27 экспедиция. Флак к подъёму и БДБ у Солёного (август 2013)

ГлавнаяЭкспедицииЭкспедиции на Чёрном море27 экспедиция. Флак к подъёму и БДБ у Солёного (август 2013)

Первоначально экспедиция планировалась базироваться на мысе Тузла. Посвящена она была 70-тилетней годовщине Керченско-Эльтигенского десанта. В рамках неё предполагалось дальнейшее обследование плавсредств погибших в результате десанта и проведение мемориальных мероприятий. Но в последний момент стало известно, что после долгих переговоров и согласований с «Краснодарским государственным историко-археологическим музеем-заповедником им. Е.Д. Фелицына» было получено разрешение на подъём кормового орудия FLAK-28 с немецкого шнелльбота S-102. Мысль о подъёме орудия с «немца» зрела у нас давно и мы ждали только ответа от археологов. Главное ведь не сам подъём, а дальнейшая судьба артефакта.

SDC13045

Он был обнаружен нами несколько лет назад на траверзе м. Железный рог и теперь все согласования были на руках. Предстояло только действовать.

Такой шанс мы упустить не могли и база лагеря расположилась у м. Железный рог. Основной задачей экспедиции стала подготовка орудия к подъёму (размывка и расчёт подъёмного веса). В арсенале экспедиции была размывочная помпа, два мягких судоподъёмных понтона и большое желание произвести подъём в рамках одной экспедиции.

Первая трудность, с которой пришлось столкнуться — это штормовая погода. Пятибалльный шторм и шквалистый ветер, не прекращавшиеся первую неделю, не остановили нас, но изрядно сократили время работы на объекте. База экспедиции была в 7 км от затонувшего катера и при таких метеоусловиях приходилось тратить на путь от лагеря к месту работы и обратно по несколько часов.

RzJxMpZN5yw
В. Кураев с шлангом эжектора

На объект можно было выходить не более одного раза. Как показатель, стоявшие рядом с нами рыбаки в один голос заявили, что в такую погоду они даже близко к воде не подходят, не то чтобы выходить на лодках! Но рабочую группу под руководством Владимира Кураева это не останавливало и парни с первого дня работали в море.

   Первую неделю занимались размывкой пушки. Орудие находилось в песчаном грунте. но какое положение оно в нём занимало было непонятно. Было известно, что его сорвало со штатного места, от подрыва катера на мине и оно лежит в нескольких десятках метров по корме катера. При весе в пару тонн, можно представить, какой силой обладал взрыв!

pRqKz5gHsA4
Орудие на дне

По архивным данным обломки летели на 400 метров! Действительно, место крушения, буквально усеяно деталями катера. Над грунтом видна лишь часть ствола пушки, но какое положение относительно него занимала станина можно лишь предполагать. Течение на дне было слабым и поднятый при размывке песок долго не оседал. Приходилось ждать. Как только видимость Флак 28 на дне восстанавливалась, работа продолжалась. Постепенно детали орудия появлялись над поверхностью дна. Но только на пятый день стало ясно в какой стороне от орудия находится станина. Уверенность в успех вселяло  то, что пушка лежит отдельно от палубного набора. Если бы части конструкции катера были к ней привязаны, то подъёмный вес увеличился в разы. Да и с центровкой такой конструкции были бы дополнительные проблемы.

bWggP4stWkc
лодки в базе

Наверняка пришлось применять ещё пару понтонов. Через несколько дней приняли решение завести два понтона на объект и произвести пробную их подкачку. Если бы пушка была размыта, то произошёл бы её отрыв от дна и дальнейшей работы по размывке на понадобилось. Но один из понтонов оказался слишком слабоват (его использовали, как вспомогательный). При полной накачке воздухом, вначале уголки, на которых он крепился выгнуло под углом 90 градусов, а затем и сам он лопнул, как мыльный пузырь. Работать с одним понтоном (без страховочного) было опасно и работу пришлось свернуть. И всё же основная часть запланированного была сделана. Стало ясно, как и в каком месте проводить крепление. Какой объём судоподъёмных понтонов нужно применить. И главное, что теперь дело осталось за малым — прийти и поднять!

В ближайшей экспедиции будет произведён подъём орудия и его транспортировка к одному из таманских терминалов для вытаскивания на берег, и дальнейшей подготовке к экспонированию. Вероятней всего этим местом станет «Военная горка» в Темрюке.

Ещё один день был потрачен на подъём и возвращение понтонов в базу. После чего решили заняться поиском в акватории прилегающей к оз. Солёное.

bdb dno

    В первый же выход, поисковой группе А.В. Кондрашёва и группе дежурных водолазов Ларькиных (семейная пара), удалось найти объект, поисками которого мы были озадачены последние несколько лет.

Им стала немецкая БДБ (быстроходная десантная баржа) в районе озера Солёное. Её приблизительное местонахождение было известно давно. Объект видели местные жители и многие дайверы-любители, но ни координат, ни подробного описания никто не приводил. Теперь, по многим характерным признакам, можно с уверенностью заключить, что это БДБ. В годы войны немцы выпускали несколько модификаций этих плавсредств. В основном это были хорошо вооружённые БДБ типа D (AFP), и десантно-транспортные типов А, В и С (MFP).

Историческая справка:

bdb 2
БДБ

БДБ (быстроходная десантная баржа) у немцев MFP (Marinefаhrprahm), Морская самоходная баржа — серия боевых надводных кораблей, состоявших на вооружении немецких ВМС (Кригсмарине) и некоторых союзных им флотов в 1941—1945 годах.

Основной конструктивной особенностью барж было плоское дно, что упрощало производство и уменьшало осадку. Они имели также более высокое междудонное пространство, в связи с чем было решено отказаться от двойного борта. Носовой трап-аппарель состояла из передней сходни и двух связанных с ней шарниром пустотелых плавающих конструкций, что обеспечивало более пологий спуск для танков, не говоря уже о внушительной длине 5 м.

Тактико-технические характеристики

bdb

Масса: 200 т (тип А и С), 220 т (тип В), 239 т (тип D)
Водоизмещение: 390 т (тип А, В, С), 371 т (тип D)
Длина: 47,04 м (тип А, В, С), 49,82 м (тип D)
Ширина: 6,53 м (тип А, В, С), 6,59 м (тип D)
Осадка: 1,45 м (тип А, В, С), 1,35 м (тип D)
Грузоподъёмность: 105 т (тип А, В, С), 140 т (тип D)
Двигатель: 3 дизеля «Deutz» общей мощностью 1170 л.с.
Экипаж: 17 человек (тип А, В, С), 21 человек (тип D)

Вооружение:

1 х 75 мм орудие, 3 х 20 мм автомата (тип А, В, С),
1 х 88 мм орудие, 2 х 86 мм орудий, 2 х 20 мм автомата (тип D)
Скорость: 10,5 уз. (тип А, В, С), 10,3 уз. (тип D)
Дальность хода: 1075 миль при 7,5 узлах (тип А, В, С), 1066 миль при 7,5 узлах (тип D)
На основе типа D выпускались также артиллерийские самоходные баржи Artilleriefаhrprahm (AFP), имеющие дополнительное бронирование от 20 до 100 мм и 105-мм орудия.

38 20091006103137
Немецкая БДБ

В нашем случае, с большой долей вероятности можно сказать, что это БДБ типа А, В или С. Каких-либо намёков на вооружение не обнаружено (но его могли и демонтировать или сорвать со штатных мест шторма и взрыв). Кроме того броня толщиной до 100 мм (как у AFP) за прошедшие годы не разрушилась бы. Баржа находится в нескольких десятках метров от берега, курсом 290 градусов. Глубина до песчаного грунта 3 метра. Возвышение над грунтом 1,5 метра. Хорошо просматривается кормовая часть. Надстроек не сохранилось. Машинное отделение под уровнем дна. Борта и палубный набор отсутствуют. Из разрушений: в центре корпуса провал, вероятней БДБ на дне у оз. Солёное всего от авиабомбы.

Для того, чтобы найти предметы пригодные для идентификации корабля и определения груза находившегося на его борту необходимо применять размывочное оборудование, но шансов обнаружить что-то, немного. Судно лежит в полосе прибоя и потому все мелкие детали за 70 лет вымыло волнами. Работать на объекте во время волнения на море крайне сложно. Многочисленные полости в корпусе создают непредсказуемые завихрения воды и могут отбросить аквалангиста на искорёженные конструкции корпуса. Кроме того видимость ограничена полутора метрами.

В архивах есть несколько упоминаний об атаке нашими штурмовиками ИЛ-2 из 8 гшап (гвардейского авиационного штурмового полка) БДБ в районе оз. Солёное:

avia
Атака ИЛ-2

19 мая 1943г, 4 Ил-2 8-го гшап под прикрытием 10 Як-1 из 6-го гиап в районе Благовещенской атаковали конвой «Kleiner Bar-89» в составе 4 БДБ. На подходе к конвою «Илы» были встречены сильным заградительным зенитным огнем. По докладам экипажей уже в первом заходе удалось потопить одну БДБ. От прямых попаданий PC и бомб взорвалась вторая БДБ. На втором заходе огнем ПВО конвоя был сбит Ил-2 лейтенанта А.Колесника. Однако была потоплена еще одна БДБ. В третьем заходе получила повреждения и четвертая БДБ. От уничтожения ее спасло только то, что штурмовики израсходовали боезапас. Немецкие документы подтверждают потопление советскими штурмовиками в районе Благовещенской двух БДБ: артиллерийская БДБ AF70 и БДБ F376A.

il 2 ship striker

27 мая 1943г. 6 Ил-2 8-го гшап при атаке конвоя «Geleit-97» в 3 милях восточнее м. Железный Рог (Витязевский Лиман) потопили БДБ AF24. 16 июля 43-го семерка Ил-2 8-го гшап и 10 Як-1 из 9-го иап в районе Благовещенской перехватили конвой «Geleit-142» в составе 8 БДБ, которые шли из Анапы в сторону Керчи под охранением 4 сторожевых катеров. Несмотря на сильное истребительное противодействие в районе цели (на подходе к конвою группа был атакована 8 Fw190 и 6 Bf109), «ильюшины» сумели выполнить по БДБ два захода. В результате в 14.15 был потоплен штурмбот PiLB типа «40» и одна БДБ загорелась.

10 августа 1943г в 7.55 в районе оз. Соленое с высоты 900 м штурмовики атаковали 8 БДБ противника с грузом и живой силой, идущих на Анапу в двухкильватерной колонне под охраной четырех СКА в голове колонны. Атака БДБ произведена с крутого планирования под углом 25-30°. Первый заход выполнялся в боевом порядке «фронт» самолетов с правого борта. Обе атаки производились под углом 80-90° к курсу кораблей. После атаки штурмовики выполнили поворот «все вдруг» и атаковали конвой с левого борта с высоты 25-50 м. БДБ поражались бомбами ФАБ-50, АО-25, РОФС-132, РС-82, пулеметно-пушечным огнем и гранулированным фосфором. Конвой противника во время удара маневрировал, меняя курс и ход, перестраивался в шахматный порядок. В результате удара были потоплены одна БДБ и один СКА, две БДБ загорелись, и люди с них прыгали в воду.

storm

Большая доля вероятности, что «наша» БДБ потоплена именно 10 августа, как наиболее совпадающая по географической привязке. Но есть маленькая нестыковка в направлении курса корабля (конвой шёл курсом Керчь — Анапа), а баржа лежит носом в обратном направлении. Возможно, что в момент затопления она маневрировала (о чём упоминается и в донесении), пыталась уклониться, дотянуть до берега и потому курс изменён таким образом.

Теперь нам предстоит узнать номер БДБ. Ну и в последующих экспедициях произвести более тщательное её обследование.

Традиционно, результаты одной экспедиции позволяют планировать следующие. А именно: подъём орудия FLAK-28, обследование и идентификация БДБ у оз. Солёное, ну и пока не найдена носовая часть «сто второго» продолжать его поиски. Тем более, что появилась надежда на сужение района его нахождения. Получены немецкие координаты затопления носовой части. Акватория для приборного обследования сужена до 1 квадратной мили! А это уже реальный шанс на успех!

type c
type c

P.S. не успел опубликовать этот отчёт, как появилась новая информация. При переписке с автором книги «Большой десант» о Керченско-Эльтигенской операции, Андреем Кузнецовым, он любезно поделился информацией, что наша находка это БДБ F470C. Выброшена на мель штормом 23 мая 1943г, немцы стащить ее не смогли, подорвали 15 сентября 1943г при отступлении с Таманского полуострова. Фрицы сняли с нее, всё что можно. Повреждения от бомб, как предположил автор, там наверняка должны быть. Наши ее, скорее всего, много раз бомбили с мая по сентябрь.

Таким образом найденная баржа — тип С. Не думаю, что немцы оставили нам шанс на интересные находки. При их педантичности на корабле не только груза, но и штатного оборудования будет не найти. Но сделать попытку и детально обследовать её всё же стоит.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долгов
Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи