6-я экспедиция Тольятти — Тамань

ГлавнаяНовости клубаЭкспедиции6-я экспедиция Тольятти - Тамань
палатки на берегу
Базовый лагерь экспедиции

В этот раз вопрос о проведении второй весенней экспедиции даже не стоял. И естественно к морю решено было традиционно выдвигаться на автобусе. Все перипетии поездки можно рассказывать долго. И хоть прямого отношения к проведению экспедиции не имеют, но они оставили в памяти неизгладимые впечатления.

автобус на дороге
Очередная, внеплановая остановка в пути

К слову — выезжая с вечера, мы планировали уже поутру быть где-нибудь под Ростовом, но обнаружив себя в Пензе (360 км от точки отправления за 12 часов хода!) узнали, что автобус уже был здесь ночью, но обнаружив отсутствие крышки багажного отделения, «забытой» на предыдущей заправке (в Ульяновской области), водители (а их у нас было трое!) приняли решение вернуться! Ну не пропадать же добру.

ремонт автобуса
Внеочередная, но привычная поломка

На самом автобусе нужно остановиться отдельно. Это старенький междугородний MAN, с ограниченными удобствами. Такое ощущение, что достался он нам по репарациям в итоге победы во второй мировой войне.

Алексин

За время поездки, всё время, что-то чинили,меняли, исправляли. Двигатель постоянно перегревался, и оттого печку приходилось врубать «на полную». И это при солнечном, безоблачном небе и температуре воздуха около 20-ти градусов. Но в хорошей, «тёплой» компании эти «трудности походного быта» переживались легко. С другой стороны можете представить состояние водителей принимающих постоянные советы и предложения помощи от более 20-ти опьянённых, не только свежим воздухом, мужичков?!


И, конечно, хочется вспомнить ещё одну историю приключившуюся на обратном пути. Остановившись вечером в Новой Усмани (водителям, что-то понадобилось в очередной раз) народ быстро воспринял остановку, как команду: «По магазинам!». Придорожные ларьки, магазинчики и рынки были атакованы оравой бравых подводников.

компрессор для дайвинга
Лёша Максиов — славный парень, незаменимый механик и душа компании.

Далеко не отходили, понимая, что команда: «По машинам!» последует так же внезапно. Так и случилось. Запрыгнув, практически на ходу, в автобус, благополучно тронулись… Где-то через 300 км пути, уже в Тамбовской области (Рассказово), на одном из трёх сотовых телефонов (тогда это была ещё редкость) раздался звонок. Палычу звонила жена. Её вопрос был обескураживающим: «А где у вас Лёха Максимов?» Тот ответил, что» «где-то сзади, в салоне» (при постоянном «броуновском движении» более точные координаты было определить сложно). Но ответ прозвучал, как выстрел: «ДА ВЫ ЕГО ЗАБЫЛИ!!!».
Вот так «отряд не заметил потери бойца»!

Из рассказа «забытого бойца» Лёхи:
«Я покупал сосиски и увидев, что все начали заходить в автобус, стал не спеша выдвигаться в его сторону. Стас с доктором по ходу движения снимали отправку на видео. Думал, будут их подбирать и я заскочу. Я уже подошёл, они запрыгнули, и автобус тронулся. Сначала я думал, что парни шутят и вернутся за мной…»

в автобусе
Убегающий вдаль «Икарус»

Ещё какое-то время Лёша шёл вдоль трассы, но смутные сомнения не терзали его. Вернувшись на место «расставания» он стал искать телеграф, чтобы позвонить домой и сообщить о случившемся. Мы же помним, что сотовые были тогда в редкость и он не только не имел аппарата, но и не знал ни одного номера «коллег» в автобусе. Добрые люди в Воронежской области! Они не только помогли найти телеграф, но и позволили бесплатно звонить. Ведь последние деньги Алексей истратил на сосиски (которые, от волнения уже съел). Звонки поступали в такой последовательности: Лёша -жене, жена Лёши — жене Палыча, жена Палыча — Палычу, посовещавшись с товарищами, Палыч — жене Лёхи… Через какое-то время Лёха перезванивал жене и, всё начиналось по кругу.

Стоит отметить, что связь и сейчас в Тамбовской области не ахти, а тогда в тамбовских лесах её вообще не было потому только через несколько часов звонок «дошёл» до Палыча.

В итоге, поставив автобус на обочине, мы стали ждать, а Алексей, поймав «воронежского бомбилу» на 412-м «Москвиче», уговорил довезти его, «тут недалеко», до Рассказово. Т.к. водила не знал, расстояния до города в соседней области, то согласился. Договор состоял в том, что расплата будет на месте и МНОГО. Через каждые километров 20-30 «бедный извозчик» справлялся «далеко ещё?» и получал не менее закономерный ответ: «почти приехали!»… Как они доехали не знаю, но под утро, в стоящий у дороги автобус, ворвался Лёха! Пробежав с шапкой по проходу, быстро собрал нужную сумму и, отдал ошалевшему от ТАКОГО приключения «бомбиле». Вернувшись, Алексей попросил попить. И только испив «трудной воды» дал волю эмоциям. Он поведал нам о том, что он думает о всех присутствующих в автобусе, сосисках, сотовой связи, автомобилях марки «Москвич», тамбовских лесах… и если бы не действие выпитого, то мы бы ещё много чего узнали!


лодка пвх

Ну, а экспедиция? Экспедиция прошла не менее увлекательно, чем поездка. Ещё дома, готовясь к поездке, мы разработали и воплотили в жизнь идею с плотом-плавбазой. Сотворили мы его из спасательного плота. Удалили дно, сделали площадку и конструкцию для подвеса полиспаса. В экспедиции предстояло испытать это творение «инженерной мысли». К слову, из находок, ничего большого, на чём можно было бы испытать плот, в этот раз мы не нашли. Но он получился устойчивым, грузоподъёмным и простым в сборке. Единственный минус — транспортировка на большие расстояния по воде требовала затрат по времени и по ГСМ.
Поисковая группа «прочёсывала» дно, метр за метром. Но в итоге в районе поиска, так ничего нового не нашли.
Основная же работа была на двух объектах. Нашем «старом знакомом» торпедном катере и мотоботе проекта 165 типа ДБ. Искали, что-нибудь прольющее свет на их номер и дату гибели.


Историческая справка
Мотобот тип «ДБ» (проекта 165)

памятник бот ПВО-26
Мотобот пр. 165 (бот ПВО-26) на постаменте в пос. Героевское (бывш. Эльтиген)

О мотоботах ДБ проекта 165 написано немного. Усиленное применение этих катеров было после 1942г. Использовались мотоботы, как по прямому назначению (высадка десантов, перевозка людей, минометов, пушек и легкой техники), так и в качестве катеров ПВО, а также минометных катеров (в этом случае вооружались пусковыми установками РС), плавучих артиллерийских и зенитных батарей.

Строились мотоботы в Гороховце, и некоторое количество в Дзержинске. Всего было построено 187 единицы.

мотоботы у причала
Мотоботы проекта 165

На катерах помимо номеров формата ДБ-[число] использовались бортовые номера ПВО-[число] (для ботов в варианте катера ПВО), также были ДМБ-[число] (ДМБ = десантные мотоботы) и, ПБ-[число] — для плавбатарей на сдвоенных корпусах ботов.
Боты проекта 165 — в частности, некоторые катера ПВО и плавбатареи — принадлежат к тем немногим нашим судам и катерам-счастливцам, которые дошли аж до Берлина и участвовали в Берлинской операции.

Катера тип «ДБ» (проект 165)

  • Десантные боты — 99 ед. Водоизмещение 18.94 т. Размерения 14.6 х 3.6 х 0.9 м . ДВС 115 л.с. Скорость 7.5 узла. Экипаж 13 чел.
  • Катера ПВО – 40 единиц. Водоизмещение 18.94 т. Размерения 14.6 х 3.6 х 0.9 м . ДВС 115 л.с. Скорость 7.5 узла. Вооружение: 1 х 37 мм , 1 х 12.7 мм пулемет. На некоторые, вместо пулемёта, устанавливались 20-мм зенитные автоматы «Эрликон». Экипаж 13 чел.
  • Катера – тральщики — 34 единицы. Водоизмещение 18.94 т. Размерения 14.6 х 3.6 х 0.9 м . ДВС 115 л .с. Скорость 7.5 узла. Вооружение: 1 х 12.7 мм пулемет. Экипаж 13 чел.
  • Плавучие артбатареи — 9 единиц. Водоизмещение 33 т. Размерения 14.6 х 8.9 х 1.1 м . 2 ДВС, 230 л.с. Скорость 5/3.5 узла. Вооружение: 1 х 100 мм , 2 х 12.7 мм пулемета. Экипаж 20 чел.
  • Плавучие зенитные батареи — 5 единиц. Построены на базе спаренных десантных ботов пр. 165. Водоизмещение 33 т. Размерения 14.6 х 8.9 х 1.1 м . 2 ДВС, 230 л.с. Скорость 5/3.5 узла. Вооружение: 1 х 100 мм , 2 х 12.7 мм пулемета. Экипаж 20 чел.

«Наш» мотобот принадлежал к числу десантных. Своего вооружения на нём не стояло. Тот факт, что на нём перевозилось орудие «М-42» (сорокапятимиллиметровая пушка), был найден пулемёт «Максима», винтовки, противотанковое ружьё ПТРД — говорит о том, что катер перевозил десант и, при неизвестных обстоятельствах затонул.

сонограмма эхолота
Сонограмма мотобота на дне

Разрушения у катера незначительные, может это пробоины от атаки арт огнём, может от миномётного огня, а может и время разрушило катер уже на дне. Вполне вероятно, что катер мог затонуть и в шторм, просто набрав воды. Такие случаи были. Тем более, что при максимальной загрузке катера людьми, боеприпасами и арт орудием осадка у него была критическая. И отойдя на 3 км от базы и попав на сильную волну он запросто мог затонуть. На сонограмме сделанной ППТР «Пётр» В.Н. Латарцева видно, что разрушений практически нет. Нам ещё предстоит покопаться в архивах, чтобы узнать историю этого катера.

археологи
Местный археолог Шамрай

На катере, кроме вооружения нашли котелок с фамилиями: выбито мелкими точками — Никол….. далее утрачено и Антропов — нацарапано чем-то острым. У котелка явно было несколько владельцев. Кроме того, аккумуляторные батареи с маркировкой мотобота, экранные бронеплиты, перевязочные пакеты, флаконы с йодом, якорь с торпедного катера типа Г-5, и другие находки времён древней Греции и средних веков, которые передали археологам.

Десять дней пролетели быстро. Погода была комфортная, весенняя. Штормов не было. Работали без устали. В последний день, свернув лагерь, заехали в местный ресторан «Белокрылая чайка» (за ненавязчивый сервис и отсутствие женщин, прозванный нами «Голубая устрица»). Там провели традиционное крещение новичков, проведя импровизированный День Нептуна. После чего автобус с аквалангистами тронулся в обратный путь. Лёха ещё не знал, что его ждёт, но все мы были уверены, что вернёмся сюда ещё не один раз.

PS с тех пор на автобусах в экспедицию мы больше не ездили. А жаль.

https://www.youtube.com/watch?v=5_s—qtnD_Q

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долгов
Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи