Подводная лодка в степях Поволжья или путешествие «сома» к последнему причалу.

ГлавнаяНовости клубаПодводная лодка в степях Поволжья или путешествие "сома" к последнему причалу.

В середине ноября 2003г. в тольяттинском речном порту появился уникальный для этой акватории корабль — дизельная подводная лодка.

Слух об этом быстро разлетелся по городу, но увидеть субмарину мало кому удавалось. Поначалу её прятали у причальной стенки грузового порта, затем она была отбуксирована вверх по течению и была пришвартована у безлюдного берега.

К месту швартовки никого не подпускали. Даже, когда в начале года в город приехала съёмочная группа программы «Человек и закон» и попыталась снять лодку, «весёлые» ребята из охраны не дали этого сделать и проводили журналистов до самого трапа самолёта.

Интересно какие секреты хранит в себе этот «монстр»?

Скоро стало известно, что лодка прибыла с Балтийского моря, где проходила службу и была списана. Затем субмарину выкупил ЛОГОВАЗ для «Музея техники ВАЗа». А последняя швартовка обусловлена тем, что от берега до самого музея прорыта дорога и по ней, её волоком доставят в музей.

Снега ждали всю зиму, но достаточного количества так и не нападало. И вот 3-го апреля субмарина, скованная льдом, была отнесена от берега на расстояние более километра. дежурившие на лодке отдали якорь, но удержать такую массу (лодку и льдину) он не смог. Оборвало цепь и лодка медленно дрейфовала по направлению к ГЭС.

На помощь «беглянке» было направлено два буксира — Шлюзовой-4 и Рейдовый-3. Медленно проходя через лед толщиной 25-40 см, буксиры смогли добраться до субмарины. Вслед за ними был направлен буксир ледокольного типа «Капитан Соловьев», который был задействован в транспортировке «Сома», как классифицируют лодку у нас, (TANGO — в классификации НАТО ). Вот и «станцевал» наш «Сом» «танго» во льдах!

Лодку, освобожденную из ледяного плена, отбуксировали в речной порт. Попытавшись узнать судьбу «экспоната» пришлось повозиться с сообщениями в прессе (ведь факт буксировки такой махины по мирной российской территории не должен был остаться незамеченным). И вот удача — сообщение НТВ из Ст.Петербурга:


Неву в центре Санкт-Петербурга очищают от мазута

04.11.2003 15:23

Чрезвычайное происшествие в Санкт-Петербурге. В Неву попало дизельное топливо. Авария произошла при буксировке через Северную столицу списанной подводной лодки. Сейчас предпринимаются попытки удалить нефтяное пятно с поверхности реки, сообщает телекомпания НТВ. Обычно буксировку в акваторию Невы субмарины никто не анонсирует. Нынешняя стала известна благодаря нештатной ситуации — вылитого в него небольшого количества дизельного топлива.

Специалисты по очистке еще накануне определили, что источником загрязнения стала некая подлодка. Субмарина в центре города столкнулась с подводным препятствием. Как удалось выяснить из разных источников, подводный корабль «Б-307» построен более 20 лет назад. Служил в составе Балтийского флота, сейчас принадлежит ЛОГОВАЗу. Подлодку должны были отбуксировать в Тольятти…

Пока не сообщается, для каких целей ЛОГОВАЗ приобрел субмарину. Известно, что в мире именно лодки проекта «641» чрезвычайно популярны в качестве музейных экспонатов, правда, используют их и как развлекательные центры.


Оказывается наша «беглянка» ещё в начале своего пути успела немало «насолить» своим провожатым. Никак не хотелось уходить ей на заслуженный отдых.

Так что же это за лодка!!?

Продолжительные поиски всё же увенчались успехом.

Наша лодка — это:


Проект 641Б «Сом»(в классификации NATO — «TANGO») бортовой номер Б-307
  • Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный
  • Глубина погружения, м рабочая — 240 предельная — 300
  • Автономность, сут — 80
  • Дальность плавания, мили подводная-450, при РДП -14000
  • Экипаж (в т ч офицеров), чел -78(17)
  • Энергетическая установка тип — ДЭУ, кол-во (тип) х N ДД, л с — 3 (2Д42) х 1900
  • Аккумуляторная установка кол-во групп (тип ) АБ х элем в гр — 4 (60СУ) х 112
  • Скорость хода наибольшая, уз надводная — 13.0, подводная — 15.0
  • Вооружение торпедное: кол-во х калибр НТА, мм — 6 х 533, боезапас (тип) торпед — 24 (ТЭСТ-71М и 53-65М или 53-65К), ПУГС — «Ленинград»
  • Радиоэлектронное: БИУС -«Узел», НК — «Мост-641Б», РЛК — «Каскад», ГАК — «Рубикон», СОРС -МРГТ-25.

Подводные лодки проекта 641Б строились в период с 1972 по 1982 год и предназначены для борьбы с надводными кораблями и ПЛ противника, находясь на противолодочных рубежах, сопровождения дружественных судов, обороны морских конвоев от ПЛ противника.

Они несли боевую вахту в различных районах мирового океана. В период с 1973 г по 1982 г. ВМФ СССР передали 18 кораблей пр 641Б. Все они были построены на ССЗ «Красное Сормово» в г. Горьком. Из боевого состава флота ПЛ были выведены до 2001 года, в основном, в 1995-1996 гг.


Весной 2004 года начался подъём субмарины на берег. Была окончательно расчищена и подготовлена дорога к месту будущей стоянки. Благодаря усилиям сотен людей лодка, наконец, встала к своему «последнему причалу».

Интересный факт из жизни «нашей» ПЛ. Оказывается на ней проходили съёмки фильма «Особенности национальной рыбалки». И исполняла она роль сверхмалой секретной подводной лодки, которую «поили» водкой Кузьмич с Лёвой.

Сейчас лодка занимает самое почётное место в музее техники ОАО АвтоВАЗ. Хочется сказать огромное спасибо всем тем людям, кто «затеял» столь грандиозный проект, тем, кто принимал участие в подготовке лодки к транспортировке и экспонированию в музее, и всем тем, кто поддерживает её (да и все экспонаты) в великолепном состоянии!

Можно гордиться людьми, которые вкладывают душу, силы и средства в память о нашем прошлом! Достойном прошлом!


Этапы пути лодки из Кронштадта к последнему причалу

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долгов
Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи