London Escorts sunderland escorts asyabahis.org dumanbet.live pinbahiscasino.com sekabet.net www.olabahisgir.com maltcasino.net faffbet-giris.com asyabahisgo1.com www.dumanbetyenigiris.com pinbahisgo1.com sekabet-giris2.com www.olabahisgo.com maltcasino-giris.com faffbet.net betforward1.org www.betforward.mobi 1xbet-adres.com 1xbet4iran.com romabet1.com www.yasbet2.net www.1xirani.com www.romabet.top www.3btforward1.com 1xbet https://1xbet-farsi4.com بهترین سایت شرط بندی betforward

14-я экспедиция посвящённая 60-летию Победы (весна 2005г.)

ГлавнаяНовости клуба14-я экспедиция посвящённая 60-летию Победы (весна 2005г.)
Эрликон на дне

В планы весенней экспедиции 2005г. входило продолжение обследование Керченского пролива, а так же подъём 20-мм зенитного орудия «Эрликон»? найденного нами в предыдущей экспедиции.
В первые дни подготовки орудия к подъёму, возник ряд вопросов по идентификации катера. Судя по наличию зенитного автомата «Эрликон» — это мог быть и бот ПВО-10, проекта 165 тип ДБ. Но отсутствие другого вооружения склоняло к версии, что это мог быть и вспомогательный катерный тральщик «Кит» (КАТЩ-165). Пока находки и описание не давали сто процентной уверенности в идентификации катера. Стали готовиться к подъёму орудия. Может оно, точнее его номер, «прольёт свет» на имя корабля.


сейнер на Чёрном море

Историческая справка:
ТТХ КАТЩ-165 ( «Кит»)

Водоизмещение 80 т.
Размерения 19.1 х 5 х 2.4 м.
ГЭУ 50 л.с.
Скорость 5.5/4.5 узла,
дальность 1426 миль.
Вооружение: 1 х 7.62 мм пулемет, тралы. Экипаж 10 чел.

Бывший сейнер Азчергосрыбтреста. Построен в 1938 г. Мобилизован 6.05.1942 г. и включен в состав ЧФ в качестве плавсредства. 29.03.1943 г. переоборудован в катер-тральщик и включен в боевой состав флота. В некоторых документах значится под наименованием «СП-226». Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 — 11.12.1943 г. десантной операции.

Ранним осенним утром 1 ноября 1943г. катер-тральщик КАТЩ-165 вышел в район рифа Трутаева для траления минного заграждения поставленного накануне немецкими БДБ. В 8 часов 15 минут был атакован немецкой батареей расположенной на м.Такиль (полуостров Крым). После прямого попадания 150 мм снаряда в течение 3 минут затонул. Никто из 10-ти человек экипажа не спасся. Даже у оставшихся в живых шансов не оставалось — 6 км до берега доплыть в ледяной воде было невозможно.


базовый лагерь экспедиции Нептун-про на Тузле

Итак, ранним весенним утром 26 апреля 2005 года начала свою работу подводная экспедиция. Лагерь разбили между рифом Тузла и одноименной косой. Если раньше коса была песчаная и во многих местах были промоины, то сейчас, после насыпки дамбы и течение в прибрежной зоне уменьшилось, и видимость под водой улучшилась.
Сразу началась работа по плановому поиску новых объектов. Разведчики работали двумя группами в Таманском заливе и в р-не Тузлинского рифа. Волнение на море доходило порой до 3-х баллов, поэтому работа с эхолотом была затруднена. Приходилось дежурным водолазам «попотеть» обследуя каждый всплеск на эхолоте. Но. забегая вперед скажу, что ничего нового, кроме нескольких гильз и других «мелочей», найти так и не удалось. Новичкам представилась возможность побывать на уже ранее обследованных объектах. Таковых в Керченском проливе более десятка. «Попутно» за время экспедиции наши подводники спасли двух дельфинов попавших в сети к рыбакам. И еще был спасен один баклан, врезавшийся на полном ходу в сеть. Кстати дельфины благодарные существа и всю экспедицию, до ее завершения, они стали кортежем нашим лодкам.

И все же главной нашей задачей был подъем «Эрликона».

Аквалангист у Эрликона

В нашем случае находка — это модель Mk-2 (MARK-2). Еще дома были тщательно изучены чертежи и редкие архивные фотографии «Эрликона». Основой оценки возможности подъема стали и подводные фотографии, снятые в 2-х предыдущих экспедициях. В соответствии с ТТХ Mk-2 его вес со станиной составлял 769 кг. Таким образом, судоподъёмный плот, имевшийся в распоряжении клуба, и способный поднять больший вес нас устраивает полностью. Тем более у нас имеются судоподъемный, мягкий понтон и судоподъемный парашют, совокупный подъемный вес которых на 200 кг перекрывает расчетный вес орудия.


Историческая справка:

Эрликон

В 1930 г. швейцарская фирма «Эрликон» предложила на экспорт 20-мм авиационную автоматическую пушку Эрликон в трех вариантах: F, L и S. Все они, также как и образцы, выпущенные в дальнейшем, имели одинаковый принцип действия и аналогичное устройство, а различались лишь незначительными конструктивными изменениями, начальной скоростью снаряда и скорострельностью. В основу конструкции пушек Эрликон были положены основные принципы конструкции германской пушки Беккер.
Ствол пушек был неподвижен. Откатывались затвор, пружина коробки с гайкой и возвратная пружина. Питание в пушках было магазинное или ленточное.

20-мм боеприпасы

В боекомплект 20-мм пушек Эрликон всех типов входили снаряды весом около 124 г:
а) осколочные (около 9 г тротила);
б) трассирующие (4 г тротила и светящийся состав, протяженность трассы 1500 м);
в) зажигательные (4 г тротила и 3 г белого фосфора);
г) бронебойные (4 г детонита);
д) бронебойно-зажигательные (снаряжали белым фосфором).
20/70 мм зенитный автомат “Эрликон”, производился в США, Великобритании и странах Британского Содружества и стал, пожалуй, самой массовой зенитной установкой Второй мировой войны. Только в США было произведено 124735 таких орудий. Здесь их модификации имели обозначения Mk 2, Mk 3 и Mk 4, а на их базе создавались одноствольные и счетверенная установки.
В 1939 г. автомат поступил на вооружение ВМС Великобритании, а в 1941 г. — ВМС США и широко применялся на кораблях и вспомогательных судах. Автоматы «Эрликон» состояли также на вооружении ВМС Германии и Италии.
В СССР по ленд-лизу было поставлено 1993 20-мм автомата. На Черноморском театре военных действий их находилось всего 46.


На первом этапе начались работы по фото-, и видеосъемке объекта. Такие материалы необходимы, как для планирования работ, так и для археологов. Вторым этапом стало обследование заиленной части станины. Если она все еще прикреплена к фрагменту палубы, то нет необходимости установки понтонов — они не справятся. На эту казалось бы несложную работу уходит два дня. Любое прикосновение к грунту вызывает «взрыв» ила. Видимость становится нулевой. Приходится дожидаться. когда течение развеет взвесь. В итоге выясняется — станина свободна.

подкачка понтона

На третий день к станине присоединены понтон и парашют, под них привязаны баллоны со сжатым воздухом. Для обеспечения безопасности лодки и аквалангисты отходят на безопасное расстояние. Дежурный водолаз открывает вентили и тоже эвакуируется на катер. Все в томительном ожидании. Вот на поверхности появляются… пузыри воздуха — это значит, что понтоны наполнены воздухом и началось стравливание его излишков. Еще минут 20 томительных минут, но поверхность моря остается чистой. На объект погружается дежурный аквалангист. Прошли несколько минут… И вот доклад: отрыва от дна так и не произошло. Выходит вес Эрликона намного больше расчетного. Но какой же на самом деле!? Даже если брать заиленность станины и силу «присоса» к грунту по всем расчетным данным подъем должен был состояться.

Ставим дополнительный буй, якорим объект на случай неконтролируемого отрыва и оставляем понтоны на объекте. Сами же возвращаемся на базу. Необходимо взвесить все стороны ситуации и принять верное решение.
Остаток дня проходит в оценке положения. Решено с утра повторно обследовать объект. Если за ночь станина с автоматом сдвинулись с места, то стоит продолжать задуманное. Если нет, то будет применен судоподъемный плот. Транспортировка плота по морю всегда была нашей большой проблемой. Конструкция плота не имеет обтекаемых форм — скорее наоборот. Поэтому еще дома изготовлен специальный тент. На берегу он заводится под плот и привязывается снаружи к бортам. Таким образом получается что-то типа большого плавучего «джакузи». Но и в этом случае скорость транспортировки к объекту, а он находится в 6-ти км от базы, будет невелика.

Судоподъёмный плот

Утром 29-го апреля судоподъемная команда вновь отправляется на объект. Море штормит, идет дождь. Только дельфины подбадривают водолазов своим игривым настроением. Погружаемся к Эрликону. Да, картина не изменилась. Возвращаемся на базу. Будем применять плот. Но в этот день о выходе в море речи даже не идет — шторм разыгрался до 4-х баллов.

буксировка плота

Решено выйти в море на следующий день, 30 апреля, рано утром. В предрассветные часы море, как правило, успокаивается и у нас будет часа три на транспортировку плота. Ночь прошла в тревожном ожидании: дождь, сильный ветер и накатная на берег волна не сулят ничего хорошего. Только к 5-ти часам утра ветер стих, волнение успокоилось. Дежурные подняли транспортировочную группу. И вот через 40 минут мы в пути. Плот легко скользит по утренней глади моря. Всходит солнце, начинает дуть свежий ветер, пошла волна. Но мы уже на подходе. Якорь брошен — плот над объектом. Пока дежурные аквалангисты открепляют парашют и понтон, к работе готовится цепная таль. К началу подъема опять разыгрался шторм, но настрой у ребят уже не унять. Во время подъема находиться под водой запрещено — поэтому приходиться быть в неведении. Цепь натягивается в струну. Плот под ногами «пляшет», как заводной. Отработав 2 метра тали, решаем проверить — есть ли отрыв. Дежурный водолаз, через пару минут оглашает морские дали криком: — «ЕСТЬ!!! ОН ВИСИТ НА ЦЕПИ!!!».

Работа пошла веселее. Вот цепь дошла до предела. Орудие в 5-ти метрах над грунтом и в 4-х от поверхности. Дюралюминиевые балки плота скрипят от напряжения, выгибаются в дугу, но несут свою ношу. Для того, чтобы подтянуть Эрликон к плоту нужно его перевязать на тросы, освободить таль и вновь завести ее на объект. Это работа не на один час. А волнение все усиливается. Плот ходит ходуном. Все выдохлись. Под водой уже работает вторая группа (у первой воздух в баллонах «на нуле»). Решено медленно транспортировать плот не в базу, а к ближайшему берегу. Это всего в 2-х км. Там и море поспокойнее, и коснувшись дна перестропить орудие проще. Снялись с якоря и медленно двинулись в путь. Но через 10 минут какая то непреодолимая сила не дает нам сойти с места. Орудие не сорвалось. Глубины достаточно. Что же происходит!? Вновь водолазная группа уходит под воду. Но такого предположить мы не могли — станина попала в расщелину рифа и стала в распор. Иди мы на базу — градусов на 30 севернее и ничего бы не произошло, но такое невезение…

юные поисковики обнаружили фрагмент донной мины

Теперь имея такой «якорь» плот начинает бить еще сильнее. Поднять Эрликон выше не хватает хода тали, перецепить невозможно из-за раскачивания на волне. Ситуация критическая. Еще немного и плот может не выдержать перегрузки. В этом случае речь уже идет не о сохранности объекта и плота, а о безопасности людей. Принимается решение: отцепляй таль, руби тросы, орудие на дно! Ломать — не строить! Безвыходность положения, конечно поубавила задор аквалангистов, но не привела наше настроение к упадку. Смеясь над собой, проклиная на чем свет стоит и эту железяку (Эрликон), и эту каменюку (риф) — идем домой…

Первомай! Выходим в море налегке. Только вооружившись гаечными ключами, молотками, зубилами и монтировками. Времени на повторный подъем орудия целиком уже не осталось. Решаем снять Эрликон с лафета, оставив станину на потом. Четыре часа работы поубавили пыл водолазов. Откручен только щиток и одна из пружин обратного хода лафета. Ну не желает морской царь отдавать нам свои трофеи.

День Нептуна

Кстати о морском царе. На этот день назначен по традиции всех экспедиций клуба — День НЕПТУНА. Как всегда новички принесут присягу на верность экспедиционному братству, выпьют по чарке морской воды, получат «печать нептунову» (ластами по мягкому месту»). Закончится все традиционной флотской забавой — перетягиванием каната и праздничным застольем…

Еще два дня прошли в безуспешных попытках подъема Эрликона, да видно не судьба! Неоднократно приезжавшие, и не менее нас ожидавшие подъема, журналисты телеканалов «Россия», «НТВ» и ТВЦ», так и не сняли кульминации своих сюжетов.
Накануне отъезда, по традиции, с борта пограничного сторожевого катера, к месту гибели наших кораблей, были возложены венки. С экипажем корабля проведен «урок памяти». Погибшим отданы воинские почести.

Донная мина. Уже не бахнет!

В этот раз в экспедиции принимал участие тольяттинский «Клуб юных моряков-речников им. Никонова» и вот именно на их долю выпала удача первооткрывателей. При обследовании Тузлинского рифа был найден фрагмент якорной гальваноударной мины. По следам разрушения находки стало ясно, что мина была расстреляна с борта корабля и затонула не причинив никому вреда. Вот тут-то и пригодился наш плот. Все: и расстояние до объекта, и глубина, и вес фрагмента мины позволили доставить ее на берег в течение нескольких часов. Теперь это свидетельство тех трагических лет станет напоминанием о войне не только участникам экспедиции. Мина — это новый экспонат музея клуба в Тольятти.

Экспедиция, посвященная 60-летию Победы, подошла к концу. Несмотря на срыв подъема Эрликона основная задача экспедиции выполнена! Еще раз мы напомнили себе и всем тем, кто следит за нашими приключениями, что пока есть «белые пятна» на дне Чёрного моря, есть необходимость в нашей работе.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

EPRON
EPRONhttp://epron-pro.ru
Центр аналитики и информации НП ВПК "ЭПРОН"

Популярные статьи