ГБО — гидролокатор бокового обзора. Плюсы и минусы. Критерии выбора.

ГлавнаяУчебкаНавигацияГБО - гидролокатор бокового обзора. Плюсы и минусы. Критерии выбора.

Не секрет, что без профессионального оборудования поиск затонувших объектов дело очень сложное. Как правило, поиск проходит по такой схеме: берётся карта перспективной для поиска акватории. Подробно изучается. С отметок о подводном препятствии или затонувшем корабле снимаются координаты (если карта электронная) или высчитываются приблизительные координаты (с напечатанной лоции). Далее с обыкновенным эхолотом, поисковая группа выходит на точку. Бросается маркерный буй, и лодка начинает движение по спирали от буя. Как правило, погрешность от отметки на карте до самого объекта может составлять от 20-ти до сотни метров и более. Можно представить, сколько придётся потратить времени, чтобы приблизиться к объекту! Кроме того, описать точные круги и не сместиться в сторону — работа поистине «ювелирная». Нужно великолепно владеть не только навыками управления лодкой, но и работе с GPS навигатором и эхолотом!

Если район поиска с неровным дном, то любой всплеск на экране — это команда к погружению!Значит, лодка уходит с маршрута движения, ещё несколько раз проходит над местом «всплеска». Бросается буй. Лодка встаёт в дрейф. Дежурный водолаз снаряжается и производит погружение. Если действительно найден объект, то аквалангист закрепляет на нём буй, а если нет, то осмотр места проводится с максимальным «прочёсыванием» площади дна. Как правило, это круг с диаметром около 20-ти метров. В случае отрицательного результата буй снимается, водолаз поднимается на борт, и поиск продолжается по старой схеме.

Сонограмма ГБО. Торпедный катер типа Г-5

Такой поиск мы практиковали на протяжении 13 лет! Правда последние годы в деле обнаружения объектов нам очень помогла команда Виталия Николаевича Латарцева с его Гидролокатором бокового обзора (ГБО). Так был обнаружен ряд объектов в Керченском проливе. Нам же оставалось только заниматься их обследованием и идентификацией. Но не всегда получалось совместить свои экспедиции со временем работы команды ППТР «Пётр». А экспедиция без объектов — переходит в разряд «турпохода»!

Обсуждение в клубе по покупке ГБО

И вот в начале 2010г. созрела идея приобретения своего ГБО. Выбор сонаров довольно большой. Перебрали их более десятка. Что-то нас не устроило из-за неимоверной цены. Что-то по своим техническим возможностям на отвечало нашим требованиям. Если кратко, то рабочая частота большинства приборов составляет 445 КГц. Она идеальна для сканирования больших площадей и поиска крупных объектов. Детальную картинку она не даёт. И, как правило, при работе на «пересечённой» местности дна практически бесполезна. Нам часто приходится работать в рифовых зонах, и частота прибора нужна более высокая. Работая с ППТР «Пётр» мы изучали сонограммы снятые с частотой 900 КГц. Картинка получается более чем идеальная.

На сегодняшний день В.Н. Латарцев приобрёл ещё более «продвинутый» гидролокатор . Но он выполняет более сложные исследовательские задачи чем мы, и нам стало достаточно и 800КГц. Кроме того, большинство датчиков установлено в так называемой «торпеде», которую приходится тянуть за собой. Для этого нужно специальное крепление на лодку (как правило она должна быть металлическая — жёсткая). Нужно и дополнительное оборудование в виде компьютера (влагозащищённого), подключаемого к нему GPS приёмника, специального программного обеспечения и приспособлений для размещения и быстрого монтажа всего вышеперечисленного. В экспедиционных условиях и на надувных лодках такое оборудование применять проблематично.

Ещё один минус у «торпеды» — это ограничение по глубине. Заходить на глубины меньше чем длина буксировочного троса не рекомендуется. А это 4 — 5 метров. Учитывая, что поиск нужно осуществлять в прибрежной и рифовой зоне, и возвышение объекта над грунтом может доходить практически до поверхности, то работа с «торпедой» становится очень ограниченной по району.

Итак наш выбор пал на сонар бокового обзора высокой четкости — модель «Humminbird 1197» SI Combo. Две буквы в названии прибора — SI — Side Imaging — означают «Боковой обзор». Датчик четырёхлучевой, восемьсот килогерцовый, с ДжиПиЭс приёмником и картплоттером (дополнительно закупили комплект карт внутренних водных путей с морями и рэками). Кроме того, крепление датчика, как и обыкновенного рыбацкого эхолота, может быть осуществлёно на транец лодки. Ширину луча можно устанавливать по 120 метров в каждую сторону!

Сразу для скептиков скажу, что разделять понятия «Эхолот», «Сонар» и «Гидролокатор» не нужно — всё это синонимы и у терминов разное происхождение, но смысл один. К примеру ЭХОЛОТ в переводе на английский SONAR. СОНАР — это акроним от SOund (звук) и NAvigationRanging (навигация). Сонар создает звуковые импульсы, которые посылаются в толщу воды. Звук возвращается в виде «эха» (по-русски потому и называется эхолот), отражаясь от объектов в воде, таких как дно, рыба и так далее.

Для ГБО изготовили специальную, переносную бокс-панель. Она не только предохраняет прибор от внешних воздействий, но и служит кейсом для транспортировки и хранения. Конструкция получилась более чем удачная. Правда первое своё испытание мы провели без неё и штатного крепления датчика. Прибор держал один в руках, второй же, прикрутив датчик к палке, опускал её за борт и так исполнял роль «датчикодержателя».

Наш первый эхолот «HAMMINGBIRD»

Первое сканирование дна провели у стенки лодочной базы «Ладья». Т.к. опыта в обращении с прибором ещё практически не было, да и руки были заняты, все функции не опробовали. Но всё-равно радости не было предела! На дне смогли рассмотреть не только строительный мусор, блоки и камни, но и бутылки и другой мусор сброшенный со стенки в воду!

сонограмма ГБО

Следующая «вылазка» принесла не только удовлетворение от испытания прибора и его возможностей, но и от открытия нового объекта! Им стал затонувший катер типа «Адмиралтеец». Кроме того, прошлись по уже ранее известным местам -это свал в районе Муравьиных островов и лежащая там же на дне несамоходная баржа. На сонограммах чётко видно, как выглядит объект и шансов спутать его с чем-нибудь другим, никаких нет.

Сразу обнаружили ещё одно преимущество перед буксируемой «торпедой» — это манёвренность лодки (можно разворачивать резко лодку не боясь повредить буксируемый датчик). Это увеличивает количество и очень сокращает длину проходок над объектом.

Момент обнаружения немецкого торпедного катера S-102 на выходе из Керченского пролива (2010г)

Так в деятельности Клуба открылись новые перспективы. Теперь мы сможем не только производить планомерное исследование любых акваторий, но и составлять более подробные отчёты о схеме расположения обломков, внешнем виде объекта.

Дополнительно, готовы оказывать посильную помощь частным лицам, в поиске затонувших объектов (лодочные двигатели, лодки и т.п.), и организациям в обследовании подводно-технических сооружений с составлением подробного, наглядного отчёта об их состоянии.

ГБО марки «ЛОРАНС» на РИБе Владислава Савельева
Клубный ГБО в мобильном боксе для лодок ПВХ

PS С годами опыт использования разных моделей ГБО накапливался и наш выбор постепенно склонился в сторону эхолотов LOWRANCE. В своём поиске мы используем несколько разных моделей из линейки этого производителя, от самых простых (но не менее эффективных приборов), до самого продвинутого и дорогого Оникса. Преимущество «лориков» перед «хаммиками» в том, что это сложные модули с системами контроля параметров двигателя, сложной навигационной системой, картографией и даже автопилотом.

И самый главный совет: не стоит забывать, что главное в любом оборудовании это человек. Ведь не кастрюля варит борщ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи