12-я международная экспедиция Тольятти — Тендра

ГлавнаяЭкспедицииЭкспедиции на Чёрном море12-я международная экспедиция Тольятти - Тендра

Эта экспедиция по количеству участников превзошла все предыдущие. До этого года весенние «вылазки» клуба включали не более 20-ти человек. В этом же году нас было уже около 50-ти.
Планировалась работа в районе острова Березань и Тендровской косы. Здесь во время Великой отечественной войны проходили жизненно важные коммуникации, как для советских войск, так и для войск гитлеровской коалиции. Акватория в районе фарватера ОДЕССА — НИКОЛАЕВ — ХЕРСОН усиленно минировалась обеими сторонами с 41 по 44гг. К моменту начала экспедиции мы уже знали о 15-ти объектах покоящихся на дне в районе предстоящего поиска. Но расхождения в архивных документах и путаница с координатами требовала от нас дополнительных уточнений.

Руководитель экспедиции Александр Ёлкин выпустивший справочник «Затонувшие объекты Чёрного и Азовского морей», определил цель предстоящей экспедиции — подтвердить нахождение ранее обследованных объектов и описать их, также обследовать все неопределённые объекты, идентифицировать их, сделать координатную привязку.
Перед началом решили заручиться поддержкой местных властей, тем более что обследование придётся вести в водах суверенной Украины. От директора музея морского флота Украины П.П. Клищевского было получено письмо, с готовностью принять «для научного исследования и дальнейшего показа в экспозиции музея находки, обнаруженные на погибших в разные годы морских транспортных судах, представляющие историческую ценность». А так же заверил в том что «переданные материалы и предметы музейного значения будут приняты на государственное хранение». Такое сообщение воодушевило всех участников экспедиции, но помимо работников музея нужно было заручиться поддержкой пограничников и одного «хитрого» Министерства Украины (не хочется уточнений, пусть себе живут спокойно).

Вот здесь то нас и ждала «засада». Если с «погранцами» вопрос туго, но всё же решился, то от «хитрого министерства» ответ был однозначным — если и нырять, то смотреть, фотографировать, но ничего не поднимать. Мы прекрасно понимали, что вывезти, что-либо с территории Украины, даже если бы мы очень захотели, не смогли бы (да этого нам и не нужно). Но вот в чём проблема: как передать музею «материалы музейного значения» если их не поднимать. Мы даже предложили пусть это сделают представители Украины (ведь экспедиция международная), но и это предложение получило однозначный отказ.
В общем, нет, так нет!

Как и планировалось, отъезд и прибытие в Рыбаковку (пункт сбора и нашей дальнейшей дислокации), прошел практически без проблем. Исключение составил попавший в аварию Саша из Питера (наш друг по Небугской экспедиции), но слава богу жив — здоров. Разместились, кто на пляже (в палатках), а кто в номерах ближайшего (уже работающего в это время года) пансионата. Не стану останавливаться на организации нашего быта (хотя являюсь его организатором) за меня всё расскажут представленные здесь фотографии.

Можно отметить, то, что все участники, а это и киевляне, и черниговцы, и одесситы, и саратовцы, и москвичи, и тамбовчане, и собственно тольяттинцы (простите великодушно, если кого забыл) великолепно слились, в команду единомышленников и подводных исследователей. Немного подкачала погода, температура воды была от 4 до 10 градусов. Шли дожди, но это никого не расстроило и не остановило. Выходили в море на 4-х лодках, на разные объекты. Конечно, находки не заставили себя ждать: это и зенитное 20-мм орудие «Flak 30», и баржа с ящиками (судя по некоторым вскрытым их содержимое запальные стаканы), и многое другое.

Даже поднятую лампочку!!!! и ту вынудили выбросить за борт. Не знаю, какую ценность она представляет для Украинской стороны, но могу только представить себе её дальнейшую судьбу (лежать на дне до тех пор, пока сей предмет не начнёт представлять собой хоть какую-нибудь историческую ценность).

Массу воспоминаний оставил наш поход на Тендру. Тендровская коса находилась на расстоянии 40 км от нашего берега. Загрузившись на небольшой рыбацкий сейнер путь до косы прошли на одном дыхании.

Выгрузились, разбили лагерь, вышли на объекты (предварительно обнаруженные поисковой группой). Погода — полный штиль. Отнырялись по полной программе. Пережили волнительные минуты от встречи с пограничным катером, но всё обошлось. Вернулись на косу. На берегу нашли сорванную с эсминца «Фрунзе» боевую рубку.

Вечером наблюдали лунное затмение, которое к утру и закатило нам шторм порядка 4 — 5-ти баллов. Пока не разыгрался настоящий шторм, погрузились на пару объектов и, решив не рисковать, капитан сейнера предложил нам высадиться на косу (пока не стихнет буря). Но если бы мы не уговорили капитана вернуться в Рыбаковку, пришлось бы нам быть робинзонами не один день (ведь до самого нашего отъезда и еще несколько дней спустя шторм в тех краях так и не утих).

Хотелось бы отметить и мастерство капитана сейнера. Перевезти 30 человек со «снарягой» в такой шторм это риск с большой буквы. Но слава богу всё обошлось.
Погода, как я уже сказал, была штормовая. Отойти от берега на лодке было невозможно, поэтому решили свернуться на два дня раньше.

Но самое главное — как вернуться домой без Дня Нептуна?! Традиция, есть традиция, и её никто не отменял. Как и положено новички нашего движения принесли присягу на верность Богу Морей (знаете, как приятно исполнять его роль). Выпили по раковине морской воды (а Любомир Петришин даже полведра отпил). Получили печать Нептунову (ластами пониже баллонов). В общем, было весело.

Но всё хорошее кончается, закончилась и эта экспедиция. И как это здорово, что есть такие люди как те, что были рядом и как это прекрасно, что существует наше ЭКСПЕДИЦИОННОЕ БРАТСТВО!!!


Обломки неизвестного судна.
Фрагмент корпуса судна. Глубина 14 метров, возвышение над грунтом 2 метра. Практически не поддается идентификации. Остался лишь кусок борта с фрагментами шпангоутов.


Буксир «Brusterort»
Вспомогательный тральщик, однотипный «Drossel». Бывший немецкий буксир. Спущен на воду в 1938 г. В 1941 г. передан ВМС Румынии. 25.10.1941 года в 17 ч. 15 м. вспомогательный тральщик «Brusterort» при тралении фарватера подорвался на мине и затонул. Погибло несколько человек, включая командира. Согласно данным источников, точка гибели 46°33’34» N 31°22’14» E. Фактические координаты 46°33.197′ N 31°22.592′ E, что на 600 метров отличается от ранее полученных координат. Глубина около 10-12 метров. Возвышение над грунтом около 2-3 метров.


Небольшое судно.

Глубина 13 метров, возвышение над грунтом 4 метра. Практически полностью разрушенное, сильным взрывом , вероятно донной мины. Хорошо сохранилась носовая часть, длиной около 7 метров, с установленной на ней брашпилем. Форштевень прямой . Кое-где сохранились фрагменты надстройки. По очертаниям корпуса судно принадлежало к классу буксиров. Останков экипажа, и боеприпасов на судне не обнаружено. При осмотре места кораблекрушения в радиусе 100 метров обнаружено большое количество металлических обломков, вероятно принадлежащие данному судну.
Можно предположить, что объект является буксиром «Brusterort» .


«Theresia Wallner»
Минная плавучая база. Принадлежала Германии. Бывший греческий буксир «Antigona», спущенный на воду в 1912 г. В составе ВМС Германии с 18.06.41 г.
Водоизмещение, брт 132
Вооружение:
20-мм зенитных автомата 2
Пулемета 2

Якорные мины 3025.10.1941 году минная плавучая база «Theresia Wallner» подорвалась на мине и затонула. Согласно данным источников, точка гибели 46° 35′ N 31° 34′ E. Глубина 14 метров, возвышение над грунтом 5-6 метров. Обнаружена только носовая часть с фрагментом палубы. Носовая оконечность перевернутая верх килем , имеет длину около 8 метров. Ширина 5-6 метров. Форштевень с небольшим наклоном. Два якоря Холла , на своих штатных местах. Вес якорей приблизительно 100 кг.

Рядом на расстоянии 5-6 метров от носовой оконечности , фрагмент палубы, с остатками леерного ограждения, и зенитным 20-мм орудием «Flak 30» стоявшим на вооружением Кригсмарине. Сохранность орудия отличная. На небольшом расстоянии от орудия , находится лебедка. При осмотре места кораблекрушения в радиусе 100 метров остальных обломков не обнаружено. Останков экипажа и боеприпасов не обнаружено. Согласно очертаниям носовой части что данный объект является минной плавучей базой (минзаг) «Theresia Wallner»


Буксир «Drossel»

Вспомогательный тральщик. Бывший немецкий буксир. Спущен на воду 1938 г. В 1941 г. передан ВМС Румынии.

Водоизмещение, брт 126. Вооружение: 20 мм зенитный автомат 1.

На тральщике установлены тралы для якорных и донных мин. В 1941 году из Одессы в Очаков переброшен отряд тральщиков для очистки от мин фарватера. 25.10.1941 году в 15 ч. 45 м. вспомогательный тральщик «Drossel» во время траления подорвался на мине. Погибло несколько человек, включая командира отряда. Согласно данным источников , точка гибели 46°33’54» N 31°21′ 26″ E. Имеются и несколько иные координаты, предоставленные одесскими водолазами — 46°34’03» N 31°22’28» E.

Небольшое судно размером приблизительно 25 метров, ширина около 5 метров. Глубина 14 метров, возвышение объекта над грунтом 6-7 метров. Лежит на грунте креном на левый борт. Корма разрушена, по машинное отделение. Судно двухвинтовое. Вал с винтом лежат на грунте в 10 метрах от машинного отделения. Второй вал с винтом развернут по направлению к носу , и возвышается над грунтом на 5-6 метров. Машинное отделение практически замыто песком. За надстройкой установлен барабан для намотки троса. Рубка прямоугольная, полностью сохранившаяся. В передней части рубки виднеется фрагмент штурвала диаметром около 1,2 метра.

На крыше рубки установлено леерное ограждение. В передней части крыши виднеется фрагмент мачты. Форштевень прямой. В носовой части установлен брашпиль. Якорей на штатных местах не видно. При очистке фонаря освещения палубы обнаружено клеймо «IZS 30116». Что дает предположение, о том что судно иностранной постройки.
Останков экипажа, и боеприпасы на судне не обнаружено. При осмотре места кораблекрушения в радиусе 50 метров обнаружено большое количество металлических обломков, вероятно принадлежащих кормовой части судна. Судя по повреждениям корпуса, вероятнее всего гибель произошла от подрыва на донной мине. По форме обводов судна, можно предположить что судно является буксиром «Drossel» .


«МПК»
Малый противолодочный корабль проекта «201М»
Водоизмещение, т 207
Длина, м 42
Ширина, м 6
Осадка, м 1,8
Мощность двигателей 3 мотора по 1800 л.с.
Скорость, узлов 25
Вооружение:
2х25 мм артиллерийская установка 4
Бомбометы РБУ-1200 2

Корабль водоизмещением около 200 тонн. Глубина 13 метров, возвышение над грунтом 6 метров. Лежит на грунте практически на ровном киле. На корпусе нет видимых повреждений, которые повлекли за собой гибель корабля. Кормовая надстройка находится на штатном месте. Боевая рубка имеет сильные разрушения в верхней части и смещена к правому борту. Материал, из которого сделаны обе надстройки — алюминий. Вооружение и палубное оборудование отсутствует. На одном из электрощитков надпись «1958 г». По очертаниям корпуса корабль относится к классу малых противолодочных кораблей проекта «201». Характер повреждений, и то что корабль полностью разукомплектован можно предположить что объект затоплен специально.


Несамоходная баржа.

Баржа водоизмещение неопределенно. Глубина 14 метров, возвышение 4 метра. Характер повреждения носовой части дает предположение о подрыве на мине. В основном корпус достаточно хорошо сохранился. Сильно повреждена носовая часть. Видны четыре трюма. Два первых трюма , ближе к носовой части практически замыты песком. В два кормовых можно проникнуть. Виден генеральный груз , состоящий из ящиков с зарядными стаканами к орудиям приблизительно 122 мм-150 мм. Также несколько цилиндрических бочонков, по форме схожие с глубинными бомбами. В корме горизонтально расположено, возможно, рулевое колесо. Корма имеет полукруглую форму с расположенной на ней небольшой будкой с проемом двери. Руль повернут в право, на 70 градусов. Принадлежность объекта неопределенна. Останков экипажа не обнаружено.


Обломки неизвестного судна.

Фрагмент корпуса судна. Глубина 14 метров, возвышение над грунтом 2 метра. Практически не поддается идентификации. Остался лишь кусок борта с фрагментами шпангоутов.Самолет


Немецкий самолёт «Ju-52»
Самолет «Ju-52» Принадлежал Германским ВВС.
Экипаж ,чел 3, Скорость ,км.ч 275, Дальность полета ,км 990
Высота максимальная ,м 5900
Бомбовая нагрузка ,кг 500
Вооружение : Пулемет 7,92 мм ,шт 1 Пулемет 15 мм ,шт

Сохранились оба крыла самолета. Левое крыло с двигателем. Сохранился капот с приборной доской. Фюзеляжа — нет. Отдельно валяется хвостовая часть длиной 1,5 м. Место, где был фюзеляж заполнено обломками. В обломках попадаются 200-л бочки. По видимому бензин, который перевозил самолет, при падении взорвался или самолет горел — это и привело к разрушению фюзеляжа. Останков экипажа не обнаружено. Фактические координаты 46°21.632’N 31°37.542’E . Глубина около 12 метров, возвышение 1,5 метра.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долгов
Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи