Затопленный в годы Великой Отечественной войны торпедный катер. Обследован клубом в 1999г.
Корма разрушена взрывом. Множество сетей на палубе. Катер до нас уже обследовали и готовили к подъёму. По корме расположены два судоподъёмных понтона. Местонахождение катера отмечено на карте, как затонувший корабль. .
Глубина до дна 6,2 метра. Возвышение объекта над грунтом 3,2 метра. Удаление от берега (м. Тузла) 3,9 км. Координаты: N45 13.181 E36 33.379
История катера:
Торпедный катер №45 был заложен весной 1939 г., спущен на воду летом 1939 г., вступил в строй в конце 1939 г., и 13.02.1940 г. вошел в состав Черноморского флота.
Участвовал в Керченско-Феодосийской 25.12.1941-02.01.1942 гг., Новороссийской 09-16.09.1943 г. и Керченско-Эльтигенской 31.10-11.12.1943 г. десантных операциях.
В ночь на 01.11.1943 г. группа катеров вышла из Тамани в район Эльтигена на поиски БДБ противника. В 02.15 01.11.1943 г. ТКА-45 подорвался на мине. Кормовая часть катера сразу затонула, таранный отсек еще некоторое время возвышался над водой. За него держались спасшиеся члены экипажа. Топливо из пробитых баков загорелось и растеклось вокруг катера. Увидев пламя, немцы открыли шквальный огонь из артиллерии. На помощь подошел другой торпедный катер, который сумел спасти экипаж, в том числе и 2 раненых.
Торпедные катера типа Г-5
Тактико технические данные:
- Водоизмещение: 15 т.
- Размеры: длина — 19,07 м, ширина — 3,33 м, осадка — 1,24 м.
- Скорость полного хода: 50 узлов.
- Дальность плавания: 250 миль при 15 узлах.
- Силовая установка: 2 бензиновых двигателя, 1700 л.с.
- Вооружение: 2х1 533-мм торпедных аппарата желобного типа, 2х1 12,7-мм пулемета «ДШК».
- Экипаж: 8 чел.
Самый массовый торпедный катер советской постройки в годы Великой Отечественной войны. Спроектирован в ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева (индекс ЦАГИ ГАНТ-5). Выпускался с 1934 по до 1944 год в различных модификациях. Всего было построено 329 единиц.
Глиссирующий однореданный коробчатый корпус этого торпедного катера изготавливался из дюралюминия, имел 10 шпангоутов, обшивка крепилась с помощью заклёпок. 4 поперечными водонепроницаемыми переборками корпус был разделен на 5 отсеков, с двумя водонепроницаемыми переборками на 5-м и 8-м шпангоутах.
Палубе в носовой и средней частях корпуса были присущи округлые образования, способствовавшие быстрому стеканию воды, в кормовой части она переходила в плоскую с двумя желобами для двух торпед. В середине корпуса находилась ходовая (боевая) рубка также клепаной конструкции с тремя люками: командирским, торпедиста и турели пулемета ДШК.
Силовая установка представляла собой два авиационных мотора АМ-32 конструкции Микулина. Для работы в морских условиях моторы были модернизированы (сняты нагнетатели, применено водяное охлаждение) и получили обозначение ГАМ-38ФН. Вооружение катера составляли два желобных торпедных аппарата калибра 533-мм, а так же пулеметы ДШК калибра 12,7 мм. В ходе модернизаций состав вооружения катеров неоднократно менялся.
https://youtu.be/1vvEExRkV9w Видео катера ТКА- 45