Судно по частям было поднято Аварийно-спасательно службой Черноморского флота. Частично срезаны его фрагменты. Оставлен судовой набор и многие фрагменты. Обломки лежат в радиусе 300 метров, глубина от четырёх до 25-ти метров. Трудно понять где нос, где корма, огромное количество разных медных труб, лежит якорь. В одном месте сохранился кнехт. Место потопления обследовано клубом в 2002 году.
ТТД:
- Водоизмещение: 4277 т.
- Размеры: длина — 95,93 м, ширина — 13,5 м, осадка — 6,17 м.
- Скорость полного хода: 9 узлов.
- Силовая установка: паросиловая, 1250 л.с.
История судна:
Мобилизованное транспортное судно. Бывший английский грузовой пароход «Antigone». Был построен в 1906 г. на судоверфи Craig, Taylor & Co. Ltd., в Стоктоне, Великобритания. С 1928 г. под названием «Emmy Friedrich» находился в собственности германского судовладельца, а с 1929 г. под названием «Saida» — французского судовладельца.04.11.1929 г. пароход потерпел навигационную аварию в Белом море.
Поднят 05.12.1929 г. и в связи с отказом владельца от спасения после ремонта передан Северной главной конторе Совторгфлота.
В середине 1930-х г. передан Черноморскому государственному морскому пароходству.27.07.1941 г. был мобилизован и зачислен в составе Черноморского флота в качестве транспорта.Участвовал в доставке пополнений в Севастополь, Керченско-Феодосийской десантной операции.02.03.1942 г. транспорт «Фабрициус» (капитан Григор М.И.) вышел без охранения из Новороссийска в Камыш-Бурун, имея на борту 700 человек маршевого пополнения, 6 минометов, 1200 тонн фуража, 20 лошадей и 12 повозок.
В 01 ч. 45 м., находясь между Новороссийском и Анапой, «Фабрициус» был атакован с дистанции 300-500 метров немецким самолетом-торпедоносцем Не-111. Попытка уклониться не удалась, торпеда попала в правый борт, погибло около 10 человек.Судно не затонуло только потому, что груз сена и бочек держал его на плаву.
Капитан принял решение посадить судно на мель. По рации были вызваны буксиры, на помощь подошел транспорт «Василий Чапаев». Спустя 2 часа, в 150 метрах от мыса Утриш судно было посажено на мель. Там, на мысу, экипаж похоронил пятерых своих товарищей. Моряки установили над могилой небольшой белый обелиск.
Впоследствии были предприняты попытки подъема, но начавшийся шторм окончательно посадил судно на камни. Экипаж судна находился на нем до августа 1942 г. Вдобавок ко всему 16.05.1943 г. из подводного положения с расстояния в пять кабельтовых подводная лодка «М-111» под командованием капитан-лейтенанта М. И. Хомякова выпустила в «Фабрициус» две торпеды, приняв его за вражеский корабль.
После войны судно по частям было поднято Аварийно-спасательно службой Черноморского флота, однако на месте гибели судна и сейчас можно увидеть обломки носовой части «Фабрициуса» (два якорных клюза), много фрагментов корпуса корабля.
Вообще, ничего не сказано о деятельности парахода с 1929 года до середины 30-х.
Грустная страница в истории парахода забыта!
В это время параход из Архангельска, уже под гордым именем Ян Фабрициус занимался перевозкой репрессированных священнослужителей, раскулаченных и врагов народа по берегам р. Печора.
Мне известно, что вспышка тифа на параходе привела к массовой гибели людей.
Часть из умерших была звхоронена в Усть-Цильме у старообрядческой церкви. Сейчас на месте захоронения построен рынок.
Спасибо за интересную информацию. Информация по истории судна взята из открытых источников. Информацию о состоянии судна на дне мы можем подтвердить лично. Хотелось бы узнать источники Вашей информации. Если она подтверждена документально, то можно внести дополнение в текст.