышение над грунтом 2,1 метра.

Центральная часть разрушена взрывом. Носовая часть была после подрыва на мине отбуксирована, но ввиду затопления расстреляна и затоплена немцами.

Обнаружена корма катера с кормовым 40мм орудием Flak-28.

В радиусе 400 метров так же обнаружены двигатели (множественные фрагменты), куски обшивки, хвостовая часть торпеды, глубинные бомбы.

В 2020 году обнаружены фрагменты носовой части катера на большом удалении от кормовой части и места подрыва.


ТТХ катеров серии 38 b (S 67-99, S 101-131, S-137, S-138)

Торпедный катер S-102 (серия 38 b)

01
  • Длина: 34,94 м
  • Ширина: 5,10 м
  • Высота: 2,90 м
  • Водоизмещение: 92,5/115 т
  • Экипаж: 21- 30 чел.
  • Вооружение: 2 x торпеды 53,3 см, 2 x 20 мм автомата, 1 пулемёт, (на катерах: S 81- 83, S 98- 99, S 102, S 117: 1 x 40 мм Flak 28 + 1 x 20 мм MK)
  • Двигатели: 3 x Daimler-Benz MB 501 Diesel-Motoren 1500/2000 лс
  • Скорость: 38,5 узла.
  • Верфи: Lurssen, Schlichting S 101- 133.
  • На последних катерах устанавливалась бронированная рубка типа Kalottenbrucke

Результаты действий катера S-102 на черноморском ТВД

S-102 на черноморском ТВД
  • 31.08.41г. у п. Лоо, транспорт «Ян Томп» (1988 брт);
  • 19.06.42г. у мыса Филент, транспорт «Белосток» (2048 брт);
  • 03.07.42г. у мыса Ай-Тодор, СКА 0112;
  • 03.07.42г. у мыса Ай-Тодор, СКА 0124;
  • 10.08.42г. у п. Лазаревское транспорт «Севастополь» (1339 брт);
  • 02.09.42г. у ст. Благовещенская, буксир «Пролетарий» (в составе катеров 1-й флотилии);
  • 02.09.42г. у ст. Благовещенская, КАТЩ-? (в составе катеров 1-й флотилии);
  • 28.02.43г. у м. Мысхако, тральщик Т-403 (в составе катеров 1-й флотилии);
  • 28.02.43г. у м. Мысхако, кан.лодка «Красная Грузия» (в составе катеров 1-й флотилии);
  • 28.02.43г. у м. Мысхако, буксир «Миус» (в составе катеров 1-й флотилии);
  • 04.04.43г. у м. Мысхако, шхуна «Ильич» (в составе катеров 1-й флотилии);
  • 18.04.43г. у м. Мысхако, СКА-054 (в составе катеров 1-й флотилии);
  • 07.07.43г. у м. Дооб, шхуна «Рица» (в составе катеров 1-й флотилии).

Капитан катера

Сам катер не так знаменит, как его капитан, Вернер Тёнигес. Это именно он нанёс ощутимый урон нашему флоту. И хоть Тёнигес не был объявлен военным преступником и не подвергся международному трибуналу за преступления против человечности. Но по количеству жертв погибших от его «рук» он бы «соперничал» со многими осуждёнными. Но он дожил до самой старости (умер в 1995г.), писал мемуары, давал интервью, делился своими «подвигами».

Конечно, он был «солдат» и выполнял приказ, но для нашей Родины это был сильный и беспощадный Враг.


SchnellbooteZerstoererTorpedobooteTorpedotraeger auf Feindfahrt01376408 41 13
Тёнигес

Тёнигес (Toniges) Вернер (7.1.1910г., Оберхаузен, Рейнланд – 25.1.1995г., Эссен). Кавалер одной из высших военных наград, капитан 3-го ранга (1.1.1945г.). Служил в торговом флоте. В 1935 поступил в ВМФ и в 1937г. был произведен в лейтенанты. На борту броненосца «Адмирал граф Шпее» участвовал в плавании к берегам Испании во время Гражданской войны. Затем был переведен на торпедные катера и в июле 1940 назначен командиром катера S-19. Затем командовал торпедными катерами S-24, S-26, S-102.

Принимал участие в 88 боевых операциях и имел значительный успех. Потопил 18 военных и торговых кораблей и 2 противолодочных корабля. 25.2.1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста, а 13.11.1942 получил к нему дубовые листья. В сентябре 1942 назначен командиром роты военно-морского училища в Мюрвике. Позже Тёнигес получил знак Член команды торпедного катера с бриллиантами. С сентября 1943г. офицер по вопросам боевой подготовки и референт ОКМ.


Историческая справка:

В течение Второй мировой войны торпедные катера «Шнелльботы» — были одни из самых результативных кораблей немецкого флота.

На их боевом счету 11 потопленных эсминцев, более ста транспортных кораблей и десятки кораблей других классов антифашистских стран.

Значительный радиус действия, несвойственные катерам того времени вытянутые круглоскулые обводы и внушительные размеры, по мнению многих, ставили германские торпедные катера в один ряд с миноносцами.

С этим можно согласиться с той лишь оговоркой, что все-таки «шнелльботы» оставались торпедными, а не торпедно-артиллерийскими кораблями. Спектр решаемых ими задач был намного уже, чем у миноносцев Второй мировой войны.

Boote der 3. Schnellboot Flottille werden
Schnellboot

Удачной оказалась и конструкция корпуса. Полубак со встроенными торпедными аппаратами улучшал мореходные качества — «шнелльботы» сохраняли возможность использовать оружие при волнении до 4 — 5 баллов, а малая высота борта и рубки весьма существенно уменьшали силуэт.

Полубак между торпедными аппаратами и рубкой повышал мореходные качества катеров и предохранял торпедные трубы от попадания воды.

Адмирал Дёниц говорил, что «шнелльботы» являются единственным классом надводных кораблей кригсмарине, продолжающим вести активную борьбу с врагами рейха на море.

Принятая в 1943 году программа строительства флота на ближайшие пять лет, предусматривала ввод в строй девяти торпедных катеров ежемесячно, или 108 единиц в год. Выпуск «шнелльботов» значительно превышал потери, и до лета 1944-го их количество росло.

Основной же причиной проблем с постройкой, была нехватка дизелей МВ-501.  Заводы фирмы «Даймлер-Бенц» были завалены заказами люфтваффе. Потому, проблема обеспечения запасными моторами стояла у немцев достаточно остро, ведь через 400 часов работы моторам следовало пройти капитальный ремонт, который занимал восемь недель.

Общая численность построенных, больших торпедных катеров составляет 220 единиц (не считая малых типа KM, LS и поставленных на экспорт).

Всего за годы войны погибло 112 «шнелльботов». 46 из них были потоплены авиацией, 30 уничтожены кораблями союзников, 18 подорвались на минах, остальные по другим причинам.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи