Кирлангич. Турецкий парусник XVIII века

ГлавнаяОбъектыКирлангич. Турецкий парусник XVIII века

Кирлангич — ласточка (тур.) 

Кирлангичи — легкие, парусно-гребные, посыльные суда с косым парусным вооружением. Предназначались для посыльной и разведывательной службы. Изначально строились турками, позднее распространились в странах Средиземноморья. В России в XVIII в. схожие по конструкции корабли строили на Чёрном море.

Размерения (приблизительные):

  • длина 25 м ,
  • ширина 8 м ,
  • осадка 2,5 м .
  • Вооружение до 10 орудий.
  • Экипаж до 80 человек.

    Корабль был найден несколько лет назад и крымские археологи уже обследовали его. Нам же — клубу ЭПРОН, предстояло продолжить работу на объекте в 2016 году. Разумеется, прежде чем начать её команда исследователей досконально изучила отчёт о проделанной ранее работе.

Выдержка из отчёта о подводных археологических исследованиях деревянного парусно-гребного судна (кирлангич)

В 2015 году были проведены подводные археологические исследования на месте гибели корабля нового времени, предварительно идентифицированного как парусно-гребное судно типа кирлангич. Кораблекрушение было обнаружено силами Акрийской подводной археологической экспедиции в 2011 г. в Керченском проливе.

Археологические работы проводились под руководством заместителя директора по научной работе – заведующего отделом подводной археологии  ГБУ РК «Черноморский центр подводных исследований», к.и.н. Вахонеева Виктора Васильевича на основании открытого листа, выданного Министерством культуры Российской Федерации.

12333181 1011082808933446 535165800 o
схема расположения объекта на дне

Информация о месте кораблекрушения деревянного корабля с медной обшивкой была получена сотрудниками подводной археологической экспедиции на античном городище Акра от подводного охотника М.В. Ковалева летом 2011 г. В том же году были проведены первые водолазные спуски к объекту и подтверждено наличие следов кораблекрушения в акватории Керченского пролива.

Основное внимание экспедиции было сосредоточено на приборном обследовании места кораблекрушения, геоакустическом сканировании дна, составлению батиметрической карты района, а также на визуальном обследовании без археологического вмешательства.

image004

Был проведен весь комплекс подготовительных работ, предшествующих археологическим раскопкам. По результатам проведенных исследований кораблекрушение было паспортизовано и поставлено на государственный учёт в качестве ново выявленного объекта культурного (подводного) наследия приказом Республиканского комитета АР Крым по охране культурного наследия.

На основании ряда наблюдений был сделан вывод, что данное кораблекрушение могло образоваться в результате гибели турецкого кирлангича конца XVIII в., возможно, потопленного в ходе Керченского сражения 8 (19) июля 1790 г. . Тогда в данном районе произошло сражение между русской эскадрой под командованием контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова и турецким флотом. В ходе боя русская эскадра одержала победу, которая не позволила Османской империи высадить свои войска в Крыму. В результате боя один из кирлангичей, который держался среди линейных кораблей, был потоплен в акватории Керченского пролива.

image005
image005

При подводных исследованиях был зафиксирован правый борт судна, видимая часть которого составила 18 м. На двух участках, площадью около 4 м кв. были проведены работы по расчистке сохранившихся конструкций судна, позволившие установить особенности конструкции бортов и днища.

При графической и фотофиксации видимых конструкций судна, удалось обнаружить россыпь гвоздей и рулон свинца для ремонтных работ, а также якорь, якорный клюз, двушкивный блок. На поверхность были подняты гвозди, гак и несколько фрагментов обшивки.

В целом, обнаруженные находки не позволяют точно датировать данное кораблекрушение. Подобные судна могли использоваться во флоте как в конце XVIII, так и на протяжении всего XIX в. Кораблекрушение нуждается в продолжении исследований в будущем.

Заместитель директора по научной работе
– заведующий отделом подводной археологии 
ГБУ РК «Черноморский центр подводных исследований»,
к.и.н. Вахонеев В.В.


аналогичный парусник, найденный в Средиземном море

​Трудно передать эмоции человека, который прикасается к истории не в музеях, а в том месте, где эта история замерла, остановилась. Словно ждала, чтобы и а твою долю хватило совершить открытие! Каждый обросший морскими наростами фрагмент корабля был свидетелем славных побед нашего флота. Флота под командованием Ф.Ф. Ушакова.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

 Керченское сражение

Ф.Ф.Ушаков
Ф.Ф.Ушаков

Сражение у Керченского пролива — морское сражение в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов между флотами России и Османской империи, состоявшееся 8 (19) июля 1790 года в Керченском проливе. В ходе боя русская эскадра под командованием контр-адмирала Ушакова одержала победу, которая не позволила Османской империи высадить свои войска в Крыму.

Ход сражения

Турецкая эскадра насчитывала 10 линейных кораблей, 8 фрегатов, 36 вспомогательных судов. Она шла из Турции для высадки десанта в Крыму. Днём 8 июля её встретила русская эскадра (10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль, 16 вспомогательных судов) под командованием Ушакова.

uX0ny8H6

Используя наветренное положение турецкого флота и превосходство в артиллерии (1100 орудий против 836), турецкий флот с ходу атаковал русский, направив свой главный удар на авангард бригадира флота Г. К. Голенкина. Однако тот выдержал атаку неприятеля и точным ответным огнём сбил его наступательный порыв. Капудан-паша всё же продолжил свой натиск, подкрепляя силы на направлении главного удара кораблями с большими орудиями.

В разгоревшемся сражении оказалось, что ядра с русских фрегатов, поставленных в линию из-за недостатка линейных кораблей, не долетают до неприятеля. Тогда Ушаков подал им сигнал выйти из линии для возможного оказания помощи авангарду, а остальным кораблям сомкнуть образовавшуюся между ними дистанцию. Не подозревая об истинных намерениях русского флагмана, турки очень обрадовались этому обстоятельству. Их вице-адмиральский корабль, выйдя из линии и став передовым, начал спускаться на русский авангард с целью его обхода. Но Ушаков предвидел возможное развитие событий, а потому, мгновенно оценив обстановку, подал сигнал фрегатам резерва защитить свои передовые корабли. Фрегаты подоспели вовремя и заставили турецкого вице-адмирала пройти между линиями под сокрушительным огнём русских кораблей.

Используя благоприятную перемену ветра на 4 румба (45 градусов), Ушаков стал сближаться с противником на дистанцию картечного выстрела, чтобы ввести в действие всю артиллерию, включая малую. От перемены ветра и решительной атаки русских турки пришли в замешательство. Они стали поворачивать через оверштаг всей колонной, подставив себя под мощный залп флагманского 80-пушечного корабля Ушакова «Рождество Христово» и 66-пушечного «Преображения Господня», получив при этом большие разрушения и потери в живой силе (на борту турецких кораблей находился десант, предназначенный для высадки в Крыму).

uX0ny8H5

Вскоре, будучи уже на ветре, Ушаков подал очередной сигнал авангарду исполнить поворот «всем вдруг» (всем вместе) через оверштаг и, «не наблюдая свои места, каждому по способности случая, с крайней поспешностью войтить в кильватер» своего флагманского корабля, ставшего передовым. После исполненного манёвра уже вся русская линия во главе с адмиралом «весьма скоро» оказалась на ветре у неприятеля, что значительно усугубило положение турок.

Не надеясь выдержать очередную атаку, турки дрогнули и пустились в бегство к своим берегам. Попытка преследовать противника в боевом ордере оказалась безуспешной. Легкость в ходу турецких кораблей спасла их от разгрома. Уходя от преследования, они растворились в ночной темноте.

Фёдор Ушаков проявил себя умелым флагманом, способным творчески мыслить и принимать неординарные тактические решения. «Не удаляясь главных правил», он смог нешаблонно распорядиться силами флота. Осуществляя устойчивое управление флотом, он стремился поставить флагманский корабль в голову колонны и вместе с тем дать определенную инициативу в маневре своим командирам («каждому по способности случая»).

В сражении ярко проявилось преимущество русских моряков в морской выучке и огневой подготовке. Сосредоточив главный удар на флагманских кораблях противника, Ушаков в максимальной степени использовал мощь артиллерии.

Победа русского флота в Керченском сражении сорвала планы турецкого командования по захвату Крыма. Кроме того, поражение турецкого флота привело к снижению уверенности руководства в безопасности своей столицы и заставило Порту «взять осторожности для столицы, дабы в случае со стороны российской на оную покушения, защитить бы можно было».

По материалам Википедии

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи