Тральщик «ПЕТРАШ»

ГлавнаяОбъектыТральщик «ПЕТРАШ»

В 2003 году судно было обнаружено и обследовано тольяттинским клубом «Нептун-Про» во время экспедиции «Небуг-2003». Буксир переломлен на две части, вследствие попадания торпеды.

ТРАЛЬЩИК «ПЕТРАШ»

Надстройка отсутствует. Носовая часть лежит верх килем, кормовая на киле с креном 60°. Два якоря Холла в носу на своих местах. Хорошо видны два паровых котла. В кормовой части огромный барабан с тросом, а также кассеты с глубинными бомбами. Останков экипажа не обнаружено. На поверхность были подняты два иллюминатора. Глубина около 15 метров. Возвышение над грунтом около 6 метров.


Буксир. Бывший портовый ледокол. Вступил в строй в 1914 г. До 1916 г. «Добрыня». До 1924 г. «Руслан». До 1935 г. «Кашалот». В составе Черноморского флота с 15.07.1941 г. До 11.11.1942 г. сторожевой корабль.
Водоизмещение: 560 т
Скорость: 12 уз.
Вооружение:
2 орудия 45 мм, 1 орудие 20 мм, 4 пулемета
Экипаж: 47 человек.


До войны этот корабль был портовым ледоколом, потом его переделали, и до ноября 1942 года он выполнял функции тральщика. Потом с него сняли оружие и превратили в буксир. 7 августа 1943 года «Петраш» был атакован двумя торпедными катерами противника (но не подводной лодкой, как написано в письме), от попадания торпеды судно разломилось на две части. После погружений стало ясно, что доступ во внутренние помещения затруднён. На корме была обнаружена огромная буксировочная лебедка, а на грунте рядом с кормой — большая алюминиевая кастрюля. Боеприпасов и вооружения не видно. На поверхность удалось поднять иллюминатор и якорь-кошку (вероятно, оставленный рыбаками).

По заказу военного ведомства России в феврале 1914 году на верфи «АО Сандвикский корабельный док» в Гельсингфорсе началась постройка стального винтового ледокольного «щитового» буксира среднего тоннажа «ДОБРЫНЯ» (стр. № 214). Судно водоизмещением 350 т (291,81 брт) имело длину 41,85 м, ширину 7,29 м и осадку 3,30 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 750 л.с. обеспечивала пароходу скорость хода в 12,5 узла. 12 декабря 1914 года «Добрыня» был подготовлен к проведению ходовых испытаний. В качестве портового ледокола он в этом же году вошел в состав судов морской крепости императора Петра Великого в Ревеле.

Во время первой мировой войны в связи включением в состав флота в качестве тральщиков волжских буксиров, названных по именам былинных богатырей, «Добрыню» 28 ноября 1916 года, принятого от Военного ведомства в состав БФ, переименовали в «РУСЛАН». Буксир вооружили одним 75 мм и одним 37 мм орудиями и двумя 7,62 мм пулеметами, переклассифицировали сначала в посыльное, а затем сторожевое судно. Весной 1918 года в ходе Ледового похода Балтийского флота (7-16 апреля) судно успешно использовалось в качестве ледокола. «Руслан» совместно с «Ястребом» обеспечил переход в Кронштадт восьми больших подводных лодок и транспорта. С лета 1918 года по 1 июня 1922 года «Руслан» использовался как посыльное судно, участвуя в операциях Красного Балтийского флота. С 26 мая 1922 года он находился в распоряжении Морской пограничной охраны ОГПУ. 7 апреля 1924 года «Руслан» был исключен из списков РККФ, разоружен и передан Главному управлению рыбной промышленности. Там судно переименовали, назвав «КАШАЛОТ». Пароход перешел в порт приписки Архангельск и как ледокольный буксир был включен в состав судов Управления государственного тралового и звериного промысла. С 1926 года он в качестве буксирного парохода входил в состав Северного государственного морского пароходства «Совторгфлота». В период с 17 июля по 22 ноября 1926 года «Кашалот» совершил переход из Архангельска в Черное море и вошел в состав плавучих средств Одесского морского торгового порта. В 1935 году судно получило новое наименование «ПЕТРАШ». С 1938 года он в составе местного транспортного флота Одесского портоуправления числился как пассажирский буксир.

В начале Отечественной войны 13 июля 1941 года «Петраш» был мобилизован, принят от НКМФ, вооружен двумя 45 мм орудиями и двумя пулеметами. 15 июля этого же года под бортовым № 102 «Петраш» в качестве сторожевого корабля был включен в состав Черноморского флота. Экипаж: 47 человек Он осуществлял воинские перевозки в Одессу, Севастополь, Камыш-Бурун и порты Кавказа, нес конвойную службу. Так с 9 августа 1941 года он сопровождал из Очакова большой караван речных судов, следовавших в Севастополь и далее в Керчь и Ростов. Сторожевой корабль участвовал в эвакуации бойцов и командиров, последних защитников Одессы 16 октября 1941 года. 4 ноября 1941 года на буксире сторожевого корабля «Петраш» вышло из Севастополя в Туапсе гидрографическое судно «Гидрограф». В 15 часов 08 минут корабли зашли в Ялту. После выхода из Ялты они были атакованы авиацией противника. В результате повреждений, полученных от разрывов бомб, на «Гидрографе» возникла течь, поступление воды остановить не удалось, и он затонул в 19 милях к востоку от Ялты. Потерь среди личного состава не было. «Петраш» не пострадал. 11 ноября 1942 года «Петраш» был выведен из боевого состава флота и переформирован в буксирный пароход плавучих средств Туапсинской ВМБ. В 1943 году буксир вооружили двумя 45 мм и одним 20 мм орудиями, а также двумя 12,7 мм и двумя 7,62 мм пулеметами.

7 августа 1943 года «Петраш» с двумя баржами на буксире в охранении сторожевого корабля № 105 следовал из Туапсе в Геленджик. В 23 часа 20 минут в районе мыса Чуговокопас были обнаружены силуэты катеров, на которые был сделан запрос. В ответ караван был атакован двумя торпедными катерами противника, входившими в состав 1-й флотилии врага. Две из выпущенных торпед взорвались на берегу; а одна попала в «Петраш». Судно затонуло в точке 44°21,8’N 38°26,9’E. Погибли 25 человек, 28 были спасены. 14 августа 1943 года буксир был исключен из состава флота.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

EPRON
EPRONhttp://epron-pro.ru
Центр аналитики и информации НП ВПК "ЭПРОН"

Популярные статьи