2-я черноморская экспедиция Тамань — Геленджик (июль 1998г.)

ГлавнаяНовости клубаЭкспедиции2-я черноморская экспедиция Тамань - Геленджик (июль 1998г.)

Как уже писалось, крымская экспедиция 1997 года дала старт многим экспедициям клуба. Поначалу мало, кто думал, что у авантюры 97-го года будет продолжение. Но промозглая осень, холодная зима и воспоминания о летнем приключении сделали своё дело. Все с нетерпением ждали лета.

Морской десант

В этот раз решили «осваивать» родные акватории. Место проведения экспедиции выбирали долго. Опыт первой спонтанной поездки показал, что прежде чем, что-то найти, нужно знать, что, а главное где, искать. Проштудировав не один десяток книг, справочников и мемуаров (интернета тогда не было) сделали вывод, что наиболее перспективным районом поиска остаётся Керченский пролив. В годы войны в этом районе затонуло немало плавсредств и самолётов. Берега Керченского пролива неоднократно переходили то одной, то другой противоборствующей стороне. Неоднократно на его берега высаживались морские десанты. И хоть все понимали, что линкоров и авианосцев нам не найти, но вера в успех не покидала подводных авантюристов…


Историческая справка:

Катера десанта
  • Керченская десантная операция — крупная десантная операция советских войск в начальный период Великой Отечественной войны. Проходила с 26 декабря 1941 по 20 мая 1942. Несмотря на первоначальный успех, операция закончилась крупной неудачей: три советские армии были окружены и разбиты. Общие потери составили более 300 тыс. чел, включая около 170 тысяч пленных, а также значительное количество тяжелого вооружения. Поражение десанта тяжело отразилось на судьбе осажденного Севастополя и облегчило вермахту летнее наступление на Кавказ.
  • Десант на косу Тузла 6- 9 октября 1943 года — тактический десант на косу Тузла в Керченском проливе, высаженный силами Черноморского флота в ходе Новороссийско-Таманской наступательной операции Великой Отечественной войны.
Десантники на мотоботах пр. 165
  • Керченско-Эльтигенская десантная операция (31 октября —11 декабря 1943 года) — операция войск Северо-Кавказского фронта (с 20 ноября 1943 года — Отдельная Приморская армия), Черноморского флота и Азовской военной флотилии, проведенная с целью освобождения Керченского полуострова. Итогом операции стал захват плацдарма на Крымском полуострове.

В июле наш «десант» тоже «высадился» в районе косы Тузла. Имея в «арсенале» одну лодку с эхолотом и GPS навигатор вышли в море. Работали по лоции пролива. Точнее по морской карте с отметками гидролокации. В двух километрах от берега находились несколько значков затонувших кораблей. Избороздив немалое пространство водной поверхности эхолот дал всплеск!

зарисовка затопленного корабля
Зарисовка торпедного катера типа Г-5 на дне

Погрузившись был обнаружен торпедный катер. Аквалангисты приступили к обследованию. По разрушениям кормы можно было предположить, что он подорвался на мине. Что это за катер, какова судьба экипажа, при каких обстоятельствах и, как он погиб нам ещё предстояло узнать… Из находок, обнаруженных на катере самой интересной был автомат ППШ. Времени для более тщательного осмотра уже не оставалось. Хотели максимум его посвятить поиску. И вот, окрылённая успехом команда, бросилась в поиск. Но, обследовав большую акваторию от м. Тузла до м. Панагия, больше ничего не нашли. Было решено съездить в Геленджик в местный дайв-центр и понырять на уже найденный советский истребитель. Он был обнаружен в 80-х годах Новороссийскими аквалангистами. После осмотра самолета, пришли к выводу что по всей вероятности это советский истребитель Як-7Б (судя по конфигурации кабины и радиатора охлаждения) , погибший во время Великой Отечественной войны.


Историческая справка:
Як-7Б — по схеме аналогичный ЯК-7А, но с заменой пулеметов ШКАС на УБС, с более богатым оборудованием и с рядом конструктивных улучшений. Была установлена приемо-передающая станция РСИ-4 с мачтой и двухлучевой антенной. На варианте Як-7Б для ПВО имелись также радиополукомпас РПК-10, посадочная фара и электросветовая сигнализация убранного положения шасси. Полетная масса увеличилась по сравнению с Як-7А на 95 кг и достигла 3030 кг. Однако благодаря уборке в полете хвостового колеса, улучшению обводов капота и туннелей радиаторов, а также внутренней герметизации фюзеляжа удалось снизить сопротивление самолета в такой мере, что скорость не уменьшилась.

  • Экипаж…………………………………………………………………………………………………………………. 1 чел.
  • Максимальная взлетная масса……………………………………………………………………….. З010 кг
  • Размеры: длина х размах крыла………………………………………………………………. 8,48 х 10,0 м
  • Силовая установка: колич. двиг. х мощность……………………….. 1 (М-105ПФ) х 1180 л.с.
  • Максимальная скорость полета на высоте 3860 м…………………………………… 588 км/ч
  • Скороподъемность (средняя)…………………………………………………………………………. 14,4 м/с
  • Практический потолок……………………………………………………………………………………. 9900 м
  • Дальность полета…………………………………………………………………………………………… 820 км
  • Вооружение…………………………………… 1 х 20-мм пушка ШВАК, 2 х 12,7-мм пулемета ВС
  • Максимальная бомбовая нагрузка………………………………………. 200 кг бомб или 6 РС-82

Дутик (заднее колесо самолёта)

На данный момент от некогда грозной машины практически ничего не осталось. Но всё-равно, понимаешь, что перед тобой обломки настоящего боевого самолёта, уничтожавшего врага в небе над Кубанью. Это ни с чем не сравнимые ощущения от сознания того, что ты прикасаешься к истории!
На дне, среди обломков нашли заднее колесо, так называемый дутик или дутыш и ещё насколько мелких обломков принадлежавших самолёту.

Что же, вторая поездка только усилила стремление искать, открывать неизведанное и приоткрывать завесу тайн, связанных с периодом Великой отечественной войны.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долгов
Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи