В планах экспедиции было запланировано обследование акватории «турецкой стенки» – рифовой гряды протянувшейся вдоль берега, на несколько километров на восток от мыса Железный рог. По данным гидролокации и по информации от независимых источников в этом районе находятся места затоплений нескольких объектов. На рифах могли гибнуть корабли разных эпох.
Её коварство в том, что находясь в сотнях метрах от берега, при глубине дна до 10 метров, она возвышается практически до самой поверхности воды и лишь в некоторых местах её можно заметить по перекатам волн через каменные возвышения. Мы сами убедились в том, что при южном ветре сложно маневрировать даже на лёгкой, управляемой лодке, что говорить о судне потерявшем ход и прижимаемом ветром и волнами к берегу…
Первые дни погода стояла благоприятная и мы сходу обследовали несколько точек. Как и предполагалось, часть из них была или грудой камней, или сетями, зацепившимися за дно и брошенными рыбаками. что касается точек вдоль рифа. Обследовать же
саму стенку с прибором сложно, хотя несколько сонограмм ГБО было сделано при следовании вдоль рифа, или в разрыв между грядой. На сонограмме видно, как лодка проходит сквозь такой проём. При 10-ти метровой глубине стена резко вырастает почти на 8 метров! Сложность приборного поиска в том, что при большом скоплении камней разглядеть на экране небольшие фрагменты не представляется возможным. Подтверждением тому стала находка Александром Кутиным предмета похожего на «масляный фильтр». Предмет явно «не свежий» и пролежал на дне не один десяток лет. Поднимать его не стали. Обследовали риф вокруг и, убедившись, что других находок нет, продолжили поиск. За несколько дней обследовали около километра «стенки».
Явных признаков крушений не обнаружили. Готовились продолжать, но, как всегда вмешалась погода. По прогнозам, через пару дней, обещали штормовой ветер с порывами до 20-ти метров. Решили сделать несколько погружений на «старого знакомого немца». Видимость была неплохая, но вдали от берега уже чувствовался приближающийся шторм – болтало неслабо. Ветер шёл с берега, и при относительном штиле у кромки воды, в ста метрах он дул уже достаточно крепко.
Кстати это ветер чуть не сыграл злую шутку с двумя девчонками, которые плавая на матрасе, были унесены ветром далеко от берега. Близкие на берегу даже подумать не могли, что их несёт в открытое море. Ведь на берегу штиль и волн нет. Хорошо, что возвращаясь с объекта, мы их увидели и дотянули (не без труда) до берега. Хотелось бы дать совет – если вас начало в десятке метров от берега, на матрасе, нести в море, и выгрести нет сил, бросайте матрас и пытайтесь доплыть самостоятельно.
Упоминая про рыбацкие сети на дне нужно упомянуть, что недавно рыбаки зацепили и вытащили на поверхность винт от самолёта. Судя по маркировке — немецкого.
Их много было сбито при атаках на конвои. Со временем будем заниматься их идентификацией.
Итак, шторм «прогнал» нас с места работ и мы решили «спрятаться» под другой берег – анапский. Выдвинулись в район Малго Утриша, затем на Сукко. Встречались с местными дайверами. У них сезон. Много желающих примкнуть к земноводной братии. Но это всё отдых, а мы, пользуясь моментом, пытались разведать новые места для экспедиций. К своему разочарованию поняли, что в сезон, не только встать лагерем у берега, но и просто подъехать на машинах к нему можно в паре мест на сотню километров, да и то это будет многолюдный пляж или кемпинг.
Финальной точкой нашей вылазки было решено сделать погружение на канонерскую лодку «Красная Грузия».
Историческая справка:
«Т-317», с 15 сентября 1918 года «Эльпидифор № 417», с 13 сентября 1924 года «ТЩ № 23», с 12 февраля 1925 года «Красная Грузия»
Водоизмещение — 1400 т
Длина — 74,83 м
Ширина — 10,39 м
Осадка — 3,51 м
Мощность — 2 × 375 л. с.
Скорость хода — 8,7 узла
Экипаж — 169 чел
Дальность плавания — 2300 миль на 6,8 узлах
Вооружение: Артиллерия: 3 × 1 130-мм, 2 × 1 76,2-мм. Зенитная артиллерия: 2 × 1 45-мм, 2 × 1 37-мм орудия, 5 × 1 12,7-мм пулеметов. Минно-торпедное вооружение: 180 мин обр. 1926 г. или «КБ», тралы Шульца и придонный.
Тральщик «Т-317» был заложен в 1917 году на заводе «Руссуд», в Николаеве, заводской № 417, спущен на воду в 1922 году, вступил в строй 30 октября 1923 года и вошел в состав Морских сил Чёрного моря.
18 марта 1926 года корабль был переклассифицирован в минный заградитель, а 28 июня 1928 года — в канонерскую лодку.
Прошел капитальный ремонт в 1925—1926 годах и в 1938 году. С 11 января 1935 года входил в состав ЧФ.
Корабль участвовал в обороне Одессы, высадке десанта в Григорьевку 22 сентября 1941 года, в Керченско-Феодосийской десантной операции 25 — 26 декабря 1941 года, высадке десантов в Станичку и Южную Озерейку 4 — 7 февраля 1943 года.
27 февраля 1943 года в 21:55 канонерская лодка «Красная Грузия» доставила маршевое пополнение в район Мысхако (плацдарм «Малая земля»). «Красная Грузия» уткнулась носом в берег и начала разгрузку.
В 23:23 канонерка была атакована торпедными катерами противника. Торпеда попала в левую часть кормы. Взрывом были выброшены за борт 130-мм орудие и пулемет. Артрасчеты погибли. Машинное отделение заполнилось паром. Аварийные партии пытались закрепить переборки и этим прекратить поступление воды. Удалось отключить котел, в противном случае он бы взорвался. Вода затопила артиллерийские погреба.
28 февраля 1943 года в 01:20 канонерская лодка села на грунт на глубине носом — 1,18 м, кормой — 4,76 м.
Прибывшие буксиры пытались стащить корабль с мели, но из-за усилившегося обстрела спасательные работы пришлось прекратить. В последующие дни авиация и артиллерия противника основательно разрушили «Красную Грузию».
После войны АСС ЧФ была срезана находившаяся над водой надстройка, сам же корпус корабля находится на грунте по сей день.
Нужно отметить факт, что канонерка была потоплена тем самым «сто вторым» шнелльботом (в составе первой флотилии торпедных катеров), который мы обследуем уже не первый год.
На «Красную Грузию» мы уже погружались в 2002 году, во время экспедиции «Мемориал 2002». И в год 70-летия Победы решили ещё раз отдать честь морякам и десантникам «Малой земли». Но не тут-то было. За эти годы Мысхако так застроился коттеджами и домами, что к берегу попасть было нереально. Нашли одно место в 400 метрах, но и там подъехать к морю на машинах было невозможно. Так-что от погружения на корабль пришлось отказаться.
Последним этапом экспедиции в год Великой Победы стало посещение мемориала «Малая земля». Сложно описать чувства, возникающие при осознании подвига, совершённого нашими героями. Когда стоишь на земле, прочной как бетон и пытаешься осознать, что в нём моряки-куниковцы рыли окопы и траншеи. Было оборудовано 230 скрытых наблюдательных пунктов и более 500 огневых точек, созданы подземные склады, командный пункт находился в скальном убежище на глубине шести метров! Ровно 225 дней, на ровном, как стол, плацдарме, моряков-десантников обстреливала артиллерия и авиация противника, но они выстояли и отстояли право на Победу!