Планы на это лето были по-настоящему грандиозны. Руководство клуба разошлось во мнениях по целям и местам проведения экспедиции. Саша (Ёлкин) предложил совершить экспедицию в Болгарию. Перспективные объекты для обследования: Болгарское рефрижераторное судно «Шипка», Румынский минный заградитель «Реджеле Кароль I», Германские охотники за подводными лодками Uj-309 и Uj-2307, но основные — это советские подводные лодки С-34 и Щ-211, и лидер эскадренных миноносцев «Москва».
Моё же предложение «скромнее» — продолжить поиски в Керченском проливе, а именно «прочесать» район мыса «Панагия» и рифа «Трутаева». Как всегда экспедиция отправилась в дорогу от дебаркадера на набережной. Машин в этот раз было немного, как впрочем, и ныряльщиков (6 человек)…
Море встретило нас прохладной дождливой погодой. Лагерь решили разбить, как и в позапрошлом году, на рифе Коротки, только в этот раз рискнули (опасаясь шторма), разместиться у кромки воды. «Утрясли» все формальности, по работе в море, с археологами и пограничниками, подготовили оборудование и на следующий день вышли на объект.
Поиск в районе рифов с помощью эхолота невозможен из-за скопления камней (и собственно рифа). К тому же, местные археологи сообщили об обнаружении на траверзе «Панагии» неизвестного объекта.
Нашли его быстро. На траверзе мыса Панагия, в 3-х км от берега, на глубине 10 метров. Возвышение над грунтом 1-1,5 метра.
Надстроек не сохранилось. Виден двигатель и всё машинное отделение. Рядом на боку лежит 20 мм крупнокалиберный пулемёт, на высокой станине, с наплечниками и наполовину зарывшимся щитком. На небольшом удалении от корабля лежат два якоря (тележки) от морских мин, но самих мин нет.
На поверхность подняли клюз, обрывки кабелей и проводки, банку от аккумулятора и стеклянную колбу в металлическом кожухе непонятного назначения. Возвратившись на базу, сделали несколько попыток идентифицировать объект. Ни одной маркировки на находках не обнаружили.
В советском флоте применялись пушки калибра 45-ти мм или крупнокалиберные пулемёты ДШК калибра 12,7 мм, что даёт право думать о принадлежности корабля к гитлеровской коалиции. Скорее всего это зенитный пулемёт «Flak 30». Но один из археологов сказал, что он нашёл вентиль с маркировкой: «артель № …». Если предположить, что в годы войны корабль (как это часто случалось) был захвачен у нас гитлеровцами и на него установлено немецкое вооружение, или на немецком (румынском) корабле установлены узлы и агрегаты советского происхождения. Есть ещё одна версия, что это швейцарский зенитный автомат «Эрликон», он тоже был 20-мм, но всего на чёрное море, по ленд-лизу, их поставлено 46 шт. И шансов, что такая уникальная находка подвернулась нам, очень мало.
Два дня на обследование корабля море посчитало слишком много для нас. Видимость, которая итак была 4 — 5 метров ещё больше ухудшилась. Начало штормить. Поиски решили продолжить «спрятавшись» под рифом Трутаева, и вести обследование «на коленках». Но и здесь ждало разочарование. Течение было настолько сильным, что аквалангистам приходилось буквально передвигаться с помощью рук, цепляясь за камни.
На следующий день погода вроде «разгулялась», над морем светило солнце, суда на рейде, напротив нас стояли, кто, как. Что говорило о том, что штормового ветра и собственно шторма не предвидится. Только справа, вдали, где-то за Керчью небо было темным. Мы даже не стали включать морскую рацию и стали готовиться к выходу в море. Решили перед выходом перекусить.
Пока обедали, откуда-то набежали облака, над Керчью уже вовсю сверкали молнии. Я поднялся на берег и снял эту панораму: слева ещё светило солнце.
Перед нами, к судам стоящим на рейде, спешили буксиры (потом мы поняли зачем). Над ними было 4 «этажа» облаков. Нижние, такие беленькие и пушистые, могли вызвать только умиление у любителя природы.
Повыше, второй и третий «этажи» свинцово-серого цвета, необъяснимо двигались навстречу друг другу, создавая небольшие смерчеподобные завихрения. Последний же четвёртый этаж был чёрного цвета и, клубясь, как дым от паровоза, постоянно увеличивался в размерах. Справа небо, однородно-серого цвета, подсвечивалось ежесекундными вспышками молний.
Без пояснений синоптиков стало ясно — надвигается шквал. Еле успели покидать вещи в палатки, да укрыть детей в «штабной», как налетел ураганный ветер с градом и дождём. «Взрослое» население кинулось держать палатки. Сергей Дмитриев беспокоясь за судьбу своего «Мерседеса», имеющего большую парусность, кинулся на стоянку и увидел, как мимо него «пробегает» его же палатка. От купания в морских волнах её спасло только то, что она влетела в машину Влада Балабанова, который в это время удерживал от порывов то свою, то штабную палатку.
Слава Борисов вместе с Любой Волковой боролись за живучесть своего жилища. Тент от порывов шквального ветра порвался, и в палатку стала проникать вода. За мою палатку я не беспокоился — ещё до шквала накрыл её брезентовым тентом, который от воды так намок, что сам прижал палатку к земле. В это время Татьяна Филиппова пыталась удержать палатку, которая сорвалась с растяжек и уже была в метре от волн. Пришлось нам своими телами прижать её к земле. Вот такой катаклизм (или как мы говорили «у кота клизма»). Ощущения скажу вам не из приятных.
Сверху по тебе бьёт дождь с градом размером 1,5 — 2 см. Сзади ветер гонит на тебя струю камней с песком. Мимо пролетают забытые вещи и остатки нашего обеда. Больше всего я переживал за лодку стоящую на берегу, хотя перед штормом выбросил якорь подальше на берег. Её могло унести волнами, как впрочем, и многое из того, что находилось на берегу, включая нас. Но хорошо, что мы спрятались за рифом.
Через час всё закончилось так же резко, как и началось. Приняв горячительной жидкости (но, так и не согревшись), начали осматривать последствия шквала. Сошедший с откоса сель наполовину придавил 2-е палатки. В жилище Волковых-Борисовых плавал не только матрац, но и большинство вещей. Вылив воду из детского бассейна (высотой 40 см), на дне оказалось более 3-х кг камней глины и песка. Деревянные стойки нашей столовой были сломаны, тент порван. Зато, доселе грязные автомобили, блестели как после автомойки.
Устранив последствия шторма, столкнулись ещё с одной проблемой: по глинистой почве не только выехать в город на машине, но и просто подняться пешком было трудно. Решили сходить на лодке за продуктами в п. Волна, что в 11 км от нас (по морю). Шли мимо судов на рейде, которые теперь стояли по стойке смирно, теперь все развернутые носами в сторону пролива (стала понятна поспешность буксиров). По данным GPS узнали удивительную вещь: ветер был настолько сильным, что разница высоты над уровнем моря на протяжении 10-ти км составила 4 метра! Так мы и прокатились «с горки на горку». К нашему удивлению отдыхающие на пляже п. Волна даже не знали, что «за углом», в проливе был шквал.
Относительно того, что мы пережили, погода «наладилась», если не считать того, что облачная погода преследовала нас уже до конца экспедиции, и иногда проходили дожди.
Теперь радиостанцию мы не отключали. Узнав из предупреждения о том, что возможны смерчи и ураганные ветры пришлось свернуть экспедицию на день раньше.
Но всё-равно разочарований ни у кого не было. Как всегда, по традиции, отмечали «День Нептуна». Вдоволь нанырялись и наелись мидий и рапанов.
В целом поставленные перед собой задачи мы выполнили. Теперь зимними холодными вечерами нам предстоит копаться в справочниках, связываться с архивами, чтобы узнать что же лежит на дне моря и какие тайны и судьбы унёс с собой этот корабль.
ЭКСПЕДИЦИЯ В БОЛГАРИИ
Сразу оговоримся, что планам на обследование вышеозначенных объектов не суждено было сбыться. Но, тем-не-менее болгарские друзья показали нам, несколько интересных объектов. Вот их описание:
«Jaques Fressinet»
Построен во Франции в 1914 году. Затонул в 15.02.1929 года. Водоизмещение 5000 тонн. По рассказам сторожил, судно в тумане сбилось с курса. И напоролось на прибрежные скалы. О жертвах история умалчивает. В момент гибели судно ходило под болгарским флагом. На борту судна был груз, состоящий из рельсов. Для того чтобы быстрее достать груз, использовали взрывчатку.
До сих пор на берегу сохранился бетонный фундамент от лебедки. Обломки судна лежат кормой к берегу. Наименьшее расстояние от суши 30 метров. Корпус корабля на данный момент представляет собой груду обломков. Хорошо сохранились три паровых котла диаметром около 4-х метров каждый, а также охладитель и паровая машина.
В центральной части судна хорошо виден настил палубы с фрагментом мачты диаметром 0,7 метра. Фактические координаты 42°19.998’N 27°47.147’E. Глубина 7 метров корма, и 20 метров носовая часть. Длина судна около 110 метров. На поверхность судна были подняты несколько иллюминаторов, и шамотных кирпичей из котла.
«Sеfаk»
Турецкий грузовой пароход. Спущен на воду 1888 г. Вместимость 330 брт.
Утром 23.05.1942 года советская подводная лодка Щ-205 (командир капитан-лейтенант П. Д. Сухомлинов) четырьмя торпедами потопила пароход «Sеfak». Все 9 членов экипажа спаслись. Согласно данным источников, координаты гибели 42°08’N 27°54’E.
Судно лежит на расстоянии 70 метров от берега, носовой частью в море.
Судя по расстоянию от кормы до носа длина судна приблизительно 50 метров. Форштевень прямой. Видны два якорных клюза. Рядом под куском палубы брашпиль и два швартовых кнехта. Паровой машины при беглом осмотре не обнаружено. Судя по обломкам, основной удар торпеды пришелся в центральную часть судна. Корпус судна клепаный. По всей вероятности на корабле было парусное вооружение, так как найдено большое количество бронзовых блоков. Корма представляет собой, небольшой фрагмент длиной около 5 метров с сохранившимся винтом диаметром около 1,2 метра, и пером руля высотой 3 метра. Рядом лежит небольшой адмиралтейский якорь.
Большое количество ящиков с кафельной плиткой (маркировка 4783 HYNGARY) , и фрагментов фаянсовой сантехники, дают предположение о грузе на борту судна. Основная часть интересных находок обнаружено в районе 10-12 метров от форштевня.
Бронзовый керосиновый фонарь (без клейма), а также массу всевозможных фигурок из олова со следами краски (обнаженные женщины, собаки, лошади, орлы и т.п.) высотой от 6 до 14 сантиметров.
Среди обломков ближе к корме был обнаружен взрыватель от морской мины заграждения, что несколько нас смутило. Получается, что наши подводники приписали себе гибель этого судна. И только после повторного погружения, когда на расстоянии 20 метров от правого борта затонувшего судна мы увидели хвостовую часть советской торпеды, все встало на свои места. Зря мы так расстраивались. Фактические координаты 42°08.611’N 27°53.735’E . Глубина корма 7 метров, нос 14 метров. Сейчас можно представить, почему при таких разрушениях, ни кто не пострадал. По всей вероятности экипажем парохода «Sеfake» был замечен либо перископ лодки, или след от торпеды, и они вовремя покинули судно, благо берег близко.
«Mopang»
Пароход. Принадлежал США. Спущен на воду в 1920 году. Вместимость 3545 брт.
1.07.1921 г. транспортное судно «Mopang» подорвалось на мине, оставшейся с Первой мировой войны. Судно лежит на правом борту.
Корпус достаточно хорошо сохранился. Основные повреждения (вероятнее всего от подрыва на мине) в районе носовой части. На верхней части надстройки хорошо видны четыре воздухозаборника, и отверстие диаметром 4-5 метров от дымовой трубы. При освещении, внутри надстройки видны лестницы выхода из машинного отделения, а также гермодвери жилых кают. В кормовой части сохранилась лебедка, и винт диаметром около 3-х метров. Через весь корпус судна идет якорная цепь. Вероятно, в момент подрыва на мине якоря вывалились из своих мест, и в момент переворота корабля цепь обмоталась вокруг корпуса. Фактические координаты 42°28.065′ N 27°41.549′ E. Глубина 32 метра, возвышение на грунтом 10 метров.
«Родина»
Болгарский пароход. Спущен на воду в 1922 г. Водоизмещение 4159 тонн.
19.09.1941 года «Родина» шел с грузом зерна из Стамбула в Варну в охранении двух болгарских миноносцев. В районе Бургаса судно подорвалось, сразу на 2 минах и затонуло. Погибло 3 человека. Миноносцы охранения спасли 37 человек. По сведениям источников, координаты гибели 42° 23’3″ N 27° 47’13» E. По данным гидролокации, на расстоянии 1,5 км этой точки находиться объект, по размерам схожий с пароходом «Родина».
Перед погружением на «Родину» болгарские аквалангисты предупредили нас, что судно до основания разрушено в послевоенное время. На нем тренировались военные водолазы- взрывники. Когда на экране сонара показался корпус судна, судя по размерам, оно еще представляло одно единое. Видимость под водой была на редкость отличная, в пределах 15 метров. Нас сразу поразили размеры судна. На удивление кроме поломанной мачты, ни каких видимых разрушений мы не заметили. Судно имело крен около 45°. Трюма пустые. Огромные лебедки на палубе. Видны несколько шлюпбалок. Корма опутана саваном рыбацких сетей. Носовые якоря на своих местах. Свободно можно попасть во внутрь надстройки, находящейся в центральной части судна. Нам пришлось подняться на поверхность, так как воздух был на исходе. Забраться в помещения надстройки нам не удалось. Фактические координаты 42°24.030′ N 27°46.980′ E. Глубина около 37 метров. Возвышение над грунтом 14,5 метра.