23 подводная экспедиция «Открытый простор» (август 2010)

ГлавнаяЭкспедицииЭкспедиции на Чёрном море23 подводная экспедиция "Открытый простор" (август 2010)

   Этот год стал для Клуба знаковым! То, о чём так долго мечтали, сбылось! Клуб приобрёл ГБО (Гидролокатор Бокового Обзора)! Теперь в деле освоения глубин открылись новые горизонты! Нет смысла здесь рассказывать все перипетии его приобретения, главная цель была уложиться с покупкой и освоением прибора, до начала летней экспедиции. И мы это сделали.

В планировании экспедиции, основная роль принадлежала поиску с сонаром на новых акваториях. В этом году решили сместиться из Керченского пролива на юг. Поработать на акватории от м.Железный рог до ст. Благовещенская. В этом районе, находились многочисленные минные поля, погубившие не один корабль. Здесь же в октябре 1942г., были небезуспешно атакованы наши плавсредства осуществлявшие эвакуацию войск с Таманского полуострова. Затем, летом 1943г. уже мы препятствовали продвижению немецких конвоев Анапа — Керчь — Анапа.

И кульминацией стала высадка 23-27 сентября 1943г., кораблями Черноморского флота, десантов в районе ст. Благовещенская, оз. Соленое для содействия войскам 18-й армии Северо-Кавказского фронта. Потери обеих сторон были колоссальны. Но реально найденных, затонувших кораблей, единицы. Потому было решено приступить к «освоению» этого района.

   Местом расположения базового лагеря было решено выбрать небольшую полосу у моря между оз. Солёное и м. Железный рог. С его выбором нам помог наш таманский друг Игорь Жилин, участник подъёма орудия с БКА-073 и активный участник всех подводных расследований Клуба.

   С первого дня решили «прочесать» полосу вдоль оз. Солёное. Здесь, вдоль Бугазской косы шли конвои БДБ, в этом же месте проходила высадка десанта в 43г. Первая «проходка» сразу дала результат. Найден объект. Лежит в нескольких десятках метров от берега. Судя по сильным разрушениям, объект затонул в годы войны. Глубина до объекта 3 метра, возвышение над грунтом до полутора метров. Но ни узлов и механизмов подтверждающих, что это судно самоходное нет. Более того у объекта острый нос, овальная корма и килеватый корпус (это видно и на сонограмме).

Во многих источниках не раз писалось о якобы БДБ лежащей в этом районе. Т.к. других объектов мы не нашли, то речь шла именно об этом судне. Но у БДБ нос «тупой», у наших ДБ — тоже. «Малый охотник» (тип МО) — деревянный. А значит все ранние версии неверны. Уже после экспедиции наш главный археолог А.В. Кондрашёв прислал архивные данные для проведения последующих работ в том районе.


И первым объектом в списке был этот:

11 ноября 1941г. баржа № 26531/56, водоизмещением 1200т, взорвана экипажем у оз. Солёное. Дополнительной информации о деталях и причинах произошедшего не упоминается. Вероятно причина одна: чтобы не досталась врагу.

Баржа лежит на удалении от берега метрах в 50-ти. Это может говорить о том, что экипаж буксировщика (ведь судно несамоходное), специально подорвал его у берега, чтобы потом было несложно найти место затопления. И тип судна, и характер разрушений, и водоизмещение точно указывают на то, что мы нашли именно эту баржу! Нашли и идентифицировали!


IMG 0963
Хвостовая часть немецкой торпеды

   Обследовать объект нам удалось всего два дня. А всё потому, что с помощью ГБО были найдены обломки ещё одного корабля. И судя по ним это немецкий «шнелльбот» — торпедный катер! В этом районе затонуло два «немца». Первый — S-27, погиб 4 октября 1942г. от торпеды выпущенной со своего же «коллеги» S-72-го.

IMG 1032
Глубинные бомбы с немецкого шнелльбота

Другой — это торпедный катер S-102, погиб 8 июля 1943г. у входа в Керченский пролив, подорвавшись на мине. Пока были найдены: двигатели (причём множественные фрагменты), куски обшивки, хвостовая часть торпеды. Ещё на дне обнаружены глубинные бомбы. Такая находка, конечно, всех бросила на поиски самого катера.


Историческая справка:

В течение Второй мировой войны торпедные катера «Шнелльботы» — были одни из самых результативных кораблей немецкого флота. На их боевом счету 11 потопленных эсминцев, более ста транспортных кораблей и десятки кораблей других классов антифашистских стран.

Boote der 3. Schnellboot Flottille werden
Schnellboot

Значительный радиус действия, несвойственные катерам того времени вытянутые круглоскулые обводы и внушительные размеры, по мнению многих, ставили германские торпедные катера в один ряд с миноносцами. С этим можно согласиться с той лишь оговоркой, что все-таки «шнелльботы» оставались торпедными, а не торпедно-артиллерийскими кораблями. Спектр решаемых ими задач был намного уже, чем у миноносцев Второй мировой войны.

Удачной оказалась и конструкция корпуса. Полубак со встроенными торпедными аппаратами улучшал мореходные качества — «шнелльботы» сохраняли возможность использовать оружие при волнении до 4 — 5 баллов, а малая высота борта и рубки весьма существенно уменьшали силуэт. Полубак между торпедными аппаратами и рубкой повышал мореходные качества катеров и предохранял торпедные трубы от попадания воды.

Адмирал Дёниц говорил, что «шнелльботы» являются единственным классом надводных кораблей кригсмарине, продолжающим вести активную борьбу с врагами рейха на море. Принятая в 1943 году программа строительства флота на ближайшие пять лет, предусматривала ввод в строй девяти торпедных катеров ежемесячно, или 108 единиц в год. Выпуск «шнелльботов» значительно превышал потери, и до лета 1944-го их количество росло.

Основной же причиной проблем с постройкой, была нехватка дизелей МВ-501.  Заводы фирмы «Даймлер-Бенц» были завалены заказами люфтваффе. Потому, проблема обеспечения запасными моторами стояла у немцев достаточно остро, ведь через 400 часов работы моторам следовало пройти капитальный ремонт, который занимал восемь недель.

Общая численность построенных, больших торпедных катеров составляет 220 единиц (не считая малых типа KM, LS и поставленных на экспорт). Всего за годы войны погибло 112 «шнелльботов». 46 из них были потоплены авиацией, 30 уничтожены кораблями союзников, 18 подорвались на минах, остальные по другим причинам.


   Работали не «покладая рук». несмотря на волнение моря сканировали квадрат за квадратом. И вот удача! Найдена кормовая часть катера! А за ней 40-мм орудие.

0Nu5BBNxvq0
Flak-28

Как ни пытались на месте установить номер катера, но сразу нам этого не удалось. Ни маркировки, ни одной конструктивной особенности, которая отличала бы один катер от другого так и не было найдено. Единственная «зацепка» — пушка. Это знаменитый «Бофорс». В немецком исполнении его название «Flak-28».


Тактико-технические характеристики 40-mm Bofors

Boforscolor
Bofors
  • Калибр: 40мм (1,575дм)
  • Длина орудия: 2,25 м
  • Вес: боевой 2460 кг
  • Наводка по вертикали: от — 5° до + 90°
  • Наводка по горизонтали: 360°
  • Начальная скорость снаряда: 854 м/с
  • Дальность стрельбы по воздушным целям: 7200 м
  • Скорострельность: техническая 120 выстрелов в минуту
  • Вес снаряда: 0,89 кг (1,96 фунт.)

40-мм зенитные орудия Bofors были одним из самых удачных орудий такого класса, и пользовались ими практически все основные участники Второй мировой войны.

Своим появлением 40-мм зенитки Бофорс обязаны руководству ВМФ Швеции, обратившемуся в 1928 г. к АВ Бофорс с запросом о создании легкого противовоздушного орудия. Первые пушки данной марки появились в 1930-м. Впоследствии выпускались как одинарные, так и сдвоенные установки для ВМФ и мобильные зенитки для сухопутных сил. Именно этой, армейской версии и было суждено войти в легенду, поскольку вскоре выяснилось, что 40-мм зенитки Бофорс — лучшие орудия данного класса.

Flak-28
Flak-28

Высокая начальная скорость полета снаряда делала пушки Бофорс идеальными противовоздушными орудиями, стрелявшими боеприпасами с большим зарядом ВВ, что позволяло зенитке уничтожать практически любые самолеты в пределах досягаемости. К 1939 г. 40-мм зенитки Бофорс производились по всей Европе, ими вооружались многие армии.

Пример — Великобритания, которая не только приобрела лицензию на выпуск данного вида продукции, но также закупала уже готовые изделия у Польши иВенгрии.

Flak-28
Flak-28

После 1940 г. основными центрами производства зениток Бофорс стали Великобритания (Gun, АА, Mk 1 — противовоздушное орудие Mk 1) и США. Здесь оригинальное шведское орудие выпускалось практически без изменений под индексом 40-мм пушка M1 (40-mm Gun M1). Немцы изготавливали 4-cm Flak 28 (Bofors) в Норвегии в городе Конгсберг для нужд своей армии и люфтваффе. На Дальнем Востоке японцы задействовали пушки Бофорс, захваченные в Голландской Ост-Индии. СССР получал зенитки Бофорс из Америки по ленд-лизу. Таким образом, изделие фирмы «Бофорс» использовалось во время Второй мировой войны повсеместно.

  По архивным данным данным «…к октябрю 1942 г. по три катера в 1-й, 2-й и 3-й флотилии и по 2 в 5-й и 6-й получили вместо 20-миллиметровки на юте по одному «бофорсу» с боекомплектом 2000 выстрелов…». Значит, теоретически это орудие могло стоять у обоих катеров, ведь они принадлежали к 1 флотилии. Но с другой стороны к концу октября 27-го уже не было «в живых». А на прижизненной фотографии 102-го в июне 1943г. на юте явно виден 20-мм Флак.


   В ходе экспедиции установить, что же это за катер мы так и не смогли. Лично я долго придерживался версии, что это 27-й. Но уже по-приезду домой, списавшись с Э.Морозовым — автором книги «Атакуют шнелльботы» и с немецкими историками, получили сведения, что такое орудие всё-таки было установлено только на серии 38 b, т.е на S-102-м!


ТТХ катеров серии 38 b (S 67-99, S 101-131, S-137, S-138)

Торпедный катер S-102 (серия 38 b)

S 102
S 102
  • Длина: 34,94 м
  • Ширина: 5,10 м
  • Высота: 2,90 м
  • Водоизмещение: 92,5/115 т
  • Экипаж: 21- 30 чел.
  • Вооружение: 2 x торпеды 53,3 см, 2 x 20 мм автомата, 1 пулемёт, (на катерах: S 81- 83, S 98- 99, S 102, S 117: 1 x 40 мм Flak 28 + 1 x 20 мм MK)
  • Двигатели: 3 x Daimler-Benz MB 501 Diesel-Motoren 1500/2000 лс Скорость: 38,5 узла. Верфи: Lurssen, Schlichting S 101- 133.
  • На последних катерах устанавливалась бронированная рубка типа Kalottenbrucke

Результаты действия катера S-102 на черноморском ТВД

01
  • 31.08.41г. у п. Лоо, транспорт «Ян Томп» (1988 брт);
  • 19.06.42г. у мыса Филент, транспорт «Белосток» (2048 брт);
  • 03.07.42г. у мыса Ай-Тодор, СКА 0112;
  • 03.07.42г. у мыса Ай-Тодор, СКА 0124;
  • 10.08.42г. у п. Лазаревское транспорт «Севастополь» (1339 брт);
  • 02.09.42г. у ст. Благовещенская, буксир «Пролетарий» (в составе катеров 1-й флотилии);
  • 02.09.42г. у ст. Благовещенская, КАТЩ-? (в составе катеров 1-й флотилии);
  • 28.02.43г. у м. Мысхако, тральщик Т-403 (в составе катеров 1-й флотилии);
  • 28.02.43г. у м. Мысхако, кан.лодка «Красная Грузия» (в составе катеров 1-й флотилии);
  • 28.02.43г. у м. Мысхако, буксир «Миус» (в составе катеров 1-й флотилии);
  • 04.04.43г. у м. Мысхако, шхуна «Ильич» (в составе катеров 1-й флотилии);
  • 18.04.43г. у м. Мысхако, СКА-054 (в составе катеров 1-й флотилии);
  • 07.07.43г. у м. Дооб, шхуна «Рица» (в составе катеров 1-й флотилии).

Сам катер не так знаменит, как его капитан, Вернер Тёнигес. Это именно он нанёс ощутимый урон нашему флоту. И хоть Тёнигес не был объявлен военным преступником и не подвергся международному трибуналу за преступления против человечности, но по количеству жертв погибших от его «рук» он бы «соперничал» со многими осуждёнными. Но он дожил до самой старости (умер в 1995г.), писал мемуары, давал интервью, делился своими «подвигами». Конечно, он был «солдат» и выполнял приказ, но для нашей Родины это был сильный и беспощадный Враг.


SchnellbooteZerstoererTorpedobooteTorpedotraeger auf Feindfahrt01376408 41 13
Тёнигес

Тёнигес (Toniges) Вернер (7.1.1910г., Оберхаузен, Рейнланд – 25.1.1995г., Эссен), кавалер одной из высших военных наград, капитан 3-го ранга (1.1.1945г.). Служил в торговом флоте. В 1935 поступил в ВМФ и в 1937г. был произведен в лейтенанты. На борту броненосца «Адмирал граф Шпее» участвовал в плавании к берегам Испании во время Гражданской войны. Затем был переведен на торпедные катера и в июле 1940 назначен командиром катера S-19. Затем командовал торпедными катерами S-24, S-26, S-102.

Принимал участие в 88 боевых операциях и имел значительный успех, потопил 18 военных и торговых кораблей и 2 противолодочных корабля. 25.2.1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста, а 13.11.1942 получил к нему дубовые листья. В сентябре 1942 назначен командиром роты военно-морского училища в Мюрвике. Позже Тёнигес получил знак Член команды торпедного катера с бриллиантами. С сентября 1943г. офицер по вопросам боевой подготовки и референт ОКМ.


 В рамках этой статьи трудно описать все шаги по раскрытию тайны, но всё время, со дня окончания экспедиции на форуме шли горячие дебаты по идентификации катера. Как оказалось позже, до нас его уже находили ребята из Москвы, но не афишировали свою находку. Это и понятно, мародёров в гидрокостюмах сейчас «пруд-пруди»…


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи