Планы экспедиции: обследование рифа Трутаева и подъем 20-ти мм зенитного автомата «Эрликон» с КАТЩ-165.
Экспедиция была хоть и малочисленна (9 аквалангистов и 20 «туристов»), но по-настоящему рабочей и «боевой». Как всегда экспедиция началась с нахождения уже известных объектов и постановки на них буев. Пока новички осматривали затопленные корабли судоподъемная группа готовила понтон к доставке на «Эрликон». Прежде чем завести понтон на объект пришлось долго повозиться, распутывая от строп зенитное орудие и устанавливая новые крепления для понтона.
Неудачная весенняя попытка подъема «Эрликона» дала нам возможность узнать и предположительный вес объекта и его центровку. В течение первых двух дней основные работы по заводке понтона на объект и его крепежу были закончены.
И вот на третий день, предусмотрев все возможные нюансы начался подъем. Погода стояла великолепная, видимость отличная, настроение участников экспедиции боевое! Но, как всегда вмешался Владыка Морской — при накачке воздуха в понтон до половины, орудие повернулось (как мы и планировали стволом вверх) и… пробило, острыми краями ржавого ствола, ткань понтона.
Пришлось вновь отвязывать понтон и в полуспущенном состоянии транспортировать его к ближайшему берегу. Там, на берегу, сворачивать, грузить на лодку и идти неспеша на базу. Весь остаток дня ушел на эту транспортировку и подготовку к ремонту. И вот на пятый день, заведенный на объект понтон, снова готов к подъему. Подстраховались мы от сюрпризов со стороны ствола основательно — к нему были привязаны пластиковые канистры наполненные воздухом, на конец ствола насажен пенопластовый буй и сверху на все это надет мешок из плотной баннерной ткани. Несмотря на стойкий NORD-OST и штормовую волну в 2 — 3 балла решили провести пробный подъем. Ведь время до окончания экпедиции шло к концу и перевалило за свой экватор. Все лодки стояли в районе подъема, все аквалангисты были начеку. И в этот раз наши труды были не напрасны — на поверхность всплыл понтон, а с ним и «Эрликон».
Начали пробную транспортировку и… уже не желая останавливаться, поливаемые морскими волнами, тормозимые северо-восточным (встречным) ветром двинулись по направлению к базе. Скорость в 3,5 км/ч, хоть и небольшая, но приближала нас к заветной цели — берегу. Постоянно приходилось накачивать воздух в понтон. И вот уже через полтора часа мы были на траверзе нашего лагеря, точнее в километре от него.
И тут неугомонный «Эрликон» все-таки перетер одну из строп и повис в вертикальном положении. Еще какое-то время продолжали движение, но станина коснулась дна и стала для лодок «мертвым» якорем.
От берега нас отделяло 906 метров. Так как и силы, и горючее, и даже воздух в баллонах были полностью израсходованы подъемную операцию на этот день пришлось свернуть.
Оценивая вес орудия со станиной и его глубокую осадку было решено на следующий день, с утра, перевязать понтон и тащить наш груз на базу рыболовецких сейнеров (что была от нас на расстоянии 15 км по морю), и уже там с помощью автокрана погрузить на грузовик и вывезти к месту хранения. Никогда бы не думал, что организация работ в море окажется легче, чем поиск грузовика и крана.
Пришлось пройти путь от главы Тамани до Вице-президента корпорации Тольятти АЗОТ (в проливе ТоАЗом ведется широкомасштабная стройка терминала). Хочется поблагодарить всех за участие в наших проблемах, но планы пришлось изменить. И вот почему… Судоподъемная команда перевязав «Эрликон» повыше получила осадку в 1,5 метра. Промерив фарватер к берегу поняли, что можно подтащить зенитку прямо к лагерю. Операция рискованная (как потом выносить почти тонну железа на берег?), но тратить целый день на транспортировку по штормовой волне тоже риск немалый. Решили идти по кратчайшему пути — а дальше «как карты лягут». Открепив понтон от пушки поставили ее на станину в вертикальное положение. И вот впервые за 62 года 20-мм зенитный автомат»Эрликон» увидел солнечный свет!
Но сила земного притяжения работала против нас. Еще на метр неимоверными усилиями «Эрликон» был продвинут ближе к берегу и встал окончательно. Были высказаны ряд, как бредовых, так и заслуживающих внимание предложений по дальнейшему транспортированию орудия на берег. Но все решили не человеческие, но лошадиные силы (правда под капотом джипа Алексея Шлёнкина). На утро порвав три раза тросы и спалив (немного) сцепление «японского коня» «Эрликон» предстал пред нами во всей своей красе. Совершив обряд фотографирования «с добычей», стали думать, как быть дальше. Автокран на берег не съедет,грузовик тоже. И тут нашла свою «дорогу» идея с «волокушей». Это такой большой лист железа буксируемый за трактором. По опыту предыдущих экспедиций и контактам с местным населением решили ехать к рыбакам.
На удивление, ребята из рыбсовхоза им. Хвалюна, быстро решили нашу проблему взвалив ее на плечи стального коня. От начала наших переговоров и до окончания транспортировки «Эрликона» к месту временной стоянки у пограничников, прошло менее часа.
Вот так трехлетняя эпопея с «ЭРЛИКОНОМ» подошла к своему логическому концу. Кстати успев очистить от морских наслоений станину и само орудие — нашли не только его заводской номер, но и две таблички на станине, где были указаны данные тумбы (STAND) и орудия (MOUNT). Но видно история не хочет до конца раскрывать свои тайны.
По данным наших изысканий модель «Эрликона» должна была быть — Mark-2 на табличках же стояло — Mark-4. Найдя номер на самом орудии убедились, что зенитный автомат все же Mark-2-й, но номер выбитый на нем не тот что на табличке. Что ж эту новую загадку предстоит раскрыть нам позже. Будет чем заняться зимними холодными вечерами сидя в КЛУБЕ.
Как уже говорилось в наши планы входило обследование рифа Трутаева. Метр за метром прочесывалась каменная гряда… Как то в 2001-м году мы обнаружили на рифе навал из бетонных бочек. Поначалу думали это развалины древнегреческих колонн.
Потом, распознав, что бочки все же бетонные поняли — происхождение их более позднее. На бочках сверху, как на таблетках, была прорезь шириной 10 и глубиной до 4 см.
По бокам вертикальные миллиметровые бороздки. Наверное Вы уже догадались, что какое-то судно перевозившее деревянные бочки с цементом было застигнуто штормом и затонуло на рифах. За вековой период от дерева не осталось и следа, а вот цемент превратился в бетон и так и лежит в месте кораблекрушения. В этот раз были обнаружены металлические конструкции судна. Рымовые кольца, кованые гвозди и другая мелочь. Вот только корпус не сохранился, скорее всего это было небольшое, несамоходное или парусное деревянное судно. А вот стоит ли дальше пытаться найти что-нибудь в этом месте решит время.
И еще одно немаловажное событие! Во время промера фарватера, для транспортировки понтона с «Эрликоном» к рыболовецкому причалу, наши разведчики зафиксировали на эхолоте характерный всплеск. Края на рисунке — вертикальные, внутренняя часть полая с неровными всплесками. Возвышение над грунтом 2 — 3 м. В этом районе ни рифов ни других препятствий на лоции не отмечено. Рисунок же говорит о явно рукотворной природе объекта. Дисциплинированность разведчиков не позволила им отклониться от выполнения задания, но все-таки марку на GPS они поставили, хотя и с небольшим опозданием. Повторная попытка найти объект с эхолотом, в условиях 3-х бального шторма, не привела бы ни к каким результатам. Так что и этот объект записан в копилку перспективных разработок клуба.
P.S. в настоящее время, найденный и поднятый нами с КАТЩ-165, «Эрликон», стоит у «Музея казачества» в станице Тамань.