Танкер «Валериан Куйбышев»

ГлавнаяОбъектыТанкер «Валериан Куйбышев»

Судно было обследовано в экспедиции клуба весной 2007 года.

Судно лежит на дне в 200 метрах от берега на траверзе Бугазской косы.
Танкер разломлен на две части. Они отстоят друг от друга на 70 метров.

TK Kujbyshev
Корма танкера на дне

Носовая и кормовая части находятся (на глубине 10 – 12 и 8 – 13 метров, соответственно) в 200 метрах от берега напротив Бугазской косы. В спокойную погоду обе части танкера видно с поверхности, как тёмные пятна на воде.

Кормовая часть (2/5 общей длины) находится ближе к берегу (200 м). Перед рубкой на корме находится танкерные механизмы: ёмкости, трубопроводы, открытые колодцы со змеевиками. Ближе к месту разлома находится надстройка.

В месте разлома хорошо различимы повреждённые и целые танки для топлива. С правого борта на удалении 12 – 14 м на грунте лежит повреждённая надстройка. На дне, особенно у левого борта, разбросаны разрушенные детали судовых механизмов, бортового оборудования и листы обшивки с иллюминаторами. Под кормой на грунте – перо руля. 

В движение танкер приводили два гребных трехлопастных винта. Носовая часть танкера сильно разрушена. Брашпиль находится на уровне дна, якорь лежит на песке впереди форштевня на расстоянии около 10 метров.

TKKujbyshev

Единственное оставшееся носовое помещение открыто для проникновения. Между носом и остальной частью – пространство, замытое песком. Далее наблюдаются мощные разрушения вплоть до узкой надстройки. Надстройка возвышается над верхней палубой до глубины 1,2 – 1,5 м от поверхности.

За надстройкой находятся повреждённые взрывом топливные танки малого объёма, трубопроводы, балки и другие фрагменты оборудования судна.

Листы обшивки бортов при ударе танкера о дно лопнули и в местах наибольших повреждений, почти, лежат на грунте.


Танкер «Валериан Куйбышев»

Первоначальное название судна — «Elbruz». Оно было спущено на воду в 1914 году на верфи «Tyne Iron Shipbuilding Co Ltd» в английском Ньюкасле.


Основные характеристики:

  • Водоизмещение 4629 брт
  • Длина 114,30 м
  • Ширина 15,6 м
  • Высота 8,35 м
  • Мощность 2200 л.с.
  • Движитель 2 трехлопастных
  • Скорость хода 11,5 узлов

После Октябрьской революции судно было реквизировано, зачислено в объединение «Совтанкер» и переименовано в «Валериан Куйбышев» (в честь известного политического деятеля того времени).

27 июля 1941 года судно было зачислено в списки Черноморского флота в качестве вспомогательного корабля, на который возлагались нелегкие задачи по обеспечению фронта (как авиации, так и наземной техники) топливом.

2 апреля 1942 года танкер «Валериан Куйбышев» (капитан В. Г. Собко) с грузом 2500 тонн автобензина, 1000 тонн керосина, 250 тонн лигроина и 120 тонн смазочного масла в охранении эсминца «Незаможник» и двух сторожевых катеров и под прикрытием 2-х истребителей МиГ-3 следовал из Новороссийска в Камыш-Бурун. Скорость каравана была 10 узлов. В 18 ч. 59 м. у Таманского полуострова в районе банки Марии Магдалины в 10 милях к западу от Анапы танкер был атакован пятью торпедоносцами Не-111, два из которых в ходе отражения налета были сбиты. Из трех выпущенных с дистанции 10-15 кабельтовых торпед две прошли мимо благодаря произведенному маневру. Первоначально казалось, что мимо пройдет и третья торпеда, но когда до танкера оставалось примерно 300 метров, торпеда резко изменила курс и пошла на судно. Попадание торпеды пришлось в район кормового танка №6 с 600 тоннами бензина. От взрыва на судне возник пожар. Пламя достигало высоты 30 метров. Огонь охватил кормовую часть танкера, кормовые мостик и надстройки. Вышли из строя рулевое управление и машинный телеграф. Вытекший из поврежденного танка бензин горел на воде вокруг судна. Для борьбы с пожаром пытались применить пенотушение, но давление в магистрали рабочей воды не создавалось, так как она была повреждена. Других средств борьбы с пожаром на танкере не было. Капитан принимает решение спасать людей и разворачивает танкер так, чтобы огонь не задевал носовую часть, куда и было приказано перейти всему личному составу. После этого следует приказ оставить судно и прыгать с носа в воду. Удалось также спустить одну из шлюпок. Горящий танкер сдрейфовало на отмель, где он горел до 8 апреля, затем взорвался и, переломившись на две части, затонул. Погибли 24 человека. Катерами охранения были спасены 32.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи