(текстовый вариант сценария фильма)
Торпедный катер типа Г-5 найден нами ещё в 1999г. С тех пор корабль был тщательно обследован, с него поднято множество находок, но определить бортовой номер и состав экипажа не удалось. В июне 2000г. нами принято решение о подъёме катера с морского дна и его установке в Тольятти. Были произведены все расчеты и подготовлено судоподъёмное оборудование. Однако многое препятствовало выполнению задачи, это и плохая видимость в проливе и частые шторма. Также ил, полностью заполнивший машинное отделение, увеличил расчётный вес катера.
Изучены чертежи катера и способ его подъёма: под днище катера будут заведены судоподъёмные полотенца. После чего к ним с помощью карабинов прикрепят понтоны, подадут воздух, и катер будет поднят на поверхность.
Работы на катере ведутся не прекращаясь. К исходу третьего дня к полотенцам прикреплены все понтоны. И без того плохая видимость ухудшилась из-за начавшегося шторма. Работать приходится почти на ощупь. Последняя проверка всех креплений завершена. Начата подача воздуха в понтоны. Но что это?! На поверхности показался лишь один понтон! Вот она причина!
Хвалёные турецкие карабины! Их разогнуло как алюминиевую проволоку. При указанной в паспорте нагрузке в десять тонн, он не выдержал и двух с половиной. Приходится в экстренном порядке искать замену злополучным карабинам. Времени на новые приключения у нас просто не остаётся.
Но видно фортуна в этот раз не на нашей стороне. Море не хочет делиться своими тайнами. Расчётный вес объекта оказался больше предполагаемого. Что ж придётся оставить его в покое до следующего раза, а то, что мы в любом случае установим принадлежность катера, даже не подлежит сомнениям.
Одновременно с работами на катере постоянно велась аэрофоторазведка. Для полномасштабной разведки акватории пролива в экспедиции используется дельталёт.
Прибрежная линия шириной в 2 км “прочёсана” полностью. Единственное обнадёживающее известие – на траверсе мыса Тузла, зафиксирован подводный объект.
Проверить что это — мидиевое хозяйство, скопление водорослей или всё-таки корабль можно, только побывав на месте.
Решение следует незамедлительно: с воздуха, по рации, на объект будет наведена группа аквалангистов.
Якорь с первого раза зацепился за её колесо. А рядом возвышается борт десантного мотобота. Не терпится сразу обследовать находку.
Вокруг разбросаны снаряды от пушки. В корме, среди завалов, лежит легендарный пулемёт системы «Максима». Оружие так и не пригодилось участникам десанта. То тут, то там лежат автоматы, трёхлинейки, противотанковое ружьё ПТРД.
Обследовав весь бот начинается подъём находок.
В отличии от катера, трудностей с подъёмом пулемёта и пушки не возникло.
По отработанной схеме находки доставлены на берег. Жаль время не пощадило их целостность. К сожалению кожух ствола у “Максима” с годами разъедался: изнутри пресной водой, снаружи морской, потому и не выдержал элементарного прикосновения. Из разрушенного, ствола, под водой, стало расползаться рыжее облако – пресная вода 43-го года! Все находки собраны в своеобразный музей под открытым небом. Дай бог нашим детям не знать, для чего нужны эти “игрушки”.
Мы помним о тех, кто погиб, но дал нам то, что ценнее всех благ на свете – жизнь! Вглядитесь в эти лица… Они молоды, как и мы… Они мечтали, как мечтаем мы…
Они любили, и были любимы… Они знали во имя чего шли на смерть. Во имя твоей и моей жизни!
И мы знаем, для чего вновь и вновь, погружаемся в мутные воды Керченского пролива. И пока эти волны хранят свои тайны, мы снова вернёмся сюда и продолжим начатое дело!
P.S. в настоящее время 45-ти миллиметровая пушка находится в одном из музеев под открытым небом в Краснодарском крае. И любой желающий может прикоснуться к частичке нашей славной и трагической истории.