Тридцать восьмая экспедиция была запланирована как поисковая. За полтора десятка лет наших изысканий, от мыса Железный рог до озера Солёное, осталось много неисследованных участков и их было решено прочесать в этом году.
Всем известное обстоятельство – проведение спецоперации, наложило отпечаток и на нашу работу. Спутниковой навигации доверять не приходилось. Поэтому часть лодок занималась приборным поиском – сканированием дна с помощью ГБО (гидролокатора бокового обзора). Другая часть исследователей работала в прибрежной зоне мыса Железный рог. Это место принесло нам в последние годы немало открытий.
Вот и в этот раз, ещё на стадии подготовки, с нами связался местный житель Евгений Шиховцев и рассказал о своих находках: «Здравствуйте! Живу в окрестностях мыса Железный рог. Уже давно обнаружил на мысе обломки кораблекрушения. Заинтересовался. В ходе поисков в интернете нашёл ваш клуб и статью о кораблекрушении на м. Железный рог. Хочу сообщить, что в период зимних штормов обломки частично размыло. В последний визит к ним обнаружил там диски от, предположительно, пулемёта ДТ-29 и гору сегментов от пулеметной ленты (предположительно ДШК). Может это чем-то поможет при идентификации обломков?»
Информация нас заинтересовала и к указанному месту вновь отправились наши разведчики. Действительно и диски, и фрагменты пулемётной ленты усеяли дно среди обломков кораблекрушения. Но удивительная деталь – настрела гильз мы не обнаружили. Даже одна гильза могла бы пролить свет на время, когда эти диски попали на место их обнаружения.
Собрав свидетельства боёв, продолжили обследование акватории. Ряд находок ещё предстоит идентифицировать и провести более тщательное обследование на предмет их происхождения, как и данные приборного поиска. На сонограммах, после их изучения, отмечены ряд техногенных объектов, которые ещё предстоит идентифицировать.
А пока вернёмся к дискам и фрагментам пулемётной ленты. Как оказалось диски действительно принадлежали танковому пулемёту ДТ. Красная армия приняла новый пулемет на вооружение в 1929 году под обозначением 7,62-мм танковый пулемет системы Дегтярева образца 1929 года (ДТ-29).
Пулеметы ДТ-29 устанавливались почти на все модели советских танков и бронеавтомобилей. Своего рода рекордсменами по количеству пулеметов можно считать тяжелый танк Т-35 и средний Т-28, на вооружении каждой из машин находилось по 5 таких пулеметов. Более того в комплект пулемёта входили сошки, и при необходимости пулемёт можно было снять и продолжить воевать уже в пехотном строю.
Ознакомившись с характеристиками ДТ и его фото времён войны возник вопрос о том ремешке, что был у нашего диска. Ни на одном из танковых вариантов его не было! Откуда он в нашем исполнении?!
Ответ не заставил себя долго ждать. Оказывается, в годы войны была ещё одна модификация этого пулемёта. ДА – Дегтярёв авиационный!
Именно на нём и применялись для фиксации крышки диска эти ремешки. Пулемёты были, как одиночными, так и спаренными. Все они устанавливались на турельных установках и огонь вёлся непосредственно стрелком (не дистанционно).
Ещё одно открытие ждало нас, когда стали изучать сегменты пулемётной ленты. Изначальное предположение, что это лента от ДШК отпало сразу.
ДШК был крупнокалиберным пулемётом (12,7мм) и у него была цельная лента не распадавшаяся на сегменты после стрельбы. В нашем же случае лента была под патрон 7,62мм. Характерные рёбра жёсткости сразу указали на принадлежность к авиационному пулемёту ШКАС.
Опять авиационному?! Может находка принадлежит разбившемуся у мыса самолёту? Тогда понятно почему нет гильз и патронов. Самолёт, израсходовав боезапас, возвращался с задания, когда и был подбит, упал, не дотянув до берега.
Начались поиски типа самолёта, на котором могли стоять пулемёты ДА и ШКАС одновременно.
Все варианты и версии были проштудированы вдоль и поперёк. Но! Увы. Таких аппаратов не было. Устанавливался или ДА (в более ранних версиях), или ШКАС во всех других исполнениях, но вместе они не применялись. Конечно, можно было предположить, что в годы войны могли сами устанавливать, всё, что под руку попадёт. Так на одном из торпедных катеров типа Г-5 мы уже находили пулемёт ДТ, который по всем характеристикам катера в штатное вооружение не входил. Но пока решили придерживаться общеизвестных фактов.
Итак, версия с самолётом пока отложена до следующих экспедиций. Прочешем ещё раз место поиска. Уделим внимание всем мелочам. Вдруг и найдём что-то, что укажет на подтверждение этой версии.
Теперь вспомним какую роль играл мыс Железный рог в годы войны. Как ориентир входа в Керченский пролив, он был самым заметным в любое время суток. Его огибали конвои и одиночные корабли.
Закрыть вход в пролив была основная задача обеих сторон. Не зря самая первая минная постановка наших войск была на его траверзе. На ней подорвался наш же транспорт «Кола», эсминец «Смышлёный» штормом вытянуло на это же минное поле. Там же подорвался и немецкий шнелльбот (торпедный катер) S-102. Напротив мыса потоплен теплоход «Рот-Фронт». Немецкие и наши самолёты заходили на Таманский полуостров над этим местом. Десант на Эльтиген тоже шёл от озера Солёное вдоль берега, мимо мыса (как видно на карте) и его нужно было прикрывать от атак с неба.
Наверняка на самом мысу в военное время находился пост ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи) или батарея ПВО (но на картах военных действий её нет). Хотя сама батарея была бы на виду и вряд ли ей позволили там безнаказанно действовать. А вот скрытый пост, вооружённый пулемётами, именно зенитными пулемётами, как в нашем случае, с большой вероятностью мог быть. Пока непонятно, где именно находился пост. Может на самом мысу, и со временем место обрушилось и ушло в воду (мы наблюдаем каждый год оползни).
А может пост оборудовали под мысом Железный рог? Может даже в обломках того старого судна, которое в годы войны могло укрыть наших зенитчиков?
Состояние одного из дисков говорит о том, что его не так сильно затронула коррозия. Есть морские отложения, но не такие, как мы видели у поднятых с морского дна находок. В полосе прибоя, где вода насыщена кислородом и на металл постоянно воздействуют волны, вряд ли такие тонкостенные предметы сохранились бы восемь десятков лет.
Подведём итог.
Осталась одна рабочая версия. Были обнаружены свидетельства зенитного поста ПВО на мысе Железный рог. Он мог быть не фронтового и не армейского подчинения, а принадлежать авиационной части и потому не отмечен на картах войсковых операций. Так на Таманском полуострове располагался аэродром знаменитых лётчиц «46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка». Немцы прозвали их «Ночными Ведьмами» за то, что все боевые вылеты были исключительно ночными, а перед пикированием на вражеские позиции пилоты отключали моторы на своих бипланах ПО-2 и оставался слышим лишь негромкий шелест воздуха под крыльями, похожий на звук метлы. Именно ПО-2 вооружались или пулемётами ДА или ШКАС. Ими же и вооружили зенитный расчёт. Какова его судьба? Пока в наших руках лишь скромные свидетельства тех боёв и минимум информации. Что ж будем искать. Искать и не сдаваться.
Вот так, подводные погружения привели нас в небо. Пытаешься спланировать ход экспедиции, но никогда не знаешь чем она закончится.
В этом году в море работало четыре лодки с полными экипажами подводных искателей. Всего в экспедиции приняли участие тридцать два человека из: Тольятти, Самары, Казани, Тулы, Рязани и Санкт Петербурга. Погода благоволила нам и все дни выходили в море в ясную, солнечную погоду. Видимость на дне оставляла желать лучшего, но, когда это нас останавливало?
Участники — бывалые и начинающие поисковики. Каждый выполнял задачи в полном объёме в соответствии со своими навыками.
Простых задач не было. За день покрывали расстояния в десятки километров. Баллоны с воздухом никогда полными в базу не возвращались. Настрой был боевой, дисциплина на уровне.
Отдельного внимания заслуживают береговые службы. Снабжение, поддержание лагеря в рабочем состоянии, питание, технические службы, досуг – всё было на высоте! Времени хватало обсудить прошедшие погружения, спланировать предстоящие, поговорить об истории, и весело провести время. Все были при деле, и все в полной мере наслаждались морем, солнцем и приятной компанией.
Экспедиция закончилась слишком быстро и с чувством лёгкой недосказанности. Как и её результаты не ставили точку в наших исследованиях. Впрочем, так было и будет всегда. Именно потому мы раз за разом возвращаемся к ласковым и жестоким волнам Чёрного, но такого светлого моря.
P.S. при подготовке диска ДА к экспонированию в музее клуба, в нём был обнаружен патрон! Как много надежд и ожиданий он вселил в нас… но он же оказался ещё одной загадкой. Сбоку патрона, в гильзе торчал резиновый жгут. Такой же жгут шёл от крышки диска внутрь. Видимо он оторвался от патрона. Капсюля не было – гильза пустая внутри. И что самое неожиданное – на донце отсутствовала маркировка. Вероятно, это был патрон, который удерживался жгутом и не поступал в ствол. Если есть знатоки, то ждём в комментариях подтверждение или опровержение нашей версии.
Сам же диск ДА, как и фрагменты пулемётной ленты ШКАС займут своё место в экспозиции музея «ЭПРОН», а посетителей ждёт увлекательный рассказ о находках и их истории.