Однажды поутру с пробоиной в борту (или «судоподъёмная» экспедиция вместо подводной)

ГлавнаяЭкспедицииЭкспедиции на ВолгеОднажды поутру с пробоиной в борту (или "судоподъёмная" экспедиция вместо подводной)
Небо над Волгой
Небо над Волгой

Традиционная «вылазка» в первых числах июня в этот раз «грозила» принять большой размах. Если раньше мы устраивали экспедицию выходного дня, то в этот раз было запланировано грандиозное, трёхдневное действо. Но по порядку…

Первое с чего начинается любое мероприятие — определение целей и постановка задач. Если раньше основной целью было обследование затопленного Ставрополя-на-Волге, то в этом году решили «перебраться» на ту сторону. «Прочесать» район старого русла реки Волга с воложками, обследовать район затопленной деревни Берёзовка, «пройтись» с прибором у подножья печально знаменитой горы/скалы «Лепёшка».

Если в деле поиска и идентификации, затонувших в годы войны кораблей мы являемся экспертами, то в вопросах краеведения — явно имеем провалы в знаниях. Именно поэтому это мероприятие мы проводили совместно с научными сотрудниками Тольяттинского Краеведческого музея.

Вид на Тольятти с Жигулей
Вид на Тольятти с Жигулей

Совместив представленные карты с современной лоцией, был определён район работ. Выяснилось много интересных фактов. К примеру, усадьба графа Орлова, считавшаяся частично затопленной никогда не скрывалась под волнами и искать на дне её или принадлежащие ей постройки нереально. Старое русло Волги проходило не под склоном Жигулёвских гор, а ближе к середине. А бурлацкие караваны шли в этом месте не по Волге, а по многочисленным воложкам (ответвлениям от основного русла). Открылись и другие интересные факты подтверждение которым мы должны были найти на дне…

Палаточный лагерь
лагерь исследователей

Итак, первым этапом стало развёртывание основного лагеря в районе п. Жигули. Часть участников добиралась на автомобилях. Другая — на катере. Вот именно с катером и произошла история перечеркнувшая все наши планы. Пока разворачивался лагерь. Катер подошёл к берегу и встал на «рейде» на разгрузку. Глубина была безопасной для катера. Груз переносили на руках. Но Куйбышевское водохранилище коварно не только своей короткой волной, но и постоянными сбросами воды. Буквально за минуты вода резко спала, и катер оказался на камнях.

Амур на камнях
Амур на камнях

Сдвинуть тяжеленную громадину не представлялось возможным и нам оставалось только ждать «у моря погоды» — прилива. А пока, бедняга «Амур» с красным драконом на борту противостоял ударам речных волн…

Флаги Альфа
Флаги Альфа

К вечеру вода поднялась, и злополучная посудина отвалила от берега за следующей группой участников… Не прошло и десятка минут, как на телефоне руководителя экспедиции раздался звонок и спокойный, полный самообладания и капитанского достоинства голос доложил: «…в катер быстро поступает вода, помпа справляется с трудом, двигательный отсек в воде, но мотор пока работает. Принял решение идти к ближайшему берегу, если не дойду, ищите меня в районе Молодецкого кургана…»

Над Волгой уже была непроглядная темень, увидеть катер с берега было невозможно. Срочно были приняты меры по спуску одной из лодок на воду. Для этого пришлось ехать на соседний, песчаный пляж, находящийся в полукилометре от лагеря. На берегу включили огни и стали «маячить» фонарями в сторону воды, чтобы хоть как-то облегчить ориентирование катера на берег…
Стоит заметить, что решение идти к Молодецкому кургану было единственным шансом на спасение, если бы катер стал давать перебои в работе двигателя. Но в этом случае о спасении катера речи бы не шло. Берег скалистый и около него глубины не для швартовки. кроме того накатные волны были нешуточной силы. Только этот вариант давал небольшой шанс нашему капитану…

…прислушиваясь к шуму волн и ветра, разобрать работу мотора было нелегко, но тут в темноте вспыхнул прожектор катера! Он был от нас в 150 — 200 метрах! «Обозначив» себя, прожектор потух, но мы уже точно знали направление на терпящего бедствие. Как потом выяснилось, связаться с нами ещё раз капитан не мог. Борясь за живучесть корабля сотовый телефон был залит водой. Минуты тянулись невообразимо долго… Спасательный катер явно не успевал на помощь… И вот в темноте проступил нечёткий силуэт «Амура». Ещё пара минут и его железные «скулы» упёрлись в каменистое дно. Накатная волна немедленно развернула полузатопленное судёнышко лагом к волне и окончательно наполнила его до краёв.

Что-либо предпринять в такой ситуации было невозможно. Сняв с катера навигационное оборудование и по-максимуму разгрузив его оставили на растерзание волн до утра.

Утром погода только ухудшилась. Ветер с дождём били катер о камни. Отступившая в очередной раз вода открыла взору злосчастную пробоину. Весь день команда пыталась хоть как-то облегчить участь «красного дракона». Было решено привезти из города «родную» тележку и по-бурлацки» водрузить катер на неё. Светового дня нам уже не хватало и катер «пережил» ещё оду страшную ночь в бушующих волнах.

Поутру в не утихающих волнах и при проливном дожде пятёрка отчаянных экспедиционщиков боролась за судно. Зафиксировав катер с помощью растяжки к джипу, враскачку, водрузили катер на бревно. Вручную откачали всю воду. И только после этого под «Амур» смогли завести тележку, и с помощью лебёдки, катер встал на своё штатное место. Вытащить в гору нашего бедолагу уже было делом техники. Хоть и пришлось привлечь силу не только двух джипов, но и всех участников несостоявшейся «экспедиции».

Конечно, борьба за живучесть корабля не ухудшила настроение участников. Ведь любая трудность только укрепляет командный дух. И наше приключение тому доказательство. Шутки, смех, «подколы» и даже песни не смолкали ни на минуту. Не беда, что к самому проекту, точнее к его воплощению мы так и не приступили.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

PRESS-CLUB
PRESS-CLUBhttp://epron-pro.ru/
Пресс-центр НП ВПК "ЭПРОН" ("Экспедиция подводных расследований общества НЕПТУН-ПРО")

Популярные статьи