Судно по частям было поднято Аварийно-спасательно службой Черноморского флота. Частично срезаны его фрагменты. Оставлен судовой набор и многие фрагменты. Обломки лежат в радиусе 300 метров, глубина от четырёх до 25-ти метров. Трудно понять где нос, где корма, огромное количество разных медных труб, лежит якорь. В одном месте сохранился кнехт. Место потопления обследовано клубом в 2002 году.
ТТД:
- Водоизмещение: 4277 т.
- Размеры: длина — 95,93 м, ширина — 13,5 м, осадка — 6,17 м.
- Скорость полного хода: 9 узлов.
- Силовая установка: паросиловая, 1250 л.с.
История судна:
Мобилизованное транспортное судно. Бывший английский грузовой пароход «Antigone». Был построен в 1906 г. на судоверфи Craig, Taylor & Co. Ltd., в Стоктоне, Великобритания. С 1928 г. под названием «Emmy Friedrich» находился в собственности германского судовладельца, а с 1929 г. под названием «Saida» — французского судовладельца.04.11.1929 г. пароход потерпел навигационную аварию в Белом море.
![пароход фабрициус](https://epron-pro.ru/wp-content/uploads/2002/07/960f84dc1b54-1024x538.jpg)
Поднят 05.12.1929 г. и в связи с отказом владельца от спасения после ремонта передан Северной главной конторе Совторгфлота.
В середине 1930-х г. передан Черноморскому государственному морскому пароходству.27.07.1941 г. был мобилизован и зачислен в составе Черноморского флота в качестве транспорта.Участвовал в доставке пополнений в Севастополь, Керченско-Феодосийской десантной операции.02.03.1942 г. транспорт «Фабрициус» (капитан Григор М.И.) вышел без охранения из Новороссийска в Камыш-Бурун, имея на борту 700 человек маршевого пополнения, 6 минометов, 1200 тонн фуража, 20 лошадей и 12 повозок.
![пароход.](https://epron-pro.ru/wp-content/uploads/2002/07/269435-1024x654.jpg)
В 01 ч. 45 м., находясь между Новороссийском и Анапой, «Фабрициус» был атакован с дистанции 300-500 метров немецким самолетом-торпедоносцем Не-111. Попытка уклониться не удалась, торпеда попала в правый борт, погибло около 10 человек.Судно не затонуло только потому, что груз сена и бочек держал его на плаву.
![Утриш. Пароход](https://epron-pro.ru/wp-content/uploads/2002/07/UxhBLS0wVck.jpg)
Капитан принял решение посадить судно на мель. По рации были вызваны буксиры, на помощь подошел транспорт «Василий Чапаев». Спустя 2 часа, в 150 метрах от мыса Утриш судно было посажено на мель. Там, на мысу, экипаж похоронил пятерых своих товарищей. Моряки установили над могилой небольшой белый обелиск.
![Пароход на Утрише](https://epron-pro.ru/wp-content/uploads/2002/07/fabritsius-2.jpg)
Впоследствии были предприняты попытки подъема, но начавшийся шторм окончательно посадил судно на камни. Экипаж судна находился на нем до августа 1942 г. Вдобавок ко всему 16.05.1943 г. из подводного положения с расстояния в пять кабельтовых подводная лодка «М-111» под командованием капитан-лейтенанта М. И. Хомякова выпустила в «Фабрициус» две торпеды, приняв его за вражеский корабль.
После войны судно по частям было поднято Аварийно-спасательно службой Черноморского флота, однако на месте гибели судна и сейчас можно увидеть обломки носовой части «Фабрициуса» (два якорных клюза), много фрагментов корпуса корабля.
Вообще, ничего не сказано о деятельности парахода с 1929 года до середины 30-х.
Грустная страница в истории парахода забыта!
В это время параход из Архангельска, уже под гордым именем Ян Фабрициус занимался перевозкой репрессированных священнослужителей, раскулаченных и врагов народа по берегам р. Печора.
Мне известно, что вспышка тифа на параходе привела к массовой гибели людей.
Часть из умерших была звхоронена в Усть-Цильме у старообрядческой церкви. Сейчас на месте захоронения построен рынок.
Спасибо за интересную информацию. Информация по истории судна взята из открытых источников. Информацию о состоянии судна на дне мы можем подтвердить лично. Хотелось бы узнать источники Вашей информации. Если она подтверждена документально, то можно внести дополнение в текст.