9-я экспедиция «Мемориал — 2002»

ГлавнаяНовости клубаЭкспедиции9-я экспедиция "Мемориал - 2002"
команда
Старт экспедиции от дебаркадера — базы клуба

Идея создания подводной экспедиции родилась в ноябре 2001 года. Девятую экспедицию хотелось провести не так как всегда, а с размахом. И когда Тольяттинское предприятие «Тольяттинская судоверфь» предложило нам провести испытание только что построенного головного катера-катамарана «Подводный охотник» мы с радостью её поддержали. Сразу возникла идея о масштабной морской экспедиции со стоянками от Таманского полуострова до Сочи.

Был предложен маршрут экспедиции с базовыми лагерями. Цель экспедиции обследование кораблей погибших во время войны, возложение венков на местах гибели людей. Председателем клуба Станиславом Долговым было опубликовано открытое письмо в СМИ России с просьбой к родственникам сообщить о погибших на Азовском и Черном море отцов, братьев и близких, для того чтобы поименно отдать почести их подвигу. Пришло немало писем от родственников и военно-патриотических объединений. Они хранятся в музее клуба.

флаг экспедиции
флаг экспедиции

Перед началом экспедиции связались с начальником штаба территориального отдела погранвойск Краснодарского края полковником Кипоровым Юрием Николаевичем с просьбой помочь в проведение данной акции. От него мы получили заверение, что по всему маршруту следования нам будут помогать пограничники.

Начало экспедиции обозначено 16.07.02г. С транспортировкой катера помогли ребята «Донречфлота» погрузив его на крышку сухогруза «Бологое», на причале Тольяттинского судоремонтного завода. По плану экспедиции основная группа аквалангистов на личном транспорте, с оборудованием, должна прибыть на Таманский полуостров и организовать базовый лагерь. Там, где традиционно располагался лагерь экспедиций в прошлые годы. Туда же по по морю подойдёт катамаран, и встанет на рейде западнее мыса Тузла. Там и состоится старт наших исследований.


Ростов-на-Дону — Тамань (мыс Тузла)

катамаран
катамаран «Подводный охотник» на переходе Ростов-на-Дону — Тамань

Катер с небольшой командой шёл своим ходом от Ростова-на-Дону до мыса Тузла, проблема была в том что опыта плавания по внутренним морским путям ни у кого не было. Набралась небольшая команда энтузиастов из четырех человек: Алексей Федотов — капитан, Александр Ёлкин — штурман, Вячеслав Листопадов — механик, Егор Федотов (12 лет) — юнга.

На катере стояла вся навигационная аппаратура, морские электронные карты, радиостанция, эхолот, GPS навигатор. Перегон катера обошелся без приключений, не считая того что на реке Дон, ночью, чуть было не протаранили яхту, идущую без габаритных огней, и в Ясенском заливе попали в шквал. Но всё обошлось.


ТАМАНЬ (мыс Тузла)

Тузла
Лагерь между мысом и косой Тузла

Итак, вечером 20 июля 2002 г., вся экспедиция была в полном составе. Обсуждался навигационный план и объекты наших исследований. Центральный Военно-морской музей России г. Санкт-Пертербург, прислал нам в помощь эксперта по судам Второй мировой войны Сергея Курносова и поэтому первое погружение мы решили произвести на бронекатер БКА-334, проекта 1124. Его обследование мы начали ещё в прошлом году. Работа на нём заняла у нас два дня. Пока аквалангисты работали на дне, в лагере шла подготовка к церемонии возложения венков. Второй объект обследованный нашей поисковой группой во главе с Андреем Ершовым, представлял большое судно лежащее на глубине 28 метров, транспорт «Кола». Судно разрушено взрывом в центральной его части, как будто бы перекушено гигантскими клещами.

погружение широким шагом
Погружение с катамарана

Груз на судне отсутствует, что свидетельствует о том, что оно шло в балласте. Один винт диаметром 3,5 метра, абсолютно выгоревшая рубка, из находок только фрагмент унитаза с корабельного гальюна. В носу висят два якоря Холла. Судно подорвалось на якорной мине.

пароход
Транспорт «Кола» (бывш. «Галата», «Амантея»)

Транспорт «Кола» построен в 1906.г бывшие названия: «Галата», позже «Амантея». 2564 брутто регистровых тонн. Транспорт «Кола» в ночь с 18.07 на 19.07.41г. двигался в балласте из Новороссийска в Феодосию в составе конвоя. Опасаясь вражеских подводных лодок сильно прижался к таманскому берегу и вышел на наше минное поле. В 07:47, на траверзе мыса Железный рог, судно подорвалось на мине. Погибло 3 человека спасено 33. Это первое гражданское судно погибшее на Черном море во время Великой Отечественной войны.

23 июля под залп пограничников, возложили венки на месте гибели судов в Керченском проливе.
Лагерь и катамаран перемещаются к следующей точке экспедиции. Следуем на мыс Малый Утриш, что между Анапой и знаменитой «Малой землёй» (Новороссийск).


Малый Утриш (Лобанова щель)

дайвер
Сергей Аленичев готовится к погружению

Опять рабочее совещание, планирование мест погружений. Лагерь установили на территории местной погранзаставы в распадке носящем название Лобанова щель. Воду, душ все любезно предоставили нам пограничники.

Проблем с бытом практически не было. Наш заместитель по хоз.части экспедиции Сергей Аленичев обеспечивал всем необходимым. По старой традиции новичков принимали в экспедиционное братство, в День Нептуна. Каждый вновь прибывший обязан был выпить из водолазной маски морской воды и зачитать клятву верности богу морей.

пароход
Пароход «Фабрициус»

Первым объектом в этом районе, стал транспорт «Фабрициус». Судно основательно разрушено, обломки лежат в радиусе 300 метров, глубина от четырёх до 25-ти метров. Трудно понять где нос, где корма, огромное количество разных медных труб, лежит якорь. В одном месте сохранился кнехт. Плавает много морской живности, бычок, горбыль, пеленгас. Останки судна густо усеяны мидиями и рапанами. Не верится что это был большой и красивый корабль.

«Фабрициус» (год постройки 1906), бывший «Сайда», 2434 брутто-регистровых тонн, погиб 2 марта 1942г. В тот день он вышел без охранения из Новороссийска в Камыш-Бурун. Груз: 700 человек, 6 минометов, 20 лошадей, 12 повозок. В 01:45 ночи был атакован самолетом — торпедоносцем Не-111, получил попадание в правый борт. Погибли 5 человек экипажа и несколько пассажиров. Смотреть на затопленный корабль всегда трудно, вдвойне если на нем погибли люди.

красная грузия
Канонерская лодка «Красная Грузия»

Пока шел осмотр «Фабрициуса», наши поисковики обнаружили на траверзе Мысхако (Малая земля) обломки судна средних размеров.

На следующий день, команда из шести аквалангистов в месте с экспертом прибыли на место погружения. Согласно архивным данным в этом районе 28.02.43г. погибла канонерская лодка «Красная Грузия». Бывший «Эльпидифор №417», 1400 тонн. Вооружение 3х130мм орудия, 2х76мм, 2х45мм, 2х37мм, 5 пулеметов. Экипаж 169 человек. Канонерка стояла под разгрузкой с прибывшим пополнением для обороны Малой земли.

дайвер на дне
На месте гибели «Красной Грузии»

В 23:23 в кормовой части левого борта взорвалась торпеда выпущенная с немецкого торпедного катера S-102. Попытки спасти судно не увенчались успехом. В 01:20 канонерская лодка села на грунт. Погибло около 20 человек. Останки судна покоятся на сравнительно небольшой глубине 6 метров, корпус плоскодонный, сохранился достаточно хорошо. Орудия отсутствуют вероятнее всего их подняли. Боезапаса нет.

Поиски следующего объекта тральщика «Груз» погибшего тоже в 1942 году, по координатам данным архивом не увенчались успехом. На месте гибели судов клубом спущен на воду венок.


Геленджик (Голубая бухта)

люди в палатке
Работа над навигационным планом

После четырёх дней проведенных на Малом Утрише экспедиция переместилась в район Голубой бухты недалеко от г. Геленджик.
Море штормило, высота волны 2 метра. Катамаран «Подводный охотник» был рассчитан для эксплуатации в море при волнении не более 1,2 метра, и мы боялись что потеряем судно. Было принято решение укрыться в Геленджикской бухте, но для этого надо было пройти 45 км. Катер выдержал переход. Шторм стих, и утром 2 августа группа из 12 аквалангистов под руководством инструктора Виктора Иванова вышла в район гибели теплохода «Адмирал Нахимов».

нахимов
Теплоход «Адмирал Нахимов» (бывший «Berlin»)

Теплоход, не является объектом погибшим во время войны, но всем хотелось на него посмотреть, чтобы оценить состояние конструкций, пролежавших на дне сравнительно недолго — 16 лет. Погружались под воду небольшими группами.

Не имеет смысла рассказывать о трагедии произошедшей 31 августа 1986 г. и унесший жизни 423 человек. О ней уже достаточно много опубликовано и нам было известно, но вид корабля длинной более 170 метров нас поразил. Судно лежит на глубине 47 метров. Лайнер хорошо сохранился. Ещё не оброс ракушками и видна белая краска. В каютах личные вещи пассажиров, умывальники, столы, и даже кондиционеры » БК-100″…

линкор
Линкор «Императрица Екатерина Великая»

Строго следили за планированием погружения. На глубине пробыли недолго, но время декомпрессии составило более 15 минут.

После этого, вторая группа осмотрела лежащий на глубине 42 метра, в километре от «Адмирала Нахимова», линкор «Императрица Екатерина Великая» (на момент гибели «Свободная Россия»). Затоплен по приказу Ленина в 1918 году. По линкору были выпущены торпеды с эсминца «Керчь». С трудом в огромном, перевёрнутом корпусе угадывается огромный корабль. От носа и до середины большие разрушения от взрыва торпед. Внутрь заходить не стали — наше погружение рекреационное, без заходов во внутренние помещения. Для этого нужны особые навыки и дополнительное оборудование.

линкор на дне
Зарисовка «Свободная Россия» на дне

Опять поднялась волна, и катер стал подозрительно зарываться носом в волну с трудом возвращаясь в нормальное положение. Решили искать причину. Встали метрах в пятидесяти от борта огромного норвежского танкера стоящего на якорях, для того чтобы он своим корпусом закрыл нас от волн и ветра.

Открыли носовые отсеки — они полны воды! Оказывается по нашей халатности не затянули плотно комингс-люки и вода залилась в образовавшиеся щели. Радовало то, что на катере 8 гермоотсеков.

Итак мы отвлеклись от цели экспедиции на один день. Согласно нашей картографической системе, недалеко от мыса Толстый на глубине 36 метров находится объект возможно относящийся к войне.

дайвер
Погружение на объект

В течение четырех часов сканирования дна, поисковая группа обнаружила неоднородность грунта. Для визуального осмотра на объект опустился дежурный водолаз.

По его описанию на дне лежит контейнер размером 5х5 и длинной 20 метров закупоренный, есть небольшое отверстие, но ничего внутри не видно, эта находка осталась для нас загадкой. Скорей всего он потерян в шторм каким-нибудь контейнеровозом. Такое часто случается. Нас этот объект не заинтересовал. К войне он не имеет никакого отношения.

Исследования продолжаются. Нас ждёт стокилометровый переход до конечного пункта — Туапсе. Экспедиция по первоначальному плану должна была закончиться в Сочи, но мы потеряли много времени из-за штормов, и времени на обследование объектов ещё в одной точке запланированного маршрута уже не остаётся. Прибережём наши планы до лучших времён


Туапсе (мыс Кодош)

шторм
Шторм

Во время войны немцы не дошли до Туапсе, их остановили на Шаумянском перевале, но подводные лодки и торпедные катера противника уничтожили несколько советских судов в этом районе. Катер встал недалеко от мыса Кодош в нескольких километрах от места гибели неизвестного судна.
Времени на поиски корабля осталось совсем немного, не более двух дней. И как назло вновь разыгрался шторм.

Высота волны 3 с лишним метра, на катамаране сорвало один их якорей. На оставшемся якоре «Подводный охотник» стал дрейфовать к берегу. Создалась критическая ситуация.

катамаран
Экспедиционный катамаран

До укрытия в гавани Туапсинского порта не более трёх километров. Команда вплавь добралась до катамарана, из двух двигателей завелся только один. Пошли малым ходом носом к волне, катер сносило на каменную гряду. Надели спасательные жилеты, на случай если смоет за борт. Рация наготове — вызвать спасателей, снять команду. Крен достигает 30 градусов. Катер и на этот раз выдержал испытание. Зашли в порт мокрые испуганные, но довольные.

Через два дня катер при помощи пограничников разобрали и погрузили на трейлер для отправки в Тольятти. Так, без потерь и с новыми открытиями закончилась эта экспедиция.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи