ТКА-45. Торпедный катер типа Г-5

ГлавнаяОбъектыТКА-45. Торпедный катер типа Г-5

Рейтинг: 1 из 5.
сонограмма ГБО торпедного катера
Сонограмма ГБО катера ТКА-45 на дне

Затопленный в годы Великой Отечественной войны торпедный катер. Обследован клубом в 1999г.

Корма разрушена взрывом. Множество сетей на палубе. Катер до нас уже обследовали и готовили к подъёму. По корме расположены два судоподъёмных понтона. Местонахождение катера отмечено на карте, как затонувший корабль. .

Глубина до дна 6,2 метра. Возвышение объекта над грунтом 3,2 метра. Удаление от берега (м. Тузла) 3,9 км. Координаты: N45 13.181 E36 33.379

морская карта, лоция

История катера:

Торпедный катер №45 был заложен весной 1939 г., спущен на воду летом 1939 г., вступил в строй в конце 1939 г., и 13.02.1940 г. вошел в состав Черноморского флота.

Участвовал в Керченско-Феодосийской 25.12.1941-02.01.1942 гг., Новороссийской 09-16.09.1943 г. и Керченско-Эльтигенской 31.10-11.12.1943 г. десантных операциях.

В ночь на 01.11.1943 г. группа катеров вышла из Тамани в район Эльтигена на поиски БДБ противника. В 02.15 01.11.1943 г. ТКА-45 подорвался на мине. Кормовая часть катера сразу затонула, таранный отсек еще некоторое время возвышался над водой. За него держались спасшиеся члены экипажа. Топливо из пробитых баков загорелось и растеклось вокруг катера. Увидев пламя, немцы открыли шквальный огонь из артиллерии. На помощь подошел другой торпедный катер, который сумел спасти экипаж, в том числе и 2 раненых.


Торпедные катера типа Г-5

Г-5
Схема торпедного катера
Г-5
Г-5

Тактико технические данные:

  • Водоизмещение: 15 т.
  • Размеры: длина — 19,07 м, ширина — 3,33 м, осадка — 1,24 м.
  • Скорость полного хода: 50 узлов.
  • Дальность плавания: 250 миль при 15 узлах.
  • Силовая установка: 2 бензиновых двигателя, 1700 л.с.
  • Вооружение: 2х1 533-мм торпедных аппарата желобного типа, 2х1 12,7-мм пулемета «ДШК».
  • Экипаж: 8 чел.

торпедные катера
Торпедные катера

Самый массовый торпедный катер советской постройки в годы Великой Отечественной войны. Спроектирован в ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева (индекс ЦАГИ ГАНТ-5). Выпускался с 1934 по до 1944 год в различных модификациях. Всего было построено 329 единиц.

Глиссирующий однореданный коробчатый корпус этого торпедного катера изготавливался из дюралюминия, имел 10 шпангоутов, обшивка крепилась с помощью заклёпок. 4 поперечными водонепроницаемыми переборками корпус был разделен на 5 отсеков, с двумя водонепроницаемыми переборками на 5-м и 8-м шпангоутах.

Торпедный катер ТКА-125
ТКА-125

Палубе в носовой и средней частях корпуса были присущи округлые образования, способствовавшие быстрому стеканию воды, в кормовой части она переходила в плоскую с двумя желобами для двух торпед. В середине корпуса находилась ходовая (боевая) рубка также клепаной конструкции с тремя люками: командирским, торпедиста и турели пулемета ДШК.

Г-5
ТКА

Силовая установка представляла собой два авиационных мотора АМ-32 конструкции Микулина. Для работы в морских условиях моторы были модернизированы (сняты нагнетатели, применено водяное охлаждение) и получили обозначение ГАМ-38ФН. Вооружение катера составляли два желобных торпедных аппарата калибра 533-мм, а так же пулеметы ДШК калибра 12,7 мм. В ходе модернизаций состав вооружения катеров неоднократно менялся.


Предыдущая статьяТранспорт «КОЛА»
Следующая статьяОрудие ЗИС-3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи