ТКА-45. Торпедный катер типа Г-5

ГлавнаяОбъектыТКА-45. Торпедный катер типа Г-5
сонограмма ГБО торпедного катера
Сонограмма ГБО катера ТКА-45 на дне

Затопленный в годы Великой Отечественной войны торпедный катер. Обследован клубом в 1999г.

Корма разрушена взрывом. Множество сетей на палубе. Катер до нас уже обследовали и готовили к подъёму. По корме расположены два судоподъёмных понтона. Местонахождение катера отмечено на карте, как затонувший корабль. .

Глубина до дна 6,2 метра. Возвышение объекта над грунтом 3,2 метра. Удаление от берега (м. Тузла) 3,9 км. Координаты: N45 13.181 E36 33.379

морская карта, лоция

История катера:

Торпедный катер №45 был заложен весной 1939 г., спущен на воду летом 1939 г., вступил в строй в конце 1939 г., и 13.02.1940 г. вошел в состав Черноморского флота.

Участвовал в Керченско-Феодосийской 25.12.1941-02.01.1942 гг., Новороссийской 09-16.09.1943 г. и Керченско-Эльтигенской 31.10-11.12.1943 г. десантных операциях.

В ночь на 01.11.1943 г. группа катеров вышла из Тамани в район Эльтигена на поиски БДБ противника. В 02.15 01.11.1943 г. ТКА-45 подорвался на мине. Кормовая часть катера сразу затонула, таранный отсек еще некоторое время возвышался над водой. За него держались спасшиеся члены экипажа. Топливо из пробитых баков загорелось и растеклось вокруг катера. Увидев пламя, немцы открыли шквальный огонь из артиллерии. На помощь подошел другой торпедный катер, который сумел спасти экипаж, в том числе и 2 раненых.


Торпедные катера типа Г-5

Г-5
Схема торпедного катера
Г-5
Г-5

Тактико технические данные:

  • Водоизмещение: 15 т.
  • Размеры: длина — 19,07 м, ширина — 3,33 м, осадка — 1,24 м.
  • Скорость полного хода: 50 узлов.
  • Дальность плавания: 250 миль при 15 узлах.
  • Силовая установка: 2 бензиновых двигателя, 1700 л.с.
  • Вооружение: 2х1 533-мм торпедных аппарата желобного типа, 2х1 12,7-мм пулемета «ДШК».
  • Экипаж: 8 чел.

торпедные катера
Торпедные катера

Самый массовый торпедный катер советской постройки в годы Великой Отечественной войны. Спроектирован в ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева (индекс ЦАГИ ГАНТ-5). Выпускался с 1934 по до 1944 год в различных модификациях. Всего было построено 329 единиц.

Глиссирующий однореданный коробчатый корпус этого торпедного катера изготавливался из дюралюминия, имел 10 шпангоутов, обшивка крепилась с помощью заклёпок. 4 поперечными водонепроницаемыми переборками корпус был разделен на 5 отсеков, с двумя водонепроницаемыми переборками на 5-м и 8-м шпангоутах.

Торпедный катер ТКА-125
ТКА-125

Палубе в носовой и средней частях корпуса были присущи округлые образования, способствовавшие быстрому стеканию воды, в кормовой части она переходила в плоскую с двумя желобами для двух торпед. В середине корпуса находилась ходовая (боевая) рубка также клепаной конструкции с тремя люками: командирским, торпедиста и турели пулемета ДШК.

Г-5
ТКА

Силовая установка представляла собой два авиационных мотора АМ-32 конструкции Микулина. Для работы в морских условиях моторы были модернизированы (сняты нагнетатели, применено водяное охлаждение) и получили обозначение ГАМ-38ФН. Вооружение катера составляли два желобных торпедных аппарата калибра 533-мм, а так же пулеметы ДШК калибра 12,7 мм. В ходе модернизаций состав вооружения катеров неоднократно менялся.


Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долгов
Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи