18 подводная экспедиция Тольятти — Анапа (Благовещенская) весна 2007

ГлавнаяЭкспедицииЭкспедиции на Чёрном море18 подводная экспедиция Тольятти - Анапа (Благовещенская) весна 2007

В станице Благовещенской в районе Анапы (Краснодарский край) 27 апреля началась традиционная весенняя подводная экспедиция, приуроченная ко Дню Победы. Основными объектами обследования были танкер «Валериан Куйбышев» и транспорт, используемый для десанта. Эти объекты представляют интерес, как археологов, так и для выполнения нашей задачи, которую мы поставили себе по заполнению «белых пятен» Черного моря.

Первое обследуемое судно — это танкер «Валериан Куйбышев», который был потоплен при налете германской авиации 20 апреля 1942г. в нескольких километрах от берега в Черном море. Судно перевозило грузы для нужд Советской армии. Во время боя судами,
сопровождавшими танкер, были сбиты три германских самолета. Координаты местонахождения бомбардировщиков пока неизвестны, в отличие от «Валериана Куйбышева».

зарисовка объекта

Носовая и кормовая часть танкера удалены друг от друга на 70 метров. Сохранились достаточно большие фрагменты судна, винты рулевое управление, отдельные части корпуса позволяют обследовать их внутренне устройство и остатки грузов.

Последний раз судно было обследовано аквалангистами анапского дайв-центра. По их описанию: судно находится на расстоянии 200 метров от берега напротив Бугазской косы, недалеко от благовещенской погранзаставы.
Танкер разломлен на две части, лежащие друг от друга на расстоянии 70 метров. Глубина: нос 8 метров, корма 12 метров. В спокойную погоду обе части видны, как темные пятна.
Сохранилась надстройка, в корме видны два трехлопастных винта. Рядом с носовой частью лежит якорь.


Историческая справка:
Бывший танкер объединения «Совтанкер». Спущен на воду в 1914 г. Бывший «Сураханы». В составе ЧФ с 27.07.1941 г. Водоизмещение: 4629 брт. Скорость: 10 уз. 2 апреля 1942 года танкер «Валериан Куйбышев» (капитан В. Г. Собко) с грузом 2500 тонн автобензина, 1000 тонн керосина, 250 тонн лигроина и 120 тонн смазочного масла в охранении эсминца «Незаможник» и двух сторожевых катеров и под прикрытием 2-х истребителей МиГ-3 следовал из Новороссийска в Камыш-Бурун. Скорость каравана была 10 узлов. В 18 ч. 59 м. у Таманского полуострова в районе банки Марии Магдалины в 10 милях к западу от Анапы танкер был атакован пятью торпедоносцами Не-111, два из которых в ходе отражения налета были сбиты. Из трех выпущенных с дистанции 10-15 кабельтовых торпед две прошли мимо благодаря произведенному маневру. Первоначально казалось, что мимо пройдет и третья торпеда, но когда до танкера оставалось примерно 300 метров, торпеда резко изменила курс и пошла на судно. Попадание торпеды пришлось в район кормового танка №6 с 600 тоннами бензина. От взрыва на судне возник пожар. Пламя достигало высоты 30 метров. Огонь охватил кормовую часть танкера, кормовые мостик и надстройки. Вышли из строя рулевое управление и машинный телеграф. Вытекший из поврежденного танка бензин горел на воде вокруг судна. Для борьбы с пожаром пытались применить пенотушение, но давление в магистрали рабочей воды не создавалось, так как она была повреждена. Других средств борьбы с пожаром на танкере не было. Капитан принимает решение спасать людей и разворачивает танкер так, чтобы огонь не задевал носовую часть, куда и было приказано перейти всему личному составу. После этого следует приказ оставить судно и прыгать с носа в воду. Удалось также спустить одну из шлюпок. Горящий танкер сдрейфовало на отмель, где он горел до 8 апреля, затем взорвался и, переломившись на две части, затонул. Погибли 24 человека. Катерами охранения были спасены 32.


Неподалеку от места, где находится затонувший танкер, есть небольшая Банка Марии Магдалены. В районе этой банки в 18-м веке затонул российский парусник. Задачей дайверов и археологов было исследование останков парусника.
Банка «Мария Магдалена» название старое, осталось от Генуэзских мореплавателей. Банка расположена в 3-х километрах от берега и имеет размер 1250 х 750 метров. Минимальная глубина 1.5 метра. Существует гипотеза, что банка это погрузившийся под воду коралловый остров. Погружение сюда оставляет незабываемое впечатление от посещения «каменного сада», музея якорей разных эпох, встречи с красивыми представителями флоры и фауны: скатами, морскими ласточками, губанами крабами и рапанами.

Вода на банке обычно прозрачная, даже когда видимость в других местах оставляет желать лучшего, отсутствует донная муть характерная для Черного моря. Останков и фрагментов, указывающих на следы парусника, нам обнаружить не удалось.

Также производилось погружение в районе поселка Сукко близ Анапы с целью обследования десантной баржи «Гордипия», хотя трудно дать точную характеристику принадлежности судна, поскольку во время войны в Черном море для десанта использовались все плавсредства, но, судя по количеству снарядов и мест на данном корабле, она вполне подходит и для десанта.

Справка А.Ёлкина, С.Курносова («Затонувшие суда Черного и Азовского морей»):
В мае 1920 г. была затоплена белогвардейцами в Ейске при отступлении, но вскоре поднята и в качестве транспорта включена в состав Керченского транспортного отряда Азовской военной флотилии (красных). 18.01.1921 г. сдана Главоду. В годы ВОВ в составе Азово-Черноморского техфлота обеспечивала воинские и народнохозяйственные перевозки по Азовскому морю. Обстоятельства гибели неизвестны. Найдена аквалангистами дайв-центра, который находится в поселке Сукко, в 10 километрах от Анапы.

нос корабля

Судно лежит на ровном киле на глубине 18 метров. Высота борта от грунта 5 метров. Видны механизмы для открывания днищевых люков. В носовой части ниже ватерлинии — большая пробоина.
В кормовой части находится паровая машина. Рядом с корпусом на грунте лежит труба. По словам аквалангистов, в 1970-х годах были произведены водолазные работы по очистке отсеков этой шаланды от взрывоопасных предметов. Для облегчения задачи водолазами были срезаны надстройки, но боеприпасы встречаются в корпусе судна и до сих пор. Один из московских дайв-клубов поднял с шаланды рынду.

Кроме того, обнаружили и обследовали одну немецкую БДБ (быстроходная десантная баржа). Быстроходные десантные баржи. Принадлежали Германии. Водоизмещение: 220 брт.19.05.1943 года конвой «Kleiner Bar-89» в составе БДБ F-376A и AF-70 были атакованы четырьмя советскими штурмовиками Ил-2. От полученных повреждений БДБ затонули у станицы Благовещенская, на глубине 29 и 34 метра. Возвышение над грунтом 2 метра и 2,5 метра соответственно. Объекты идентификации не поддаются. Возможно, что они являются коллекторами сброса воды города Анапа.

Объекты, обследованные водолазами, известны и отмечены на картах как подводные препятствия, но они представляют исторический интерес для выяснения истинных причин гибели и восстановления картины боевых действий: как лежат, какие разрушения, в следствие чего затонули.

в лодке

С годами данные об объектах и причинах их затопления подлежат изменениям (к примеру, гипотезы об авиации противников опровергаются по причине того, что судно подорвалось на мине, и это многое меняет; одно дело если немцы себе приписывали победу, а другое дело, если это минное поле было поставлено русскими войсками). Работа экспедиции шла по плану. Температура воды в той части акватории, где погружались водолазы — до 12-ти градусов, а температура воздуха на берегу — достигала лишь 5-10 градусов тепла. Незначительные перерывы в работе, связанные со штормовыми днями, не помешали выполнить запланированное.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи