В станице Благовещенской в районе Анапы (Краснодарский край) 27 апреля началась традиционная весенняя подводная экспедиция, приуроченная ко Дню Победы. Основными объектами обследования были танкер «Валериан Куйбышев» и транспорт, используемый для десанта. Эти объекты представляют интерес, как археологов, так и для выполнения нашей задачи, которую мы поставили себе по заполнению «белых пятен» Черного моря.
Первое обследуемое судно — это танкер «Валериан Куйбышев», который был потоплен при налете германской авиации 20 апреля 1942г. в нескольких километрах от берега в Черном море. Судно перевозило грузы для нужд Советской армии. Во время боя судами,
сопровождавшими танкер, были сбиты три германских самолета. Координаты местонахождения бомбардировщиков пока неизвестны, в отличие от «Валериана Куйбышева».
Носовая и кормовая часть танкера удалены друг от друга на 70 метров. Сохранились достаточно большие фрагменты судна, винты рулевое управление, отдельные части корпуса позволяют обследовать их внутренне устройство и остатки грузов.
Последний раз судно было обследовано аквалангистами анапского дайв-центра. По их описанию: судно находится на расстоянии 200 метров от берега напротив Бугазской косы, недалеко от благовещенской погранзаставы.
Танкер разломлен на две части, лежащие друг от друга на расстоянии 70 метров. Глубина: нос 8 метров, корма 12 метров. В спокойную погоду обе части видны, как темные пятна.
Сохранилась надстройка, в корме видны два трехлопастных винта. Рядом с носовой частью лежит якорь.
Историческая справка:
Бывший танкер объединения «Совтанкер». Спущен на воду в 1914 г. Бывший «Сураханы». В составе ЧФ с 27.07.1941 г. Водоизмещение: 4629 брт. Скорость: 10 уз. 2 апреля 1942 года танкер «Валериан Куйбышев» (капитан В. Г. Собко) с грузом 2500 тонн автобензина, 1000 тонн керосина, 250 тонн лигроина и 120 тонн смазочного масла в охранении эсминца «Незаможник» и двух сторожевых катеров и под прикрытием 2-х истребителей МиГ-3 следовал из Новороссийска в Камыш-Бурун. Скорость каравана была 10 узлов. В 18 ч. 59 м. у Таманского полуострова в районе банки Марии Магдалины в 10 милях к западу от Анапы танкер был атакован пятью торпедоносцами Не-111, два из которых в ходе отражения налета были сбиты. Из трех выпущенных с дистанции 10-15 кабельтовых торпед две прошли мимо благодаря произведенному маневру. Первоначально казалось, что мимо пройдет и третья торпеда, но когда до танкера оставалось примерно 300 метров, торпеда резко изменила курс и пошла на судно. Попадание торпеды пришлось в район кормового танка №6 с 600 тоннами бензина. От взрыва на судне возник пожар. Пламя достигало высоты 30 метров. Огонь охватил кормовую часть танкера, кормовые мостик и надстройки. Вышли из строя рулевое управление и машинный телеграф. Вытекший из поврежденного танка бензин горел на воде вокруг судна. Для борьбы с пожаром пытались применить пенотушение, но давление в магистрали рабочей воды не создавалось, так как она была повреждена. Других средств борьбы с пожаром на танкере не было. Капитан принимает решение спасать людей и разворачивает танкер так, чтобы огонь не задевал носовую часть, куда и было приказано перейти всему личному составу. После этого следует приказ оставить судно и прыгать с носа в воду. Удалось также спустить одну из шлюпок. Горящий танкер сдрейфовало на отмель, где он горел до 8 апреля, затем взорвался и, переломившись на две части, затонул. Погибли 24 человека. Катерами охранения были спасены 32.
Неподалеку от места, где находится затонувший танкер, есть небольшая Банка Марии Магдалины. В районе этой банки в 18-м веке затонул российский парусник. Задачей дайверов и археологов было исследование останков парусника.
Банка «Мария Магдалина» название старое, осталось от Генуэзских мореплавателей. Банка расположена в 3-х километрах от берега и имеет размер 1250 х 750 метров. Минимальная глубина 1.5 метра. Существует гипотеза, что банка это погрузившийся под воду коралловый остров. Погружение сюда оставляет незабываемое впечатление от посещения «каменного сада», музея якорей разных эпох, встречи с красивыми представителями флоры и фауны: скатами, морскими ласточками, губанами крабами и рапанами.
Вода на банке обычно прозрачная, даже когда видимость в других местах оставляет желать лучшего, отсутствует донная муть характерная для Черного моря. Останков и фрагментов, указывающих на следы парусника, нам обнаружить не удалось.
Также производилось погружение в районе поселка Сукко близ Анапы с целью обследования десантной баржи «Гордипия», хотя трудно дать точную характеристику принадлежности судна, поскольку во время войны в Черном море для десанта использовались все плавсредства, но, судя по количеству снарядов и мест на данном корабле, она вполне подходит и для десанта.
Справка А.Ёлкина, С.Курносова («Затонувшие суда Черного и Азовского морей»):
В мае 1920 г. была затоплена белогвардейцами в Ейске при отступлении, но вскоре поднята и в качестве транспорта включена в состав Керченского транспортного отряда Азовской военной флотилии (красных). 18.01.1921 г. сдана Главоду. В годы ВОВ в составе Азово-Черноморского техфлота обеспечивала воинские и народнохозяйственные перевозки по Азовскому морю. Обстоятельства гибели неизвестны. Найдена аквалангистами дайв-центра, который находится в поселке Сукко, в 10 километрах от Анапы.
Судно лежит на ровном киле на глубине 18 метров. Высота борта от грунта 5 метров. Видны механизмы для открывания днищевых люков. В носовой части ниже ватерлинии — большая пробоина.
В кормовой части находится паровая машина. Рядом с корпусом на грунте лежит труба. По словам аквалангистов, в 1970-х годах были произведены водолазные работы по очистке отсеков этой шаланды от взрывоопасных предметов. Для облегчения задачи водолазами были срезаны надстройки, но боеприпасы встречаются в корпусе судна и до сих пор. Один из московских дайв-клубов поднял с шаланды рынду.
Кроме того, обнаружили и обследовали одну немецкую БДБ (быстроходная десантная баржа). Быстроходные десантные баржи. Принадлежали Германии. Водоизмещение: 220 брт.19.05.1943 года конвой «Kleiner Bar-89» в составе БДБ F-376A и AF-70 были атакованы четырьмя советскими штурмовиками Ил-2. От полученных повреждений БДБ затонули у станицы Благовещенская, на глубине 29 и 34 метра. Возвышение над грунтом 2 метра и 2,5 метра соответственно. Объекты идентификации не поддаются. Возможно, что они являются коллекторами сброса воды города Анапа.
Объекты, обследованные водолазами, известны и отмечены на картах как подводные препятствия, но они представляют исторический интерес для выяснения истинных причин гибели и восстановления картины боевых действий: как лежат, какие разрушения, в следствие чего затонули.
С годами данные об объектах и причинах их затопления подлежат изменениям (к примеру, гипотезы об авиации противников опровергаются по причине того, что судно подорвалось на мине, и это многое меняет; одно дело если немцы себе приписывали победу, а другое дело, если это минное поле было поставлено русскими войсками). Работа экспедиции шла по плану. Температура воды в той части акватории, где погружались водолазы — до 12-ти градусов, а температура воздуха на берегу — достигала лишь 5-10 градусов тепла. Незначительные перерывы в работе, связанные со штормовыми днями, не помешали выполнить запланированное.