Кирлангич — ласточка (тур.)
Кирлангичи — легкие, парусно-гребные, посыльные суда с косым парусным вооружением. Предназначались для посыльной и разведывательной службы. Изначально строились турками, позднее распространились в странах Средиземноморья. В России в XVIII в. схожие по конструкции корабли строили на Чёрном море.
Размерения (приблизительные):
- длина 25 м ,
- ширина 8 м ,
- осадка 2,5 м .
- Вооружение до 10 орудий.
- Экипаж до 80 человек.
Корабль был найден несколько лет назад и крымские археологи уже обследовали его. Нам же — клубу ЭПРОН, предстояло продолжить работу на объекте в 2016 году. Разумеется, прежде чем начать её команда исследователей досконально изучила отчёт о проделанной ранее работе.
Выдержка из отчёта о подводных археологических исследованиях деревянного парусно-гребного судна (кирлангич)
В 2015 году были проведены подводные археологические исследования на месте гибели корабля нового времени, предварительно идентифицированного как парусно-гребное судно типа кирлангич. Кораблекрушение было обнаружено силами Акрийской подводной археологической экспедиции в 2011 г. в Керченском проливе.
Археологические работы проводились под руководством заместителя директора по научной работе – заведующего отделом подводной археологии ГБУ РК «Черноморский центр подводных исследований», к.и.н. Вахонеева Виктора Васильевича на основании открытого листа, выданного Министерством культуры Российской Федерации.
Информация о месте кораблекрушения деревянного корабля с медной обшивкой была получена сотрудниками подводной археологической экспедиции на античном городище Акра от подводного охотника М.В. Ковалева летом 2011 г. В том же году были проведены первые водолазные спуски к объекту и подтверждено наличие следов кораблекрушения в акватории Керченского пролива.
Основное внимание экспедиции было сосредоточено на приборном обследовании места кораблекрушения, геоакустическом сканировании дна, составлению батиметрической карты района, а также на визуальном обследовании без археологического вмешательства.
Был проведен весь комплекс подготовительных работ, предшествующих археологическим раскопкам. По результатам проведенных исследований кораблекрушение было паспортизовано и поставлено на государственный учёт в качестве ново выявленного объекта культурного (подводного) наследия приказом Республиканского комитета АР Крым по охране культурного наследия.
На основании ряда наблюдений был сделан вывод, что данное кораблекрушение могло образоваться в результате гибели турецкого кирлангича конца XVIII в., возможно, потопленного в ходе Керченского сражения 8 (19) июля 1790 г. . Тогда в данном районе произошло сражение между русской эскадрой под командованием контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова и турецким флотом. В ходе боя русская эскадра одержала победу, которая не позволила Османской империи высадить свои войска в Крыму. В результате боя один из кирлангичей, который держался среди линейных кораблей, был потоплен в акватории Керченского пролива.
При подводных исследованиях был зафиксирован правый борт судна, видимая часть которого составила 18 м. На двух участках, площадью около 4 м кв. были проведены работы по расчистке сохранившихся конструкций судна, позволившие установить особенности конструкции бортов и днища.
При графической и фотофиксации видимых конструкций судна, удалось обнаружить россыпь гвоздей и рулон свинца для ремонтных работ, а также якорь, якорный клюз, двушкивный блок. На поверхность были подняты гвозди, гак и несколько фрагментов обшивки.
В целом, обнаруженные находки не позволяют точно датировать данное кораблекрушение. Подобные судна могли использоваться во флоте как в конце XVIII, так и на протяжении всего XIX в. Кораблекрушение нуждается в продолжении исследований в будущем.
Заместитель директора по научной работе
– заведующий отделом подводной археологии
ГБУ РК «Черноморский центр подводных исследований»,
к.и.н. Вахонеев В.В.
Трудно передать эмоции человека, который прикасается к истории не в музеях, а в том месте, где эта история замерла, остановилась. Словно ждала, чтобы и а твою долю хватило совершить открытие! Каждый обросший морскими наростами фрагмент корабля был свидетелем славных побед нашего флота. Флота под командованием Ф.Ф. Ушакова.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Керченское сражение
Сражение у Керченского пролива — морское сражение в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов между флотами России и Османской империи, состоявшееся 8 (19) июля 1790 года в Керченском проливе. В ходе боя русская эскадра под командованием контр-адмирала Ушакова одержала победу, которая не позволила Османской империи высадить свои войска в Крыму.
Ход сражения
Турецкая эскадра насчитывала 10 линейных кораблей, 8 фрегатов, 36 вспомогательных судов. Она шла из Турции для высадки десанта в Крыму. Днём 8 июля её встретила русская эскадра (10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль, 16 вспомогательных судов) под командованием Ушакова.
Используя наветренное положение турецкого флота и превосходство в артиллерии (1100 орудий против 836), турецкий флот с ходу атаковал русский, направив свой главный удар на авангард бригадира флота Г. К. Голенкина. Однако тот выдержал атаку неприятеля и точным ответным огнём сбил его наступательный порыв. Капудан-паша всё же продолжил свой натиск, подкрепляя силы на направлении главного удара кораблями с большими орудиями.
В разгоревшемся сражении оказалось, что ядра с русских фрегатов, поставленных в линию из-за недостатка линейных кораблей, не долетают до неприятеля. Тогда Ушаков подал им сигнал выйти из линии для возможного оказания помощи авангарду, а остальным кораблям сомкнуть образовавшуюся между ними дистанцию. Не подозревая об истинных намерениях русского флагмана, турки очень обрадовались этому обстоятельству. Их вице-адмиральский корабль, выйдя из линии и став передовым, начал спускаться на русский авангард с целью его обхода. Но Ушаков предвидел возможное развитие событий, а потому, мгновенно оценив обстановку, подал сигнал фрегатам резерва защитить свои передовые корабли. Фрегаты подоспели вовремя и заставили турецкого вице-адмирала пройти между линиями под сокрушительным огнём русских кораблей.
Используя благоприятную перемену ветра на 4 румба (45 градусов), Ушаков стал сближаться с противником на дистанцию картечного выстрела, чтобы ввести в действие всю артиллерию, включая малую. От перемены ветра и решительной атаки русских турки пришли в замешательство. Они стали поворачивать через оверштаг всей колонной, подставив себя под мощный залп флагманского 80-пушечного корабля Ушакова «Рождество Христово» и 66-пушечного «Преображения Господня», получив при этом большие разрушения и потери в живой силе (на борту турецких кораблей находился десант, предназначенный для высадки в Крыму).
Вскоре, будучи уже на ветре, Ушаков подал очередной сигнал авангарду исполнить поворот «всем вдруг» (всем вместе) через оверштаг и, «не наблюдая свои места, каждому по способности случая, с крайней поспешностью войтить в кильватер» своего флагманского корабля, ставшего передовым. После исполненного манёвра уже вся русская линия во главе с адмиралом «весьма скоро» оказалась на ветре у неприятеля, что значительно усугубило положение турок.
Не надеясь выдержать очередную атаку, турки дрогнули и пустились в бегство к своим берегам. Попытка преследовать противника в боевом ордере оказалась безуспешной. Легкость в ходу турецких кораблей спасла их от разгрома. Уходя от преследования, они растворились в ночной темноте.
Фёдор Ушаков проявил себя умелым флагманом, способным творчески мыслить и принимать неординарные тактические решения. «Не удаляясь главных правил», он смог нешаблонно распорядиться силами флота. Осуществляя устойчивое управление флотом, он стремился поставить флагманский корабль в голову колонны и вместе с тем дать определенную инициативу в маневре своим командирам («каждому по способности случая»).
В сражении ярко проявилось преимущество русских моряков в морской выучке и огневой подготовке. Сосредоточив главный удар на флагманских кораблях противника, Ушаков в максимальной степени использовал мощь артиллерии.
Победа русского флота в Керченском сражении сорвала планы турецкого командования по захвату Крыма. Кроме того, поражение турецкого флота привело к снижению уверенности руководства в безопасности своей столицы и заставило Порту «взять осторожности для столицы, дабы в случае со стороны российской на оную покушения, защитить бы можно было».
По материалам Википедии