16 подводная экспедиция «Южный ветер — 2006»

ГлавнаяЭкспедицииЭкспедиции на Чёрном море16 подводная экспедиция "Южный ветер - 2006"

Цель экспедиции: обследование объекта в р-не н.п. Аше (предположительно транспорт «Севастополь»). В случае идентификации определение фактической причины гибели судна (стала ли причиной атака с немецкого «шнелльбота» S-102 или были другие причины).

Такая задача стояла перед нами потому, что торпедный катер противника в момент атаки обнаружен не был, что послужило причиной возникновения версий о потоплении «Севастополя» подводной лодкой, гибели транспорта от подрыва на плавающей мине или даже в результате диверсии.

10 августа 1942 г. транспорт «Севастополь» (1339 брт) с ранеными (199 человек) и эвакуируемыми (около 850 человек) на борту, имея в трюме авиамоторы, в охранении сторожевого катера СКА-018 следовал из Туапсе в Поти. В 01 час 20 мин. в районе Лазаревской транспорт был атакован и потоплен германским торпедным катером S-102 (командир, капитан-лейтенант Тёнигес). Погибло 924 чел., в том числе 160 раненых, 620 гражданских лиц. Подошедшим тральщиком «Щит» было спасено 130 человек. Возможность появления катеров противника в районе южнее широты Туапсе казалась невероятной. И, тем не менее, первый пароход — военный транспорт «Севастополь» — был потоплен именно здесь.

К вечеру 29-го мая Экспедиция уже развернулась в поселке Лоо (в 20-ти км севернее Сочи). Расквартировались мы, кто в палатках, а кто и в эллинге стоящем в 30-ти метрах от кромки воды. Так компактно и с такими удобствами мы ещё ни разу экспедицию не проводили. Администратор эллинга, очень добрая и милая женщина Гаянэ, помогла организовать наш быт и практически стала ещё одним участником экспедиции. В организации же нашей основной деятельности — исследовании морских просторов приняли участие ребята из местного дайв-центра «АКВАНТИС» Андрей, Николай и Роман. Практически сразу взяли у пограничников «отход» и начали обследование с ближнего к нам объекта.


Транспорт №55 («Rokklif»)

Бывший английский пароход «Rokklif». В составе ЧФ с 25.03.1915 г. 4.07.1916 года германо-турецкий крейсер «Breslau» в районе поста Вардене потопил артиллерийским огнем транспорт №55. Судно лежит на глубине 10 метров , возвышение над грунтом 6 метра.

С трудом угадываются борта. Огромный винт стоит в разрушенной корме. Взявшись вытянутой рукой за конец лопасти, я с трудом ластами дотянулся до её начала. Так что диаметр всего винта около 6-ти метров. Корма хорошо сохранилась, но надстройка полностью отсутствует. Носовой части практически не сохранилось.
В центральной части корпус сильно разрушен.
В месте, где было машинное отделение видна двухцилиндровая паровая машина и два паровых котла. В носовой части сохранился брашпиль. Якорей нет. Глубина до дна 11,6 метра. Возвышение над грунтом 4 метра.

Единственная находка (точнее находки) алюминиевая посуда с бывшего камбуза: 25-ти литровый котёл, пара кастрюль да помятый чайник. Ещё трубка от противогаза и несколько патрубков из машинного отделения. Практически все, в течение двух дней, избороздили дно вокруг парохода и изучили обломки внутри его.

И всё-таки больше нас интересовал «Севастополь». Сам транспорт находился от нас на расстоянии около 70-ти км по морю. Пройти такое расстояние на лодках было сложно. Тем более погода за два дня испортилась, периодически шел дождь, море штормило. Изначально было решение перевезти лодки по берегу и уже на траверзе от транспорта выходить в море.


Транспорт «Ян Томп»
«Оценив наши возможности решили еще пару дней поработать на третьем объекте: транспорте «Ян Томп» его судьба схожа с судьбой «Севастополя».

«Ян Томп» перевозил груз муки. Выйдя 30 августа 1942г. из Поти он в 21.45 был атакован тем же треклятым S-102 -м «шнелльботом», что и «Севастополь». Оба корабля, с разницей в 20 дней, записал на свой счёт капитан Тёнигес. «Ян Томп»находился от нас в 10-ти км.

Всё снаряжение перевезли на лодках, а люди подъехали на машинах к берегу. Погружение достаточно сложное: объект находится на глубине 41 метр, температура воды на поверхности 12 градусов (на дне естественно меньше).


Историческая справка:
«Ян Томп»- военизированное судно. Прежнее название «Нибинг». Бывший грузовой пароход ЧГМП. Спущен на воду в 1903 г. В составе ЧФ с 18.04.1942 г.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 97c62d37669a.jpg

Водоизмещение: 1988 брт. Скорость: 10 уз. 30 (31) августа 1942 года в 03ч.25м. транспорт «Ян Томп» (капитан А.Г. Алферьев) в охранении тральщика «Трал» и двух сторожевых катеров вышел из Поти в Туапсе с грузом 600 тонн муки.
В 21 ч. 45 м. в районе Сочи — Лазаревская «Ян Томп» был внезапно атакован немецкими торпедными катерами S-28 и S-102. Одна из двух выпущенных по нему торпед попала в район машинно-котельного отделения. Судно, продержавшись на плаву 7 минут, затонуло. Погибли 5 человек. Остальные выбросились за борт в спасательных нагрудниках и их через некоторое время подобрал и доставил в Сочи сторожевой катер. Всего было спасено 37 человек, в т.ч. четверо тяжелораненых. 27 ноября 1942 года «Ян Томп» был исключен из состава ЧФ.


Судно стоит на ровном киле, возвышение над грунтом 7 метров, надстройки разрушены взрывом. Как воскликнул Александр Ищенко о состоянии корабля: — «Колоссаль!!!». Носовая часть судна сохранилась достаточно хорошо. Якорь на месте только один (слева). Средняя часть судна практически полностью разрушено. Надстройка находится в кормовой части и сильно повреждена временем.На сохранившихся фрагментах крыши лежат боеприпасы различных калибров (12,7-мм, 37-мм и 45-мм).
Сами орудия не обнаружены. По рассказам пограничников, некоторое время назад рыбаками в районе гибели судна сетями было поднято небольшое 37-мм орудие, судя по боеприпасам, системы Гочкиса.

Первое-же погружение и обрадовало и озадачило нас. Обрадовали находки — это хорошо сохранившийся компас, а так же разбросанные по трюму запчасти неизвестного предназначения.

А вот лежащее на палубе шасси (колесо) от самолета привело нас в некоторое замешательство. Как оно могло оказаться на судне с грузом муки? Хотя времени на подробный осмотр «колеса» не было. Вполне возможно, что это задвижка лепесткового типа. Но откуда в трюме груз запасных частей? И почему компас, на судне американского производства, с маркировкой «Мастерскiя Главнаго Гидрограф. Управленiя»?


К концу дня, 2-го мая все были в таком приподнятом настроении, что решили устроить себе праздник с выездом в г. Сочи. Отдохнуть от штормовых волн и приятно провести время не у походного котелка…

…нормально прогуляться по городу в итоге нам помешала погода. К полуночи пошёл сильный дождь, усилился ветер и нам пришлось вернуться. Один из участников прогулки вдруг обнаружил потерю ключа от номера. Позвонив администратору Гаянэ, узнал, что она в аэропорту Адлер, встречает своего сына. Он должен прилететь из Еревана, но самолет никак не может приземлиться… А наутро мы узнали страшную весть.

Ночью 3-го мая в 2 часа 15 минут аэробус А-320, принадлежащий армянской авиакомпании «АрмАвиа», совершавший рейс по маршруту Ереван-Сочи со 113 пассажирами и членами экипажа на борту, пропал с экранов радаров…

Представьте наше состояние — горе окружало нас повсюду. Начав экспедицию посвящённую памяти моряков-черноморцев погибших в годы войны, мы столкнулись с горем современным.
Человек, с которым мы уже успели подружиться, потерял единственного, 28-летнего сына. А две страны в одночасье лишились 113 своих родных и близких.

Узнав о случившемся утром 3-го мая мы прибыли в Штаб катастрофы, который был развернут в аэропорту Адлера, и предложили помощь в проведении поисковой операции. Директор департамента оперативного управления МЧС РФ Геннадий Короткин принял нас и пообещал воспользоваться помощью нашей команды…

Когда на второй день, обломки самолета отнесло на траверз района нашего базирования, мы начали поиск и передачу службам МЧС скорбных находок. 4 и 5-го мая продолжая погружаться на «Севастополь»/»Ян Томп» мы собирали обломки аэробуса. Но уже 6-го мая из-за начавшегося шторма море для нас «закрыли». Ждать милостей от природы мы уже не могли. В тот-же день было решено закончить экспедицию.

Вот так началась, развивалась и закончилась 16-я подводная экспедиция. Горечь утрат будет с нами всегда. Но жизнь продолжается. и как бы не было грустно мы должны помнить и тех, кто защищал нас в годы войны, и тех, кто погиб в наши дни.



Реконструкция авиакатастрофы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долгов
Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи