15-я подводная экспедиция Тольятти — Тамань (лето 2005г.)

ГлавнаяЭкспедицииЭкспедиции на Чёрном море15-я подводная экспедиция Тольятти - Тамань (лето 2005г.)

Планы экспедиции: обследование рифа Трутаева и подъем 20-ти мм зенитного автомата «Эрликон» с КАТЩ-165.

Экспедиция была хоть и малочисленна (9 аквалангистов и 20 «туристов»), но по-настоящему рабочей и «боевой». Как всегда экспедиция началась с нахождения уже известных объектов и постановки на них буев. Пока новички осматривали затопленные корабли судоподъемная группа готовила понтон к доставке на «Эрликон». Прежде чем завести понтон на объект пришлось долго повозиться, распутывая от строп зенитное орудие и устанавливая новые крепления для понтона.

Неудачная весенняя попытка подъема «Эрликона» дала нам возможность узнать и предположительный вес объекта и его центровку. В течение первых двух дней основные работы по заводке понтона на объект и его крепежу были закончены.
И вот на третий день, предусмотрев все возможные нюансы начался подъем. Погода стояла великолепная, видимость отличная, настроение участников экспедиции боевое! Но, как всегда вмешался Владыка Морской — при накачке воздуха в понтон до половины, орудие повернулось (как мы и планировали стволом вверх) и… пробило, острыми краями ржавого ствола, ткань понтона.

Пришлось вновь отвязывать понтон и в полуспущенном состоянии транспортировать его к ближайшему берегу. Там, на берегу, сворачивать, грузить на лодку и идти неспеша на базу. Весь остаток дня ушел на эту транспортировку и подготовку к ремонту. И вот на пятый день, заведенный на объект понтон, снова готов к подъему. Подстраховались мы от сюрпризов со стороны ствола основательно — к нему были привязаны пластиковые канистры наполненные воздухом, на конец ствола насажен пенопластовый буй и сверху на все это надет мешок из плотной баннерной ткани. Несмотря на стойкий NORD-OST и штормовую волну в 2 — 3 балла решили провести пробный подъем. Ведь время до окончания экпедиции шло к концу и перевалило за свой экватор. Все лодки стояли в районе подъема, все аквалангисты были начеку. И в этот раз наши труды были не напрасны — на поверхность всплыл понтон, а с ним и «Эрликон».

Начали пробную транспортировку и… уже не желая останавливаться, поливаемые морскими волнами, тормозимые северо-восточным (встречным) ветром двинулись по направлению к базе. Скорость в 3,5 км/ч, хоть и небольшая, но приближала нас к заветной цели — берегу. Постоянно приходилось накачивать воздух в понтон. И вот уже через полтора часа мы были на траверзе нашего лагеря, точнее в километре от него.

И тут неугомонный «Эрликон» все-таки перетер одну из строп и повис в вертикальном положении. Еще какое-то время продолжали движение, но станина коснулась дна и стала для лодок «мертвым» якорем.

От берега нас отделяло 906 метров. Так как и силы, и горючее, и даже воздух в баллонах были полностью израсходованы подъемную операцию на этот день пришлось свернуть.
Оценивая вес орудия со станиной и его глубокую осадку было решено на следующий день, с утра, перевязать понтон и тащить наш груз на базу рыболовецких сейнеров (что была от нас на расстоянии 15 км по морю), и уже там с помощью автокрана погрузить на грузовик и вывезти к месту хранения. Никогда бы не думал, что организация работ в море окажется легче, чем поиск грузовика и крана.

Пришлось пройти путь от главы Тамани до Вице-президента корпорации Тольятти АЗОТ (в проливе ТоАЗом ведется широкомасштабная стройка терминала). Хочется поблагодарить всех за участие в наших проблемах, но планы пришлось изменить. И вот почему… Судоподъемная команда перевязав «Эрликон» повыше получила осадку в 1,5 метра. Промерив фарватер к берегу поняли, что можно подтащить зенитку прямо к лагерю. Операция рискованная (как потом выносить почти тонну железа на берег?), но тратить целый день на транспортировку по штормовой волне тоже риск немалый. Решили идти по кратчайшему пути — а дальше «как карты лягут». Открепив понтон от пушки поставили ее на станину в вертикальное положение. И вот впервые за 62 года 20-мм зенитный автомат»Эрликон» увидел солнечный свет!

Но сила земного притяжения работала против нас. Еще на метр неимоверными усилиями «Эрликон» был продвинут ближе к берегу и встал окончательно. Были высказаны ряд, как бредовых, так и заслуживающих внимание предложений по дальнейшему транспортированию орудия на берег. Но все решили не человеческие, но лошадиные силы (правда под капотом джипа Алексея Шлёнкина). На утро порвав три раза тросы и спалив (немного) сцепление «японского коня» «Эрликон» предстал пред нами во всей своей красе. Совершив обряд фотографирования «с добычей», стали думать, как быть дальше. Автокран на берег не съедет,грузовик тоже. И тут нашла свою «дорогу» идея с «волокушей». Это такой большой лист железа буксируемый за трактором. По опыту предыдущих экспедиций и контактам с местным населением решили ехать к рыбакам.

На удивление, ребята из рыбсовхоза им. Хвалюна, быстро решили нашу проблему взвалив ее на плечи стального коня. От начала наших переговоров и до окончания транспортировки «Эрликона» к месту временной стоянки у пограничников, прошло менее часа.

Вот так трехлетняя эпопея с «ЭРЛИКОНОМ» подошла к своему логическому концу. Кстати успев очистить от морских наслоений станину и само орудие — нашли не только его заводской номер, но и две таблички на станине, где были указаны данные тумбы (STAND) и орудия (MOUNT). Но видно история не хочет до конца раскрывать свои тайны.

Заводские таблички «Эрликона» от орудия и от тумбы

По данным наших изысканий модель «Эрликона» должна была быть — Mark-2 на табличках же стояло — Mark-4. Найдя номер на самом орудии убедились, что зенитный автомат все же Mark-2-й, но номер выбитый на нем не тот что на табличке. Что ж эту новую загадку предстоит раскрыть нам позже. Будет чем заняться зимними холодными вечерами сидя в КЛУБЕ.

Как уже говорилось в наши планы входило обследование рифа Трутаева. Метр за метром прочесывалась каменная гряда… Как то в 2001-м году мы обнаружили на рифе навал из бетонных бочек. Поначалу думали это развалины древнегреческих колонн.
Потом, распознав, что бочки все же бетонные поняли — происхождение их более позднее. На бочках сверху, как на таблетках, была прорезь шириной 10 и глубиной до 4 см.

По бокам вертикальные миллиметровые бороздки. Наверное Вы уже догадались, что какое-то судно перевозившее деревянные бочки с цементом было застигнуто штормом и затонуло на рифах. За вековой период от дерева не осталось и следа, а вот цемент превратился в бетон и так и лежит в месте кораблекрушения. В этот раз были обнаружены металлические конструкции судна. Рымовые кольца, кованые гвозди и другая мелочь. Вот только корпус не сохранился, скорее всего это было небольшое, несамоходное или парусное деревянное судно. А вот стоит ли дальше пытаться найти что-нибудь в этом месте решит время.

И еще одно немаловажное событие! Во время промера фарватера, для транспортировки понтона с «Эрликоном» к рыболовецкому причалу, наши разведчики зафиксировали на эхолоте характерный всплеск. Края на рисунке — вертикальные, внутренняя часть полая с неровными всплесками. Возвышение над грунтом 2 — 3 м. В этом районе ни рифов ни других препятствий на лоции не отмечено. Рисунок же говорит о явно рукотворной природе объекта. Дисциплинированность разведчиков не позволила им отклониться от выполнения задания, но все-таки марку на GPS они поставили, хотя и с небольшим опозданием. Повторная попытка найти объект с эхолотом, в условиях 3-х бального шторма, не привела бы ни к каким результатам. Так что и этот объект записан в копилку перспективных разработок клуба.

P.S. в настоящее время, найденный и поднятый нами с КАТЩ-165, «Эрликон», стоит у «Музея казачества» в станице Тамань.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долгов
Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи