8-я экспедиция Тольятти — Одесса

ГлавнаяНовости клубаЭкспедиции8-я экспедиция Тольятти - Одесса
экспедиция
Команда экспедиции перед стартом

Время проведения экспедиции выбрано не случайно, майские праздники хороши тем, что в среднем 10-12 дней можно провести с пользой для себя и других.
Место проведения экспедиции северо-западное побережье Черного моря в 100 км южнее г. Одессы недалеко от Будакского лимана.
Идея провести в этом районе подводную экспедицию, созрела еще четыре года назад из-за большого количества затопленных объектов на небольшом участке акватории. Место достаточно мелководное, глубины в среднем 15-20 метров.


малютка
Подводная лодка типа «М» («Малютка»)

Историческая справка
Во время войны 41-45 г.г. в районе от г. Одесса до румынского г. Сулина находились позиции советских подводных лодок. Немецкие и румынские транспорты с военными грузами, шли, прижимаясь к берегу, чтобы стать незаметными на его фоне. Акватория вдоль караванных путей была густо напичкана минными полями, а сами караваны шли под прикрытием канонерских лодок, но наши подводники все же умудрялись находить проходы в минных полях и топить вражеские конвои.

Большое количество фашистских транспортов так и не пришли к месту назначения. Не всегда везло и нашим подводникам. В этом районе погибли две подлодки типа «М»: «М-118» (Командир капитан-лейтенант Савин С.С.) и «М-31» (Командир капитан-лейтенант Расточиль Е.Г.).Подводные лодки типа «М» — на флоте, по начальной букве называли «Малютками».
Подводная лодка предназначалась для защиты портов, военно-морских баз и мест рассредоточенного базирования ВМФ СССР от нападения кораблей противника,а также для нанесения торпедных ударов по кораблям и судам противника в условиях узостей и шхер. ﷯Основной отличительной особенностью лодок этого проекта было наличие единой для надводного и подводного хода энергетической установки (дизельной), работающей на принципе химического поглощения углекислоты выхлопных газов. Главный конструктор А. С. Кассациер (ЦКБ-18).

схема подлодки
Схема ПЛ типа «М»

Тактико-технические данные малых ПЛ типа «М»
Водоизмещение: Надводное 205т. Подводное 240т.
Длина 42 метра
Ширина 3.30 метра
Осадка в надводном положении 2,58 м
Мощность двигателей 685 л.с.
Скорость максимальная: — надводная 13,5 узлов, подводная 8 узлов
Глубина погружения предельная 60 м
Вооружение: — 2 торпеды 533 мм, 1 пушка 45 мм
Экипаж 21 человек


погрузка камаза
Погрузка снаряжения экспедиции

И вот 26 апреля настал день отъезда к месту проведения VIII подводной экспедиции клуба «Нептун-про». Как всегда в путь отправились на личных автомобилях, плюс «КАМАЗ» с оборудованием экспедиции. Это баллоны, компрессоры, лодки, палатки и ещё много всякой всячины, без которой не обойтись в экспедиции. Так как экспедиция имела статус некоммерческой и была посвящена памяти моряков–черноморцев погибших во время В.О.В, мы надеялись на помощь со стороны пограничников, таможенников, а получилось наоборот. На Российской стороне наш «КАМАЗ» продержали 8 часов. Не взяв ни копейки, но, сильно попортив нервы, всё же дали добро на проход границы.

палатка и лагерь на берегу моря
Лагерь экспедиции

А вот границу Украины мы пересекли за 30 минут, просто к нам подошел таможенник и сказал, что за 100 баксов у нас не будет проблем. Сто баксов поднапряглись, но нашли и проблем действительно не стало. Нам показалось, что у всех этих служб предки воевали не на нашей стороне. На территории самостийной Украины почти полное отсутствие работников дорожной инспекции, поэтому больше приключений до точки назначения у нас не было.

В г. Одесса нас встретили наши друзья из дайв-клуба «Посейдон», они же участники экспедиции с украинской стороны.
Итак основная цель нашей подводной археологической экспедиции «Тольятти — Одесса 2002»:

  1. Обнаружить и обследовать группу затопленных объектов в радиусе 10 миль от мыса Будаки, до села Лебедевка и мористее.
  2. В случае обнаружения кораблей, идентифицировать их.
  3. Отдать долг памяти погибшим морякам в водах.

Историческая справка
Холодным днем 1 октября 1942 г. советская подводная лодка «М-118» находясь на своей позиции мористее мыса Будаки, торпедировала немецкий транспорт «Зальцбург» водоизмещением 2257тн.

лодка типа м
Лодка типа «М» выходит с базы

По немецким данным, на борту судна находился груз пустых бочек, 810 тонн угля. А вот по данным нашей стороны корабль перевозил 2300 советских военнопленных.
После затопления «Зальцбурга» корабли охранения сумели спасти 16 немцев, 47 румын, 132 военнопленных, немногим удалось добраться вплавь до берега. Погибло не менее 2080 наших пленных. Мы не вправе винить, что лодка погубила такое большое количество советских солдат. Командиру «Малютки» был дан приказ любыми способами уничтожать транспорты противника, а о грузе он, и не знал. Выходя в поход, до самого возвращения, связи с «большой землёй» лодка не имела.
После того как подводная лодка торпедировала транспорт, по немецким данным, она в течение 2,5 часов отлеживалась на грунте.
После доклада гидроакустика командир подлодки Савин С.С. решил, что погони не будет, и стал малым ходом уходить мористее на глубину.
Они не знали, что над местом трагедии барражирует гидросамолет противника «Арадо-196», он и заметил след взбаламученного ила от винтов подлодки. Самолет сбросил две авиабомбы, но попадания не зафиксировал. По радиосвязи были вызваны румынские канонерские лодки «Локонент командор Стихи Эуген» и «Сублоконент Гикулеску Константин», которые сбросили 7 глубинных бомб. На поверхность всплыли деревянные фрагменты и куски обмундирования. Румыны сбросили буй. На следующий день прибыли водолазы, но ничего не обнаружили. Часто во время войны, чтобы сбить противника с толку, наши подводники через торпедные аппараты выбрасывали старое обмундирование, куски дерева, сливали небольшое количество мазута. Противник, наблюдая якобы следы потопления подводной лодки, прекращал преследование и уходил на базу. Лодка же, отлежавшись на грунте пару часов, продолжала свою охоту. Хотелось бы верить, что так было и в тот раз, но факт один, лодка из того похода на базу не вернулась…


аквалангист с фонарём
На транспорте «Зальцбург»

При осмотре судна мы не обнаружили оставшиеся орудия. Вероятно, их тоже сняли, но об этом не упомянули.Тем временем несколько участников экспедиции занимались поиском свидетелей тех лет, среди местных жителей. Согласно той информации, которую они получили, если даже отбросить большую часть как художественный вымысел, после затоплении «Зальцбурга» (местные его называют «баржа»), на берег вымыло огромное количество трупов. Цифры называют достаточно противоречивые от 400 до 1000 человек. В селе Лебедевка местный житель показал примерное место захоронения, тех, кого вымыло с «баржи». Видны контуры 2-х могил по 30 метров в ширину и длину. Здесь лежат безымянные герои, чьи имена в списках той войны значатся как пропавшие без вести. Отдав дань памяти, и возложив цветы, продолжаем свои исследования.

подготовка к погружению
бригада подводных операторов готовится к погружению

Следующие судно обнаруженное нашей поисковой лодкой в 14 км от берега, по всей вероятности не принадлежит к В.О.В. Это огромное паровое судно длиной 120-140 метров с одним винтом, сильно разрушено временем. Хорошо сохранился нос корабля с огромным адмиралтейским якорем, два паровых котла с бронзовыми водогрейными трубами и редуктором. А в основном это бесформенная груда ржавого железа. По архивным данным ничего не нашли. За два дня до окончания экспедиции были найдены еще два последних корабля в этом районе. Один из которых транспорт «Теодорих». Другой тоже относился ко времени первой мировой войны, а вот второе судно достаточно интересное – корабль в отличном состоянии длиной 50-60 метров, шириной 12-14 метров, лежит верх днищем, плоскодонка, в днище открыты люки.

С одной стороны можно пробраться в рубку. Груза нет. В носу огромная пробоина круглой формы диаметром 6-7 метров вероятно от попадания торпеды. По архивным данным в этом районе подводная лодка «М-36» (командир капитан-лейтенант Комаров В.Н) 23.08.1942.г с дистанции 4-6 кабельтовых отправила на дно теплоход «Анкара» (4768 брт.).Но размеры найденного нами судна под это описание не подходят. Тем более, ребята сняв в машинном отделении прибор с надписью «Кiев. Завод точных приборов», внесли ещё большую неясность в определение судна. Придётся еще поработать в архивах.

лодка у берега
Лодка на подходе к базе

В итоге осмотрели весь район, но подлодка так и не обнаружена. Возможно, нашей ошибкой при поисках стало то, что мы искали «Малютку» мористей транспорта «Зальцбург», а лодка затонула около берега, или, то что, получив серьёзные повреждения лодка продолжала уходить в сторону базы, но не дошла и затонула вдали от места нашего поиска.

люди с артефактом
Андрей Ершов с Алексеем Максимовым рассматривают термометр из машинного отделения «Зальцбурга». (Последнее прижизненное фото Алексея в экспедиции)

Некоторые местные жители в один голос утверждали, что недалеко от берега в районе мыса Бурнас (это в 25 км. от места гибели «Зальцбурга») видели на мелководье фрагмент подводной лодки (корма с винто-рулевым комплексом), но у нас уже не было времени на проверку этих данных.

Майские праздники кончались, всех участников экспедиции дома ждали свои дела, пора домой. Но останавливаться на достигнутом мы не собираемся и в скором времени обязательно продолжим поиски «Малютки», чтобы отдать последние почести экипажу. Их было 21 человек.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долгов
Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи