Не секрет, что без профессионального оборудования поиск затонувших объектов дело очень сложное. Как правило, поиск проходит по такой схеме: берётся карта перспективной для поиска акватории. Подробно изучается. С отметок о подводном препятствии или затонувшем корабле снимаются координаты (если карта электронная) или высчитываются приблизительные координаты (с напечатанной лоции). Далее с обыкновенным эхолотом, поисковая группа выходит на точку. Бросается маркерный буй, и лодка начинает движение по спирали от буя. Как правило, погрешность от отметки на карте до самого объекта может составлять от 20-ти до сотни метров и более. Можно представить, сколько придётся потратить времени, чтобы приблизиться к объекту! Кроме того, описать точные круги и не сместиться в сторону — работа поистине «ювелирная». Нужно великолепно владеть не только навыками управления лодкой, но и работе с GPS навигатором и эхолотом!
Если район поиска с неровным дном, то любой всплеск на экране — это команда к погружению!Значит, лодка уходит с маршрута движения, ещё несколько раз проходит над местом «всплеска». Бросается буй. Лодка встаёт в дрейф. Дежурный водолаз снаряжается и производит погружение. Если действительно найден объект, то аквалангист закрепляет на нём буй, а если нет, то осмотр места проводится с максимальным «прочёсыванием» площади дна. Как правило, это круг с диаметром около 20-ти метров. В случае отрицательного результата буй снимается, водолаз поднимается на борт, и поиск продолжается по старой схеме.
Такой поиск мы практиковали на протяжении 13 лет! Правда последние годы в деле обнаружения объектов нам очень помогла команда Виталия Николаевича Латарцева с его Гидролокатором бокового обзора (ГБО). Так был обнаружен ряд объектов в Керченском проливе. Нам же оставалось только заниматься их обследованием и идентификацией. Но не всегда получалось совместить свои экспедиции со временем работы команды ППТР «Пётр». А экспедиция без объектов — переходит в разряд «турпохода»!
И вот в начале 2010г. созрела идея приобретения своего ГБО. Выбор сонаров довольно большой. Перебрали их более десятка. Что-то нас не устроило из-за неимоверной цены. Что-то по своим техническим возможностям на отвечало нашим требованиям. Если кратко, то рабочая частота большинства приборов составляет 445 КГц. Она идеальна для сканирования больших площадей и поиска крупных объектов. Детальную картинку она не даёт. И, как правило, при работе на «пересечённой» местности дна практически бесполезна. Нам часто приходится работать в рифовых зонах, и частота прибора нужна более высокая. Работая с ППТР «Пётр» мы изучали сонограммы снятые с частотой 900 КГц. Картинка получается более чем идеальная.
На сегодняшний день В.Н. Латарцев приобрёл ещё более «продвинутый» гидролокатор . Но он выполняет более сложные исследовательские задачи чем мы, и нам стало достаточно и 800КГц. Кроме того, большинство датчиков установлено в так называемой «торпеде», которую приходится тянуть за собой. Для этого нужно специальное крепление на лодку (как правило она должна быть металлическая — жёсткая). Нужно и дополнительное оборудование в виде компьютера (влагозащищённого), подключаемого к нему GPS приёмника, специального программного обеспечения и приспособлений для размещения и быстрого монтажа всего вышеперечисленного. В экспедиционных условиях и на надувных лодках такое оборудование применять проблематично.
Ещё один минус у «торпеды» — это ограничение по глубине. Заходить на глубины меньше чем длина буксировочного троса не рекомендуется. А это 4 — 5 метров. Учитывая, что поиск нужно осуществлять в прибрежной и рифовой зоне, и возвышение объекта над грунтом может доходить практически до поверхности, то работа с «торпедой» становится очень ограниченной по району.
Итак наш выбор пал на сонар бокового обзора высокой четкости — модель «Humminbird 1197» SI Combo. Две буквы в названии прибора — SI — Side Imaging — означают «Боковой обзор». Датчик четырёхлучевой, восемьсот килогерцовый, с ДжиПиЭс приёмником и картплоттером (дополнительно закупили комплект карт внутренних водных путей с морями и рэками). Кроме того, крепление датчика, как и обыкновенного рыбацкого эхолота, может быть осуществлёно на транец лодки. Ширину луча можно устанавливать по 120 метров в каждую сторону!
Сразу для скептиков скажу, что разделять понятия «Эхолот», «Сонар» и «Гидролокатор» не нужно — всё это синонимы и у терминов разное происхождение, но смысл один. К примеру ЭХОЛОТ в переводе на английский SONAR. СОНАР — это акроним от SOund (звук) и NAvigationRanging (навигация). Сонар создает звуковые импульсы, которые посылаются в толщу воды. Звук возвращается в виде «эха» (по-русски потому и называется эхолот), отражаясь от объектов в воде, таких как дно, рыба и так далее.
Для ГБО изготовили специальную, переносную бокс-панель. Она не только предохраняет прибор от внешних воздействий, но и служит кейсом для транспортировки и хранения. Конструкция получилась более чем удачная. Правда первое своё испытание мы провели без неё и штатного крепления датчика. Прибор держал один в руках, второй же, прикрутив датчик к палке, опускал её за борт и так исполнял роль «датчикодержателя».
Первое сканирование дна провели у стенки лодочной базы «Ладья». Т.к. опыта в обращении с прибором ещё практически не было, да и руки были заняты, все функции не опробовали. Но всё-равно радости не было предела! На дне смогли рассмотреть не только строительный мусор, блоки и камни, но и бутылки и другой мусор сброшенный со стенки в воду!
Следующая «вылазка» принесла не только удовлетворение от испытания прибора и его возможностей, но и от открытия нового объекта! Им стал затонувший катер типа «Адмиралтеец». Кроме того, прошлись по уже ранее известным местам -это свал в районе Муравьиных островов и лежащая там же на дне несамоходная баржа. На сонограммах чётко видно, как выглядит объект и шансов спутать его с чем-нибудь другим, никаких нет.
Сразу обнаружили ещё одно преимущество перед буксируемой «торпедой» — это манёвренность лодки (можно разворачивать резко лодку не боясь повредить буксируемый датчик). Это увеличивает количество и очень сокращает длину проходок над объектом.
Так в деятельности Клуба открылись новые перспективы. Теперь мы сможем не только производить планомерное исследование любых акваторий, но и составлять более подробные отчёты о схеме расположения обломков, внешнем виде объекта.
Дополнительно, готовы оказывать посильную помощь частным лицам, в поиске затонувших объектов (лодочные двигатели, лодки и т.п.), и организациям в обследовании подводно-технических сооружений с составлением подробного, наглядного отчёта об их состоянии.
PS С годами опыт использования разных моделей ГБО накапливался и наш выбор постепенно склонился в сторону эхолотов LOWRANCE. В своём поиске мы используем несколько разных моделей из линейки этого производителя, от самых простых (но не менее эффективных приборов), до самого продвинутого и дорогого Оникса. Преимущество «лориков» перед «хаммиками» в том, что это сложные модули с системами контроля параметров двигателя, сложной навигационной системой, картографией и даже автопилотом.
И самый главный совет: не стоит забывать, что главное в любом оборудовании это человек. Ведь не кастрюля варит борщ.