Юбилейную экспедицию Клуба в юбилейный, год его 15-тилетия было решено провести в районе рифа Трутаева. К этой акватории мы не раз обращали свои взоры, но досконально обследовать её у нас не получалось. Место расположения лагеря на м. Тузла было далеко от района работ и не позволяло вести планомерное обследование акватории. Сам же береговой район м. Панагия (напротив рифа Трутаева ) — это высокие, отвесные утёсы и узкая береговая кромка, на которой разместить базовый лагерь просто нереально. Единственное место спуска к воде в этом районе — «Холодная балка» — место базирования рыбацкого стана. Но в этом году мы получили известие, что он расформирован и можно расположиться на их месте.
Сразу начали готовить навигационный план. За годы войны район м. Панагия имел стратегическое значение для переброски войск по морю. Идти нашим кораблям по фарватеру не представлялось возможным из-за близости к оккупированному немцами берегу Керченского полуострова. Но рифовая зона, минные постановки противника и пристрелянный с м. Такиль район, делали навигацию в этой акватории очень сложной и опасной.
Объекты находящиеся в акватории поиска:
- КАТЩ-156 «Днестр» 1 ноября 1943г. подорвался на мине;
- КАТЩ-165 «Кит» 1 ноября 1943г. уничтожен прямым попаданием немецкой береговой артбатареи;
- СКА-01012 1 ноября 1943г. подорвался на мине;
- КАТЩ-151 «Байдуков» 2 ноября 1943г. подорвался на мин;
- КАТЩ Д3-11 2 ноября 1943г. подорвался на мине;
- МШ-26 и МШ-23 22 ноября 1943г. подорвались на мине;
- Паром №7 (дюралевый) затонул на рейде Короткова из-за течи.
Как можно заметить, большая часть затонувших кораблей погибла в короткий промежуток времени на минах. В том районе были выставлены заграждения К-1, К-2, К-5 и ближе к Волне К-7 и К-9. Остальные мористее.
Ранее мы уже обследовали один объект в этом районе и даже подняли для Музея зенитное орудие «Эрликон», но достоверно идентифицировать объект не смогли из-за его большой степени разрушения. Предполагалось, что это КАТЩ-165 «Кит», но «Эрликоны» ставились перед Эльтигенским десантом на боты ПВО и «Малые охотники» типа МО-4, и в том районе действительно затоплен один из ботов. Выяснить, что это за корабль пока так и не удалось.
Разместившись в районе «Холодной балки» и решив все оргвопросы с археологами и пограничниками, приступили к работе. До места «работ» расстояние было небольшое (2-3 км) и поисковики совершали по несколько выходов в день. Работали по перспективным точкам на лоции. В большинстве своём это были разбросанные по дну камни, мидиевые хозяйства или просто «пустышки». В первые дни было обнаружено два объекта, судя по сонограммам не природного происхождения, но обследовать их сразу не представлялось возможным из-за практически нулевой видимости. Было решено отложить их осмотр и продолжать приборное обследование…
…но видно удача была в этот раз не на нашей стороне. Через несколько дней погода настолько ухудшилась, что даже выход в море стал проблематичным. Место нашей стоянки лодок и технический пункт практически смыло в море. Коварный в этих местах южный ветер на несколько дней вывел нас из строя. И, когда через три дня шторм поутих, видимость на объектах только ухудшилась.
Несмотря на невозможность идентификации объектов мы предположили, что это бот ПВО-10 и КАТЩ-156 «Днестр». Если сделать «привязку» к карте, то они наиболее близки к архивным данным о затоплении этих кораблей. Хотя вероятность, что первый объект не бот ПВО, а «Малый охотник» СКА-01012 тоже присутствует. О подрыве этих объектов на минной постановке тоже можно сделать предположение исходя из того, что были найдены минные тележки, вытянувшиеся с равными промежутками по дну.
В соответствии с архивными данными это заграждение К-1.Оно, помимо непосредственно мин, имело ещё и минные защитники, которые препятствовали тралению самого заграждения и приводили в негодность параваны. Хотя, к большому сожалению, наши тогдашние руководители мало внимания уделяли боевому тралению акватории и, как следствие, только за время проведения Эльтигенского десанта были потеряны десятки десантных плавсредств.
Выдержка из книги А. Кузнецова об Эльтигенском десанте «Большой десант»
«…минная обстановка в проливе была очень непростой. С начала войны по 31 октября 1943 г. Черноморский флот выставил в проливе и на входах в него 429 мин, в том числе 127 донных, и 32 защитника; противник — более 1900 мин, из них более 300 донных, а так же 762 защитника. Учитывая результаты траления до ноября 1943г. и естественную убыль, можно считать, что на этом небольшом пространстве оставались опасными примерно полторы тысячи мин. Часть из них находилась на пути десантных отрядов. В ходе операции были поставлены новые заграждения».
Кроме вышеперечисленных объектов были осмотрены ранее идентифицированные. Это было нужно, как для мониторинга их состояния и целостности, так и для практической подготовки новичков. Помимо визуального осмотра были сделаны и сонограммы наших «старых знакомых». Таких, как штурмовик ИЛ-2, ТКА-45, БКА-073 и КАТЩ-0211.
И напоследок нашими «разведчиками» были обнаружены обломки старинного корабля разбросанные по грунту. Поначалу мы подумали, что это древнегреческий торговый корабль — слишком много было найдено черепков от разнообразной посуды, но среди находок были найдены и металлические предметы. Гвозди или др. изделия, явно старинные (судя по обрастанию) и кованные. Что это за корабль, его принадлежность и возраст нам определить не удалось. Это можно будет сказать только при тщательном обследовании места крушения и совместно с историками и археологами.
А пока мы оставили его в первозданном виде до лучших времён…