Как известно с началом зимы поисковые работы замирают до первых тёплых, весенних дней. Подводные пловцы, закрыв сезон открытой воды, переходят в бассейны (чтобы «жабры не сохли») или отправляются в тёплые страны (с той же целью). Казалось бы всё так, но есть одно НО! Мало кто знает, что у подводных искателей зимой всё только начинается. Нет, мы не лезем под лёд (хотя и такое бывало). Не выходим в зимнее, штормовое море. Мы начинаем работать с «источниками». Я специально не применяю слово архивы. Всё-таки архив — это узко направленное заведение, где можно найти массу уникальной информации, стоит только составить правильный запрос и подождать ответ. Или самому отправиться в Гатчину (архив флота) или в Подольск (архив авиации) и др. Но ведь есть немало и открытых источников. Вот о них и поговорим.
Первый, и самый главный — это справочная и историческая литература. Читая хронику боевых действий, в прямом смысле погружаемся в материал. отмечаем всю информацию о потерях. пытаемся привязать её к акватории (или местности). Сравниваем со справочниками, где можно найти подтверждение или расхождение данных.
В своё время, для удобства поиска я занялся составлением карты затонувших кораблей. Брал по одному из типов кораблей и по предположительным координатам наносил их на карту. Так сегодня составлена практически самая полная карта затонувших боевых кораблей Второй мировой войны с обеих сторон, находящаяся в открытом доступе.
Те объекты, которые исследовал в экспедициях сопровождал своими комментариями, остальные описаниями из открытых источников. Со временем эта карта не раз выручала меня. Когда находишь объект, то, глядя на неё имеешь выбор из тех, что находятся в непосредственной близости. Или, составляя навигационный план, отдаёшь предпочтение акваториям с большим скоплением объектов.
Часто работаешь с картами времён войны. Их сегодня можно найти на просторах мировой сети или в тех же исторических книгах. Что они дают?
Направления и места высадки десантов, места базирования кораблей, аэродромов. Точки расположения зенитных батарей… Главное уметь читать карту, анализировать и делать выводы. Итогом таких выводов становятся версии, порой самые нереальные, но именно они и отправляют нас на поиск.
На первый взгляд всё это сложно и малоэффективно, но это не так. Большинство обнаруженных нами объектов найдены дома, сидя в уютном кресле.
Когда понимаешь, что ты хочешь найти и где, то как правило это и находишь. Елозить часами по открытому морю, пусть и с самыми передовыми приборами, не так эффективно, как отправляться на поиск в место, которое по всем признакам хранит под водой то, что ты ищешь.