Цель экспедиции: обследование объекта в р-не н.п. Аше (предположительно транспорт «Севастополь»). В случае идентификации определение фактической причины гибели судна (стала ли причиной атака с немецкого «шнелльбота» S-102 или были другие причины).
Такая задача стояла перед нами потому, что торпедный катер противника в момент атаки обнаружен не был, что послужило причиной возникновения версий о потоплении «Севастополя» подводной лодкой, гибели транспорта от подрыва на плавающей мине или даже в результате диверсии.
10 августа 1942 г. транспорт «Севастополь» (1339 брт) с ранеными (199 человек) и эвакуируемыми (около 850 человек) на борту, имея в трюме авиамоторы, в охранении сторожевого катера СКА-018 следовал из Туапсе в Поти. В 01 час 20 мин. в районе Лазаревской транспорт был атакован и потоплен германским торпедным катером S-102 (командир, капитан-лейтенант Тёнигес). Погибло 924 чел., в том числе 160 раненых, 620 гражданских лиц. Подошедшим тральщиком «Щит» было спасено 130 человек. Возможность появления катеров противника в районе южнее широты Туапсе казалась невероятной. И, тем не менее, первый пароход — военный транспорт «Севастополь» — был потоплен именно здесь.
К вечеру 29-го мая Экспедиция уже развернулась в поселке Лоо (в 20-ти км севернее Сочи). Расквартировались мы, кто в палатках, а кто и в эллинге стоящем в 30-ти метрах от кромки воды. Так компактно и с такими удобствами мы ещё ни разу экспедицию не проводили. Администратор эллинга, очень добрая и милая женщина Гаянэ, помогла организовать наш быт и практически стала ещё одним участником экспедиции. В организации же нашей основной деятельности — исследовании морских просторов приняли участие ребята из местного дайв-центра «АКВАНТИС» Андрей, Николай и Роман. Практически сразу взяли у пограничников «отход» и начали обследование с ближнего к нам объекта.
Бывший английский пароход «Rokklif». В составе ЧФ с 25.03.1915 г. 4.07.1916 года германо-турецкий крейсер «Breslau» в районе поста Вардене потопил артиллерийским огнем транспорт №55. Судно лежит на глубине 10 метров , возвышение над грунтом 6 метра.
С трудом угадываются борта. Огромный винт стоит в разрушенной корме. Взявшись вытянутой рукой за конец лопасти, я с трудом ластами дотянулся до её начала. Так что диаметр всего винта около 6-ти метров. Корма хорошо сохранилась, но надстройка полностью отсутствует. Носовой части практически не сохранилось.
В центральной части корпус сильно разрушен.
В месте, где было машинное отделение видна двухцилиндровая паровая машина и два паровых котла. В носовой части сохранился брашпиль. Якорей нет. Глубина до дна 11,6 метра. Возвышение над грунтом 4 метра.
Единственная находка (точнее находки) алюминиевая посуда с бывшего камбуза: 25-ти литровый котёл, пара кастрюль да помятый чайник. Ещё трубка от противогаза и несколько патрубков из машинного отделения. Практически все, в течение двух дней, избороздили дно вокруг парохода и изучили обломки внутри его.
И всё-таки больше нас интересовал «Севастополь». Сам транспорт находился от нас на расстоянии около 70-ти км по морю. Пройти такое расстояние на лодках было сложно. Тем более погода за два дня испортилась, периодически шел дождь, море штормило. Изначально было решение перевезти лодки по берегу и уже на траверзе от транспорта выходить в море.
Транспорт «Ян Томп»
«Оценив наши возможности решили еще пару дней поработать на третьем объекте: транспорте «Ян Томп» его судьба схожа с судьбой «Севастополя».
«Ян Томп» перевозил груз муки. Выйдя 30 августа 1942г. из Поти он в 21.45 был атакован тем же треклятым S-102 -м «шнелльботом», что и «Севастополь». Оба корабля, с разницей в 20 дней, записал на свой счёт капитан Тёнигес. «Ян Томп»находился от нас в 10-ти км.
Всё снаряжение перевезли на лодках, а люди подъехали на машинах к берегу. Погружение достаточно сложное: объект находится на глубине 41 метр, температура воды на поверхности 12 градусов (на дне естественно меньше).
Историческая справка:
«Ян Томп»- военизированное судно. Прежнее название «Нибинг». Бывший грузовой пароход ЧГМП. Спущен на воду в 1903 г. В составе ЧФ с 18.04.1942 г.
Водоизмещение: 1988 брт. Скорость: 10 уз. 30 (31) августа 1942 года в 03ч.25м. транспорт «Ян Томп» (капитан А.Г. Алферьев) в охранении тральщика «Трал» и двух сторожевых катеров вышел из Поти в Туапсе с грузом 600 тонн муки.
В 21 ч. 45 м. в районе Сочи — Лазаревская «Ян Томп» был внезапно атакован немецкими торпедными катерами S-28 и S-102. Одна из двух выпущенных по нему торпед попала в район машинно-котельного отделения. Судно, продержавшись на плаву 7 минут, затонуло. Погибли 5 человек. Остальные выбросились за борт в спасательных нагрудниках и их через некоторое время подобрал и доставил в Сочи сторожевой катер. Всего было спасено 37 человек, в т.ч. четверо тяжелораненых. 27 ноября 1942 года «Ян Томп» был исключен из состава ЧФ.
Судно стоит на ровном киле, возвышение над грунтом 7 метров, надстройки разрушены взрывом. Как воскликнул Александр Ищенко о состоянии корабля: — «Колоссаль!!!». Носовая часть судна сохранилась достаточно хорошо. Якорь на месте только один (слева). Средняя часть судна практически полностью разрушено. Надстройка находится в кормовой части и сильно повреждена временем.На сохранившихся фрагментах крыши лежат боеприпасы различных калибров (12,7-мм, 37-мм и 45-мм).
Сами орудия не обнаружены. По рассказам пограничников, некоторое время назад рыбаками в районе гибели судна сетями было поднято небольшое 37-мм орудие, судя по боеприпасам, системы Гочкиса.
Первое-же погружение и обрадовало и озадачило нас. Обрадовали находки — это хорошо сохранившийся компас, а так же разбросанные по трюму запчасти неизвестного предназначения.
А вот лежащее на палубе шасси (колесо) от самолета привело нас в некоторое замешательство. Как оно могло оказаться на судне с грузом муки? Хотя времени на подробный осмотр «колеса» не было. Вполне возможно, что это задвижка лепесткового типа. Но откуда в трюме груз запасных частей? И почему компас, на судне американского производства, с маркировкой «Мастерскiя Главнаго Гидрограф. Управленiя»?
К концу дня, 2-го мая все были в таком приподнятом настроении, что решили устроить себе праздник с выездом в г. Сочи. Отдохнуть от штормовых волн и приятно провести время не у походного котелка…
…нормально прогуляться по городу в итоге нам помешала погода. К полуночи пошёл сильный дождь, усилился ветер и нам пришлось вернуться. Один из участников прогулки вдруг обнаружил потерю ключа от номера. Позвонив администратору Гаянэ, узнал, что она в аэропорту Адлер, встречает своего сына. Он должен прилететь из Еревана, но самолет никак не может приземлиться… А наутро мы узнали страшную весть.
Ночью 3-го мая в 2 часа 15 минут аэробус А-320, принадлежащий армянской авиакомпании «АрмАвиа», совершавший рейс по маршруту Ереван-Сочи со 113 пассажирами и членами экипажа на борту, пропал с экранов радаров…
Представьте наше состояние — горе окружало нас повсюду. Начав экспедицию посвящённую памяти моряков-черноморцев погибших в годы войны, мы столкнулись с горем современным.
Человек, с которым мы уже успели подружиться, потерял единственного, 28-летнего сына. А две страны в одночасье лишились 113 своих родных и близких.
Узнав о случившемся утром 3-го мая мы прибыли в Штаб катастрофы, который был развернут в аэропорту Адлера, и предложили помощь в проведении поисковой операции. Директор департамента оперативного управления МЧС РФ Геннадий Короткин принял нас и пообещал воспользоваться помощью нашей команды…
Когда на второй день, обломки самолета отнесло на траверз района нашего базирования, мы начали поиск и передачу службам МЧС скорбных находок. 4 и 5-го мая продолжая погружаться на «Севастополь»/»Ян Томп» мы собирали обломки аэробуса. Но уже 6-го мая из-за начавшегося шторма море для нас «закрыли». Ждать милостей от природы мы уже не могли. В тот-же день было решено закончить экспедицию.
Вот так началась, развивалась и закончилась 16-я подводная экспедиция. Горечь утрат будет с нами всегда. Но жизнь продолжается. и как бы не было грустно мы должны помнить и тех, кто защищал нас в годы войны, и тех, кто погиб в наши дни.