24 поисковая экспедиция «ШНЕЛЛЬБОТ — КУРС НА ДНО» (октябрь 2010)

ГлавнаяЭкспедицииЭкспедиции на Чёрном море24 поисковая экспедиция "ШНЕЛЛЬБОТ - КУРС НА ДНО" (октябрь 2010)

«Как мы провели осень — или, как она провела нас!»

   Немецкий катер, найденный летом, не давал нам покоя. То, что корма принадлежит Тёнигенскому сто второму, мы установили точно. Но вот где нос с рубкой?! Было известно, что его какое-то время тащили на буксире. Но куда? Тут возникает несколько версий:

  • пошли в Иван-Баба (там база)
  • пошли в Керчь (ближе)
  • пошли к берегу в район Волны, Благовещенской, Анапы (берег был ещё их и он ближе всего)
  • шли по волне (а куда она била тогда, установить уже невозможно).
d9bf5d8fcbc3
корма катера

Внимательно просмотрев все сонограммы, сделанные летом, нашли несколько спорных объектов. Практически все мы обныряли, но всё-таки решили перепроверить. То, что это не носовая часть катера мы понимали, но может это и обломки катера, «потерянные» во время буксировки. Тогда можно установить направление буксировки и сузить район поиска. Если же работать методом «кругового поиска» — когда лодка, по спирали, идёт от центра всё время расширяя круг обследования, то придётся обследовать десятки квадратных километров. Ведь мы даже не знаем, какое время и на какой скорости осуществлялась буксировка.

   Всё это вынудило нас предпринять ещё одну «вылазку» к месту гибели шнелльбота. Ехать решили в первых числах октября. На море это «бархатный сезон» и по статистике погода стоит летняя, а шторма до конца октября в этих местах редки.

Т.к. время уже «неотпускное» разместиться решили практически на пляже п. Волна. И к объекту ближе и блага цивилизации «под боком».

Место стоянки прямо «под рыбаками». Кстати они теперь наши друзья на века! Мы помогли им восстановить «ставок» (не знаю, как это точно называется) и у них началась путина. До этого они сидели на берегу без рыбы, перебирали и латали сети.

Команда у нас подобралась рабочая и одержимая целью найти носовую часть катера. В экспедиции приняло участие 8 человек. Семеро аквалангистов и один человек из технического персонала.

По обеспечению экспедиционным оборудованием эта экспедиция превзошла все двадцать три предыдущие! Судите сами: на 7 ныряльщиков — 3 лодки (клубную не стали брать), 2 компрессора, 4 GPS, 1 ГБО, 2 эхолота, 2 генератора, 3 ноутбука, 12 баллонов… Кастрюли и т.п. не относящееся напрямую к погружениям перечислять не буду, но их тоже было в достатке…

заправка баллонов воздухом
Андрей Ершов у компрессора

Итак экспедиция началась! Сразу стало понятно, что погода ждала нас далеко не южная, на каждого ныряльщика по 1 градусу «жары» (т.е. всего 7 градусов).Шторм был постоянно около 5-ти баллов! Укачивало всех без исключения. Особенно тяжело досталось операторам ГБО. Им приходилось, не отрывать глаз от экрана сонара, чтобы не пропустить мало-мальски интересный предмет на дне. Естественно это прямой путь к «морской болезни». Единственно, место нашей стоянки было закрыто от штормов и ветра м. Железный рог и Панагия. Потому выход в море был несложным.

Но большая волна и «морская болезнь» не самое трагичное в нашей ситуации. Плохо было то, что на большой волне качество поиска снижается в разы! На такой волне могли объект, или пропустить, или «скользнуть» вдоль него. Да и под водой ситуация была не лучше — видимость 1 — 2 метра!

Хоть погода и подкачала, но найдены ещё несколько фрагментов набора и механизмов катера. По их привязке к схеме разрушения, можно подтвердить версию подрыва катера на мине (взрыв шёл снизу-вверх и «»веер» обломков летел вверх-назад). При торпедном взрыве картина была бы немного другая.

Проработали в море мы пять дней (эту поездку планировали уложить в одну неделю) не пропустив ни одного дня. Хоть шторм нам досадил по-полной, но всё-таки мы не пропустили ни одного дня работы в море. В день отъезда погода стала приходить в норму. Местные сказали, что за всё время не помят такой погоды в это время.

О силе шторма можно судить по трагическому случаю, произошедшему сразу после нашего отъезда, когда в ночь на 11 октября затонул сухогруз «Василий». Сигнал SOS экипаж подал на входе в Керченский пролив со стороны Черного моря (в нескольких километрах от места наших погружений). Судно везло металлолом из Одессы в Грузию. На борту судна находились 13 членов экипажа.

На момент аварии температура морской воды составляла 14 градусов при волнении моря 3,5 — 4 балла. Моряки находились на спасательных плотах, из них двое подняты на борт буксира «Дон», шесть человек на борт судна «Питер» и один на буксир «Бора». Один из буксиров — «Питер» базируется на тольяттинский терминал, откуда и выдвинулся на спасение моряков. Молодцы парни!

Если учитывать, что произошло это через два дня после завершения экспедиции и погода уже стала «налаживаться», то представьте в какой шторм, пришлось поработать нам! Но спасибо богу морей — задачу мы выполнили и целыми, и невредимыми вернулись домой

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долгов
Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи