В планы весенней экспедиции 2005г. входило продолжение обследование Керченского пролива, а так же подъём 20-мм зенитного орудия «Эрликон»? найденного нами в предыдущей экспедиции.
В первые дни подготовки орудия к подъёму, возник ряд вопросов по идентификации катера. Судя по наличию зенитного автомата «Эрликон» — это мог быть и бот ПВО-10, проекта 165 тип ДБ. Но отсутствие другого вооружения склоняло к версии, что это мог быть и вспомогательный катерный тральщик «Кит» (КАТЩ-165). Пока находки и описание не давали сто процентной уверенности в идентификации катера. Стали готовиться к подъёму орудия. Может оно, точнее его номер, «прольёт свет» на имя корабля.
Историческая справка:
ТТХ КАТЩ-165 ( «Кит»)
Водоизмещение 80 т.
Размерения 19.1 х 5 х 2.4 м.
ГЭУ 50 л.с.
Скорость 5.5/4.5 узла,
дальность 1426 миль.
Вооружение: 1 х 7.62 мм пулемет, тралы. Экипаж 10 чел.
Бывший сейнер Азчергосрыбтреста. Построен в 1938 г. Мобилизован 6.05.1942 г. и включен в состав ЧФ в качестве плавсредства. 29.03.1943 г. переоборудован в катер-тральщик и включен в боевой состав флота. В некоторых документах значится под наименованием «СП-226». Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 — 11.12.1943 г. десантной операции.
Ранним осенним утром 1 ноября 1943г. катер-тральщик КАТЩ-165 вышел в район рифа Трутаева для траления минного заграждения поставленного накануне немецкими БДБ. В 8 часов 15 минут был атакован немецкой батареей расположенной на м.Такиль (полуостров Крым). После прямого попадания 150 мм снаряда в течение 3 минут затонул. Никто из 10-ти человек экипажа не спасся. Даже у оставшихся в живых шансов не оставалось — 6 км до берега доплыть в ледяной воде было невозможно.
Итак, ранним весенним утром 26 апреля 2005 года начала свою работу подводная экспедиция. Лагерь разбили между рифом Тузла и одноименной косой. Если раньше коса была песчаная и во многих местах были промоины, то сейчас, после насыпки дамбы и течение в прибрежной зоне уменьшилось, и видимость под водой улучшилась.
Сразу началась работа по плановому поиску новых объектов. Разведчики работали двумя группами в Таманском заливе и в р-не Тузлинского рифа. Волнение на море доходило порой до 3-х баллов, поэтому работа с эхолотом была затруднена. Приходилось дежурным водолазам «попотеть» обследуя каждый всплеск на эхолоте. Но. забегая вперед скажу, что ничего нового, кроме нескольких гильз и других «мелочей», найти так и не удалось. Новичкам представилась возможность побывать на уже ранее обследованных объектах. Таковых в Керченском проливе более десятка. «Попутно» за время экспедиции наши подводники спасли двух дельфинов попавших в сети к рыбакам. И еще был спасен один баклан, врезавшийся на полном ходу в сеть. Кстати дельфины благодарные существа и всю экспедицию, до ее завершения, они стали кортежем нашим лодкам.
И все же главной нашей задачей был подъем «Эрликона».
В нашем случае находка — это модель Mk-2 (MARK-2). Еще дома были тщательно изучены чертежи и редкие архивные фотографии «Эрликона». Основой оценки возможности подъема стали и подводные фотографии, снятые в 2-х предыдущих экспедициях. В соответствии с ТТХ Mk-2 его вес со станиной составлял 769 кг. Таким образом, судоподъёмный плот, имевшийся в распоряжении клуба, и способный поднять больший вес нас устраивает полностью. Тем более у нас имеются судоподъемный, мягкий понтон и судоподъемный парашют, совокупный подъемный вес которых на 200 кг перекрывает расчетный вес орудия.
Историческая справка:
В 1930 г. швейцарская фирма «Эрликон» предложила на экспорт 20-мм авиационную автоматическую пушку Эрликон в трех вариантах: F, L и S. Все они, также как и образцы, выпущенные в дальнейшем, имели одинаковый принцип действия и аналогичное устройство, а различались лишь незначительными конструктивными изменениями, начальной скоростью снаряда и скорострельностью. В основу конструкции пушек Эрликон были положены основные принципы конструкции германской пушки Беккер.
Ствол пушек был неподвижен. Откатывались затвор, пружина коробки с гайкой и возвратная пружина. Питание в пушках было магазинное или ленточное.
В боекомплект 20-мм пушек Эрликон всех типов входили снаряды весом около 124 г:
а) осколочные (около 9 г тротила);
б) трассирующие (4 г тротила и светящийся состав, протяженность трассы 1500 м);
в) зажигательные (4 г тротила и 3 г белого фосфора);
г) бронебойные (4 г детонита);
д) бронебойно-зажигательные (снаряжали белым фосфором).
20/70 мм зенитный автомат “Эрликон”, производился в США, Великобритании и странах Британского Содружества и стал, пожалуй, самой массовой зенитной установкой Второй мировой войны. Только в США было произведено 124735 таких орудий. Здесь их модификации имели обозначения Mk 2, Mk 3 и Mk 4, а на их базе создавались одноствольные и счетверенная установки.
В 1939 г. автомат поступил на вооружение ВМС Великобритании, а в 1941 г. — ВМС США и широко применялся на кораблях и вспомогательных судах. Автоматы «Эрликон» состояли также на вооружении ВМС Германии и Италии.
В СССР по ленд-лизу было поставлено 1993 20-мм автомата. На Черноморском театре военных действий их находилось всего 46.
На первом этапе начались работы по фото-, и видеосъемке объекта. Такие материалы необходимы, как для планирования работ, так и для археологов. Вторым этапом стало обследование заиленной части станины. Если она все еще прикреплена к фрагменту палубы, то нет необходимости установки понтонов — они не справятся. На эту казалось бы несложную работу уходит два дня. Любое прикосновение к грунту вызывает «взрыв» ила. Видимость становится нулевой. Приходится дожидаться. когда течение развеет взвесь. В итоге выясняется — станина свободна.
На третий день к станине присоединены понтон и парашют, под них привязаны баллоны со сжатым воздухом. Для обеспечения безопасности лодки и аквалангисты отходят на безопасное расстояние. Дежурный водолаз открывает вентили и тоже эвакуируется на катер. Все в томительном ожидании. Вот на поверхности появляются… пузыри воздуха — это значит, что понтоны наполнены воздухом и началось стравливание его излишков. Еще минут 20 томительных минут, но поверхность моря остается чистой. На объект погружается дежурный аквалангист. Прошли несколько минут… И вот доклад: отрыва от дна так и не произошло. Выходит вес Эрликона намного больше расчетного. Но какой же на самом деле!? Даже если брать заиленность станины и силу «присоса» к грунту по всем расчетным данным подъем должен был состояться.
Ставим дополнительный буй, якорим объект на случай неконтролируемого отрыва и оставляем понтоны на объекте. Сами же возвращаемся на базу. Необходимо взвесить все стороны ситуации и принять верное решение.
Остаток дня проходит в оценке положения. Решено с утра повторно обследовать объект. Если за ночь станина с автоматом сдвинулись с места, то стоит продолжать задуманное. Если нет, то будет применен судоподъемный плот. Транспортировка плота по морю всегда была нашей большой проблемой. Конструкция плота не имеет обтекаемых форм — скорее наоборот. Поэтому еще дома изготовлен специальный тент. На берегу он заводится под плот и привязывается снаружи к бортам. Таким образом получается что-то типа большого плавучего «джакузи». Но и в этом случае скорость транспортировки к объекту, а он находится в 6-ти км от базы, будет невелика.
Утром 29-го апреля судоподъемная команда вновь отправляется на объект. Море штормит, идет дождь. Только дельфины подбадривают водолазов своим игривым настроением. Погружаемся к Эрликону. Да, картина не изменилась. Возвращаемся на базу. Будем применять плот. Но в этот день о выходе в море речи даже не идет — шторм разыгрался до 4-х баллов.
Решено выйти в море на следующий день, 30 апреля, рано утром. В предрассветные часы море, как правило, успокаивается и у нас будет часа три на транспортировку плота. Ночь прошла в тревожном ожидании: дождь, сильный ветер и накатная на берег волна не сулят ничего хорошего. Только к 5-ти часам утра ветер стих, волнение успокоилось. Дежурные подняли транспортировочную группу. И вот через 40 минут мы в пути. Плот легко скользит по утренней глади моря. Всходит солнце, начинает дуть свежий ветер, пошла волна. Но мы уже на подходе. Якорь брошен — плот над объектом. Пока дежурные аквалангисты открепляют парашют и понтон, к работе готовится цепная таль. К началу подъема опять разыгрался шторм, но настрой у ребят уже не унять. Во время подъема находиться под водой запрещено — поэтому приходиться быть в неведении. Цепь натягивается в струну. Плот под ногами «пляшет», как заводной. Отработав 2 метра тали, решаем проверить — есть ли отрыв. Дежурный водолаз, через пару минут оглашает морские дали криком: — «ЕСТЬ!!! ОН ВИСИТ НА ЦЕПИ!!!».
Работа пошла веселее. Вот цепь дошла до предела. Орудие в 5-ти метрах над грунтом и в 4-х от поверхности. Дюралюминиевые балки плота скрипят от напряжения, выгибаются в дугу, но несут свою ношу. Для того, чтобы подтянуть Эрликон к плоту нужно его перевязать на тросы, освободить таль и вновь завести ее на объект. Это работа не на один час. А волнение все усиливается. Плот ходит ходуном. Все выдохлись. Под водой уже работает вторая группа (у первой воздух в баллонах «на нуле»). Решено медленно транспортировать плот не в базу, а к ближайшему берегу. Это всего в 2-х км. Там и море поспокойнее, и коснувшись дна перестропить орудие проще. Снялись с якоря и медленно двинулись в путь. Но через 10 минут какая то непреодолимая сила не дает нам сойти с места. Орудие не сорвалось. Глубины достаточно. Что же происходит!? Вновь водолазная группа уходит под воду. Но такого предположить мы не могли — станина попала в расщелину рифа и стала в распор. Иди мы на базу — градусов на 30 севернее и ничего бы не произошло, но такое невезение…
Теперь имея такой «якорь» плот начинает бить еще сильнее. Поднять Эрликон выше не хватает хода тали, перецепить невозможно из-за раскачивания на волне. Ситуация критическая. Еще немного и плот может не выдержать перегрузки. В этом случае речь уже идет не о сохранности объекта и плота, а о безопасности людей. Принимается решение: отцепляй таль, руби тросы, орудие на дно! Ломать — не строить! Безвыходность положения, конечно поубавила задор аквалангистов, но не привела наше настроение к упадку. Смеясь над собой, проклиная на чем свет стоит и эту железяку (Эрликон), и эту каменюку (риф) — идем домой…
Первомай! Выходим в море налегке. Только вооружившись гаечными ключами, молотками, зубилами и монтировками. Времени на повторный подъем орудия целиком уже не осталось. Решаем снять Эрликон с лафета, оставив станину на потом. Четыре часа работы поубавили пыл водолазов. Откручен только щиток и одна из пружин обратного хода лафета. Ну не желает морской царь отдавать нам свои трофеи.
Кстати о морском царе. На этот день назначен по традиции всех экспедиций клуба — День НЕПТУНА. Как всегда новички принесут присягу на верность экспедиционному братству, выпьют по чарке морской воды, получат «печать нептунову» (ластами по мягкому месту»). Закончится все традиционной флотской забавой — перетягиванием каната и праздничным застольем…
Еще два дня прошли в безуспешных попытках подъема Эрликона, да видно не судьба! Неоднократно приезжавшие, и не менее нас ожидавшие подъема, журналисты телеканалов «Россия», «НТВ» и ТВЦ», так и не сняли кульминации своих сюжетов.
Накануне отъезда, по традиции, с борта пограничного сторожевого катера, к месту гибели наших кораблей, были возложены венки. С экипажем корабля проведен «урок памяти». Погибшим отданы воинские почести.
В этот раз в экспедиции принимал участие тольяттинский «Клуб юных моряков-речников им. Никонова» и вот именно на их долю выпала удача первооткрывателей. При обследовании Тузлинского рифа был найден фрагмент якорной гальваноударной мины. По следам разрушения находки стало ясно, что мина была расстреляна с борта корабля и затонула не причинив никому вреда. Вот тут-то и пригодился наш плот. Все: и расстояние до объекта, и глубина, и вес фрагмента мины позволили доставить ее на берег в течение нескольких часов. Теперь это свидетельство тех трагических лет станет напоминанием о войне не только участникам экспедиции. Мина — это новый экспонат музея клуба в Тольятти.
Экспедиция, посвященная 60-летию Победы, подошла к концу. Несмотря на срыв подъема Эрликона основная задача экспедиции выполнена! Еще раз мы напомнили себе и всем тем, кто следит за нашими приключениями, что пока есть «белые пятна» на дне Чёрного моря, есть необходимость в нашей работе.