19 черноморская экспедиция Тольятти — Тамань (лето 2007)

ГлавнаяЭкспедицииЭкспедиции на Чёрном море19 черноморская экспедиция Тольятти - Тамань (лето 2007)

В конце лета 1997г. стартовала Первая подводная экспедиция Клуба НЕПТУН-ПРО. Прошло с той поры немного немало — 10 экспедиционных лет. И вот в начале августа 2007г. стартовала очередная 19-я подводная экспедиция. Планы на это лето были такими:

  • продолжить обследование объектов, обнаруженных командой из Предприятия подводно-технических работ «ПЁТР», под руководством Виталия Латарцева, с помощью гидролокатора бокового обзора;
  • обследовать найденный ранее штурмовик ИЛ-2.

Отправились, как всегда, на своих машинах, а «безлошадные» на «газели». На место — район мыса Тузла, прибыли вечером 5-го августа. А уже к вечеру 6-го, лагерь был полностью развёрнут, получено разрешение на пограничной заставе на выход в море.

люди на фоне моря

Со старшим научным сотрудником Александром Кондрашевым из Краснодарского историко-археологического музея, проведено планирование погружений и определён район поиска.Погода в первые дни была неважнецкая — дул сильный «южак» — самый гадкий в этих местах ветер. Волнение достигало 3-4 баллов. Для выхода в море и погружений проблема небольшая, но для поиска объектов с эхолотом немалая.

археолог кондрашёв

При подходе к объекту по данным GPS, метров за 20 — 30 до точки, необходимо было снижать скорость лодки до минимума, чтобы эхолот дал чёткую обрисовку объекта, но на такой волне и сильном ветре лодку сбивало с курса, как пушинку.
Приходилось делать циркуляцию, отходить от точки на несколько десятков метров и вновь выходить на объект. Вот так поелозив порядка 10-15 минут, точка всё же возникала на экране эхолота, за борт летел буй, лодка вставала на якорь и, дежурный водолаз погружался в волны Керченского пролива.

Объекты были, как ранее обследованные, так и новые. Иногда приходилось погружаться на один и тот же объект по нескольку раз. Просто разведка с гидролокатором бокового обзора велась, буквально вдоль и поперёк. И один объект, например уже неоднократно обследованный ТКА-35, имел несколько координат. Но лучше несколько «лишних» раз погрузиться под воду, чем пропустить важный объект.

Вот только несколько объектов и описаний их дежурными аквалангистами после первичного осмотра:

обломки кораблекрушения
  • «точка 025» по описанию сонограммы предположительно каменное строение. После осмотра — на дне развал металлических конструкций и посередине вертикально стоящий судовой двигатель. Предположительно судно было деревянным и погибло в годы войны. В этом месте на выходе из Тузлинской промоины в годы войны погиб рыбацкий сейнер перевозивший десантников в район Эльтигена.
  • «точка 14» по очертаниям очень похожа на древний корабль — галеру или другое судно первых веков нашей эры. После осмотра — на дне металлическая балка. На ней запутавшаяся рыбацкая сеть, которая лежит на дне приняв форму древнего судна (а жаль).
  • «точка 120» лист железа размером 1 на 1 м. посередине цилиндр диаметром 0,5м и высотой 0,5м. Непонятно что это. Может рыбацкая конструкция, а может и «эхо войны»
  • «точки 085, 086, 075 и 095» после беглого осмотра остатки конструкций мидиевого хозяйства, следы волочения якоря (рядом рейд торговых судов). Ничего, что привлекло бы внимание историков и археологов, не обнаружено.
  • «точка 04» нос неизвестного судна с якорем в клюзе. Вооружения и боеприпасов не обнаружено. После детального осмотра сделан вывод — нос корабля — это нос БКА-73 найденного и обследованного нами в прошлом году. А находится он от основного корпуса в нескольких десятках метров.
  • «точка 01» — на дне большой развал металлических конструкций — трубы, балки, ящики с боеприпасами, металлическая лестница и самая значимая находка адмиралтейский якорь и якорь типа «кошка» лежащий на нём.
патроны дшк

На последнем объекте остановлюсь подробнее. Детальный осмотр показал: глубина до дна 7 метров, возвышение объекта 2 метра. Длина объекта 14 метров, ширина 4 — 6 метров. Грунт вокруг песчаный. Среди обломков ящики с 45-ти мм снарядами, 20-ти мм патронами и патронами калибра 12.7 мм.

Найден фрагмент борта (точнее шпангоуты) без обшивки. Можно предположить обшивка была деревянная и уже сгнила.

шпангоуты корабля

В центре возвышается металлическая конструкция из 4-х «лепестков» конусообразной формы сужающаяся книзу. Вверху конструкции палубный набор к которому она и крепится болтами. Размыв дно у основания открылись рукоятки для наведения ствола орудия. Да — сомнений нет это орудие 21-К калибра 45мм! В нескольких метрах на дне практически полностью замытая станина знакомой формы.

И здесь вариантов нет — это зенитный 20-мм автомат «Эрликон». Такой же был поднят нами в 13-й экспедиции и сейчас находится в музее казачества в Тамани. По маркировке на гильзах подтвердилась версия о том, что это орудие швейцарского производства MARK-II, закупленное англичанами для ленд-лиза в СССР. В ходе дальнейших поисков найден пулемёт ДШК на корабельной станине.
Исходя из анализа вооружения, набора корпуса, размеров корабля и характера разрушений можно предположить, что корабль погиб в годы Великой отечественной войны от подрыва на мине, длина корабля 20-30 метров ширина 4 — 6 метров, корпус деревянный, а вооружение даёт возможность предположить, что это катер типа МО-4.

В годы войны многие катера на Чёрном море носили название СКА (сторожевой катер) ведь своё основное предназначение «малый охотник» за подводными лодками на ЧТВД (черноморском театре военных действий) катер практически не выполнял — лодок противника было мало. А вот боевое охранение транспортов, обеспечение прикрытия десантов, перевозка и высадка десанта, постановка минных банок, эскортирование подводных лодок к месту погружения и встреча их из походов — всё это было повседневной работой трудяги «мошки».

Одно несоответствие в найденном объекте с оригинальным «охотником» — это «Эрликон». Но в годы войны на «мошках» устанавливали 25-мм зенитные установки 84КМ и есть вероятность того, что на «наш» охотник установили ленд-лизовский Эрликон. Кстати однажды был случай, когда в орудие 21-К попал вражеский снаряд и наполовину оторвал ствол. Его конечно заменили вероятно таким же 21-К а может зениткой 84КМ или «Эрликоном»…


ТТД малого охотника за подводными лодками ТИПА МО-4

мо-4
  • Водоизмещение: стандартное — 44 т, полное — 57,5 т
  • Длина: 26,9 м;
  • Ширина: 4,01 м;
  • Осадка: 1,43 м
  • Мощность двигателей ГАМ-34БС: 3×850 л.с.
  • Скорость: максимальная — 26,5 узла
  • Мореходность — нахождение в море при волнении до 6-ти баллов.
  • Экипаж: 19 -24 чел.
  • Вооружение: два 45-мм орудия 21-К, два 12,7-мм пулемета ДШК, бомбовое вооружение, глубинные бомбы Б-1 — 8шт, М-1 — 24 шт.

Когда были сопоставлены место гибели и время гибели «малого охотника» нашёлся единственный объект совпадающий с нашей находкой. Это СКА-055. По архивным данным он погиб 2.11.43 г. от подрыва на мине в р-не Эльтигена. Но нашли мы его с российской стороны значит до Эльтигена он так и не дошёл.

мошка

СКА №055
(ПК-122 с 10.12.1941 г. СКА №0104, с 17.12.1941 г. )
Построен в 1937 — 1938 гг. и вошел в состав 1-го ЧОПС МПО НКВД Черноморского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав ЧФ. В мае 1943г. входил во 2-е звено 5-го дивизиона сторожевых катеров (5-й ДСКА) базировался на Тупсе. Участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции.

Историческая справка:
Командир катера СКА-055 лейтенант В.А. Шереметьев — с командиром звена старшим лейтенантом В.П. Бондаревым на борту, прибыв 2 ноября в Коротков, около часу ночи 3 ноября получил приказание от капитан-лейтенанта Данилкина погрузить на катер миномётную роту в количестве 51 человека и следовать в Эльтиген.

Подойдя к красному створу на 19-ти узловом ходу, катер во время поворота наскочил на мину и разломился на три части. После взрыва оставшиеся в живых 12 человек из экипажа и 15 человек десантников до 4 утра плавали на обломках катера, пока 22 человека не подобрала КМ-087, а остальных 5 человек — СКА-0105.


Если привязать к координатной сетке, то в этом районе «лежат»: ТКА-35, катер тральщик типа Р, МТБ проекта 65, понтон с орудием ЗИС-3 и все они погибли на минном поле. Других больших объектов в этом квадрате нет. Этот район полностью закрыт. А значит, наша версия верна!!!

люди с лодкой

Работали мы практически все дни, ныряли по 3 — 4 раза в день, только один день был «невыходным», когда на море был шторм. Обследовали массу объектов, активно поработали на КАТЩ-0211 типа Р. На нём и ранее велась работа, в 2000 году проводили размывочные работы, с помощью эжектора. Но в этом году в результате тщательного осмотра были найдены ещё много артефактов.

находки на море

Это 2 пулемёта Дегтярёва ДП-41, сапоги, подсумки и другие свидетельства перевозки Эльтигенского десанта. Все они сначала стали своеобразным музеем на берегу моря, а затем переданы Краснодарским археологам для дальнейшего их восстановления и экспонирования в музеях края.
И вновь, получив ответы на одни вопросы, получили массу других. «Закрыть» район в Керченском проливе ещё предстоит. А пока будем продолжать работу с архивами, и готовиться к следующим экспедициям.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Станислав Долгов
Станислав Долговhttp://epron-pro.ru/
Директор клуба и руководитель экспедиций НП ВПК "ЭПРОН". Руководитель Самарского рег.отделения "Конфедерации подводной деятельности России". "Общественный инструктор подводного спорта" ФПС, Wreck Diver SSI Куратор Кадетского курса "Гимназии №39"

Популярные статьи