22-я подводно-археологическая экспедиция «Рифы Чёрного моря» (август 2009)

ГлавнаяЭкспедицииЭкспедиции на Чёрном море22-я подводно-археологическая экспедиция "Рифы Чёрного моря" (август 2009)

Изначально целью экспедиции было обследование рифов Тузла, Трутаева и небольшой каменной гряды у мыса Коротки. Но жизнь внесла свои коррективы.

По прибытии на место, от археологов мы узнали, что к югу от косы Тузла, в двухстах метрах от берега, найден какой-то катер с пушкой. Конечно нас это заинтересовало. Сразу был составлен план обследования этого объекта и дна вокруг него. Предстояло подробно описать корабль. Составить схему, сделать зарисовки, фотографии. Затем, исходя из собранного материала, попытаться произвести его идентификацию.

IMG 0252

Распределять обязанности почти не пришлось. Годы работы на затонувших кораблях дали нам богатый опыт. Кто-то неплохо справлялся с карандашом и планшетом, а кто-то быстро и чётко сделал все необходимые замеры. Кроме того разобраться в нагромождении ржавого железа, что и откуда довольно сложно, но и здесь нашлись специалисты знающие толк в корабельных узлах и механизмах. Работали быстро и чётко. Соблюдали меры предосторожности. Ведь на катере до сих пор находятся боеприпасы. Одного неосторожного движения достаточно, чтобы случилось непоправимое.

Работа на объекте шла бойко и результативно. Уже в результате первых погружений стала вырисовываться чёткая картина. Зарисовка объекта и фотографии узлов и механизмов — дают представление о форме и положении объекта. Что в свою очередь прольёт свет на тип катера. Типы пушек, пулемётов и маркировка на гильзах помогут узнать не только о вооружении корабля, но и «крайнюю» точку его жизни. Ведь если на гильзах маркировка 1943г., то затонуть раньше этой даты он, соответственно,не мог.

bot PVO 22 1

По форме и конструктивным особенностям катера стало ясно, что это мотобот типа ДБ (проект 165). Катер такого же проекта был найден нами в 5 экспедиции и тщательно обследован в шестой. Но тогда мы обнаружили десантный мотобот. Своего вооружения на нём не стояло. В «сегодняшнем» варианте мы увидели уже вооружённый «до зубов» корабль. Одно зенитное, 37-мм орудие и 20-мм «Эрликон». Вооружение зенитными орудиями однозначно относило его к боту ПВО

DSC0976

С «Эрликонами» мы уже неоднократно сталкивались в проливе. Такое орудие стояло на КАТЩ-165 и СКА-055. По штатному вооружению на ботах ПВО, кроме 37-мм орудия, ставились 12,7 мм пулемёты ДШК, но вероятно перед десантом на Эльтиген эти катера были перевооружены и усилены именно такими автоматами с большим калибром. В посёлке Героевское (бывш. Эльтиген) сейчас стоит, как памятник десанту, такой же мотобот. Он был поднят в 1976г., восстановлен на заводе «Залив». И вооружён он тоже «Эрликоном» и 37-мм пушкой. Кстати версию перевооружения «Эрликонами» перед десантом подтверждает наличие его на найденном нами в 19-й экспедиции СКА-055 (типа МО-4) на нём «Эрликон» установлен вместо одного орудия 21-К (45-мм). И подорвался этот катер при следовании к месту высадки десанта в ноябре 1943г.

Теперь следует подробней остановиться на орудии 70-К (именно так называется 37-мм пушка в корабельном исполнении).


37-мм зенитное орудие 70-К

06 37mm 70 k sea
37мм 70 К
  • Калибр, мм……………………………………………….37
  • Длинна ствола, калибров………………………………..67
  • Наибольший угол возвышения, градусов……………….85
  • Скорострельность практическая, выстрел/минута…….150
  • Масса снаряда, кг……………………………………..1,52
  • Начальная скорость снаряда, м/с……………………..875
  • Наибольшая дальность стрельбы, метров…………..5 000
70k
70k

Морская версия армейской 37-мм артустановки 61-К. В свою очередь, орудийная установка 61-К имела происхождение от 45-мм артустановки 49-К, прародителем которой являлось орудие «Бофорс» калибра 40 мм Модели 1933 года.

Артустановка 70-К была создана в 1938 году и принята на вооружение в 1940 году. Она производилась промышленностью в весьма значительных объемах, и в 1942-43 годах заменила на большинстве советских кораблей полуавтоматическую 45-мм артустановку 21-К. Артустановка 70-К являлась основной автоматической артустановкой Советского ВМФ в период Второй мировой войны; на флот в этот период всего поступило 1671. 70-К имела воздушное охлаждение стволов. Обойма для орудия состояла из 5 снарядов.


db 7 1943 gelendjik

С типом катера разобрались быстро. Хотя в годы войны плавсредств таких размеров было огромное количество. Использовали даже сейнеры, баркасы, тендеры и т.п. выполнявшие в мирное время никак не боевые задачи. Но имея практически полную базу всех боевых кораблей и катеров ВМФ РККА идентификация была делом несложным.

Другое дело — определить номер катера. На бортах, более чем за полвека, краски не осталось. Рынд, металлических пластин, построечных табличек на таких катерах не стояло. Так, что идентификацию можно было проводить методом «временной и географической привязки». Последняя прижизненная дата корабля — 1943г.

По географии потерь, в годы войны в проливе было потеряно 9 ботов ПВО проекта 165. И все затонули в 43-м году. Но вот места и причины гибели у них разные:

pvo 20
  • — ПВО-10 погиб 17.11.43 г. от подрыва на мине у м. Панагия;
  • — ПВО-12 погиб 21.11.43 г. от огня береговой артиллерии у Эльтигена;
  • — ПВО-15 погиб 02.05.44 г. от подрыва на мине у Керчи;
  • — ПВО-20 погиб 21.11.43 г. у Эльтигена (на фото справа);
  • — ПВО-21 погиб 10.01.44 г. в шторм при высадке десанта на м. Тархан;
  • — ПВО-22 погиб 21.11.43 г. во время шторма у косы Тузла;
  • — ПВО-24 протаранен 26.11.43 г.в Керченском проливе;
  • — ПВО-26 погиб 15.11.43 г. во время шторма (выбросился на берег у Комсомольска);
  • — ПВО-27 погиб 26(23).11.43 г. от арт огня кораблей противника в Керченском проливе.
img 9588

По состоянию корпуса катера было однозначно установлено, что никаких разрушений на нём нет. Конечно, находясь на небольшой глубине, он изрядно «потрёпан» штормами, но корпус его цел. А значит это не боевая потеря. Круг «претендентов» сузился до двух мотоботов ПВО.

По всей видимости нам предстоит выбирать между ПВО-26 и ПВО-22. Оба затонули от шторма у косы Тузла. Остальные или «лежат» на украинской стороне или должны быть разрушены минами и арт огнём. Но мотобот ПВО-26 «выбросился на берег» у Комсомольска, а это с северной стороны косы Тузла. Мало того раз он не затонул, а выбросился на берег, то наверняка был поднят после войны. «Наш» же катер лежит на дне. С южной стороны от косы. Выходит это и есть бот ПВО-22!

Станислав Долгов, инициатор установки пушки Лендера в качестве памятника морякам-десантникам на мысе Тузла с главой администрацией Тамани Геннадием Майковым обсуждают вопрос подъёма орудия.
Станислав Долгов, инициатор установки пушки Лендера в качестве памятника морякам-десантникам на мысе Тузла с главой администрацией Тамани Геннадием Майковым обсуждают вопрос подъёма орудия.

Нечасто нам сопутствует удача в идентификации корабля только по архивным материалам.

Кстати до сих пор ведутся споры, какой из мотоботов стоит в Эльтигене. Методом исключения можно предположить, что это ПВО-21. Он единственный не был разрушен и лежал недалеко от берега. Хотя, конечно на судоремонтном заводе восстановить могли любой. Но какой смысл поднимать разрушенный, если есть целый и невредимый?

Может нам тоже выступить с инициативой о подъёме мотобота? В этот раз мы встретились с Главой администрации Тамани Г.Н. Майковым и предложили ему установить орудие с бронекатера БКА-073 (76,2-мм пушка Лендера) на горе у косы Тузла, как памятник десантам.

Идею Геннадий Николаевич поддержал. Сказал, что займётся этим вопросом. Установить это орудие в канун 65-летия Победы стало бы ярким событием. Что ж посмотрим…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долгов
Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи